Консультация для родителей по теме : "Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Дети всего мира – это единое сообщество, члены которого не разделяются ни по национальному, ни по религиозному, ни по социальному признаку, все они нуждаются в любви взрослых и защите от всех видов насилия» (из обращения к правительствам всех стран и народов мира.
«Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». (Ж. Лабрюер)
Среди многочисленных вопросов, которые любят задавать журналисты это, «Что вы считаете главным событием в своей жизни? »
Для большинства из нас – это рождение ребенка, радостный и чрезвычайный этап в семейной жизни. Появление на свет ребенка, как правило, ждут с нетерпением и тревогой, готовятся к встрече новорожденного.
И вот, наконец наступил день рождения. Вы впервые взяли на руки своего ребенка, с волнением прислушивались к его легкому дыханию, стремительно бросались к нему по первому зову. Малыш начинает приобретать над родителями необыкновенную власть.
Мелькают дни, уходит в прошлое бестолковые, но счастливые хлопоты первых дней жизни малыша. Только теперь мать и отец постепенно начинают в полной мере чувствовать бремя ответственности за эту новую жизнь, за хрупкое, слабое, но бесконечно дорогое существо.
Родители стараются усердно следить за ростом и развитием своего ребенка, с удовольствием отмечая его успехи и с беспокойством неудачи. Каждый мечтает видеть своего малыша счастливым и здоровым, успешным и знающим, удачливым и талантливым.
Родители тешат себя иллюзиями и строят воздушные замки до тех пор, пока однажды с удивлением не обнаруживают, что сказочное «счастливое детство» придуманное ими, и который создали собственными руками, совершенно другой, не похожий на «доброе старое время».
Наша память услужливо сохранила ощущение, что в детстве мы находились в абсолютной безопасности. Мы наперечет знали всех живущих. Улица была нашим домом. Взрослые и дети были хорошо знакомы, запросто ходили, друг к другу в гости, помогали, чем могли. Любой посторонний человек, появившийся около дома, сразу замечался, запоминался и обсуждался.
Конечно, всматриваясь в детские годы сквозь сентиментальную пелену воспоминаний, мы все же понимаем, что и там была своя доля опасности, потому что она есть всегда.
Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, неизведанное – риск, риск – опасность.
В наши дни страх за жизнь и здоровье детей все больше овладевает взрослыми. Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни.
По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности детей от несчастных случаев, отравлений и травм в России самый высокий по сравнению с другими. Важно, что на форуме большое внимание уделено бытовым экстремальным ситуациям, которые зачастую опаснее, чем землетрясение или катастрофа. Речь идет о жестоком обращении с детьми в семье или бездействие родителей, приносящий физический или психологический вред ребенку.
Проблему организации помощи детям в чрезвычайных ситуациях можно рассматривать не только с точки зрения непосредственной работы специалистов по выведению ребенка из кризиса, но и точки зрения своевременного обучения детей правилам безопасной жизнедеятельности, тактике действий в ситуации, угрожающей жизни и здоровью.
Большая часть детей не умеет называть то, что переживает, не может соотнести слова, обозначающие эмоции, со своими переживаниями и т. д.
За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, - то ребенок весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным.
Попав в сложную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества, в частности проблемы физической и психологической подготовки призывников. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных. Традиционная школа требует, в основном, послушания, тренируя исполнительские способности ребенка. Энергичные и инициативные дети, не найдя применения своим способностям, дают им выход «на улице».
Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения) .
Наш детский сад уделяет большое внимание формированию у воспитанников знания основ жизнедеятельности. В частности, проводятся разнообразные формы противопожарной безопасности. В основном обучение осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми в утренний и вечерний отрезки времени. Задачи этого образовательного направления решаются через все виды деятельности детей – рисование, развитие познавательных способностей, знакомство с художественной литературой, игру, - что не создает дополнительной нагрузки для детей. Постоянно напоминаем детям действия при пожаре.
Чтобы работа была более эффективной, осуществляются целенаправленные практические занятия-тренинги: эвакуация детей из здания.
Вы конечно думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.
Не обойтись в хозяйстве и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Злоумышленник на улице.
Если обсуждать темы безопасности с «привязкой» к конкретным обстоятельствам, эффект педагогического воздействия многократно возрастает. Очень полезно во время прогулки ненавязчиво показать ребенку все наиболее опасные места – заброшенная стройка, пустырь, подъезд своего дома и т. д.
Помните, что дети плохо представляют себе, как выглядит преступник – они думают, что злодей это с кинжалом на поясе. Объясните, что даже хорошо одетые и располагающие к себе люди могут оказаться опасными. Учите детей не разговаривать с незнакомыми, с пьяными людьми. Пусть это будет выглядеть невежливо, зато правильно и безопасно. Если рядом притормозила машина или она тихонько едет следом, немедленно отойти от края тротуара. Не брать никаких подарков и приглашений от незнакомцев, не садиться в машину. Но везде, как вы понимаете, нужна мера. Не запугивайте чрезмерно малыша, чтобы он не прятался от каждой бабушки, которая обратит на него внимание («ой, какой красивый мальчик») .
Постарайтесь построить ваши отношения с ребенком таким образом, чтобы малыш легко обсуждал с вами все свои проблемы – тогда вы быстрее поймете, какой информации ему не хватает и чему еще нужно учить. На детей произведут большое впечатление истории, приключившиеся с вами в детстве – вспомните те из них, которые помогут вашему малышу поверить в свои силы.
Один дома
Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Поэтому, если вы вынуждены время от времени ненадолго отлучаться по какой-то надобности, то обязательно подготовьте ребенка к безопасному нахождению в квартире без присмотра взрослых. Причем, максимальный срок вашего отсутствия не должен превышать 3-х часов. Даже взрослым людям милиция советует быть очень осторожным и не пускать к себе в дом незнакомых людей.
Родителям необходимо с раннего возраста начинать приучать детей правильно вести себя в квартире, во время своего отсутствия. Причем здесь имеет значение и характер ребенка, и его зрелость, и самостоятельность. Взрослые должны быть абсолютно уверены, что малыш строго придерживается, заведенных ими правил, может, в случае необходимости найти выход из сложного положения. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков.
Все дети разные. Одним нравится оставаться наедине с самим собой, чувствовать себя большими и самостоятельными. Они всегда могут развлечь себя и дождаться спокойно родителей. Другие не готовы перенести такое испытание, оно им не по силам. Оставшись одни, они не будут играть, а начнут с тревогой прислушиваться к незнакомым звукам, бояться как бы чего не случилось. Они везде зажигают свет, включают на полную мощность телевизор, а по ночам мучаются от кошмаров.
Кстати о телевизоре, существует расхожее мнение, что он лучший нянька. Однако исследования показывают, что у детей которые смотрят телевизионные передачи больше 4-х часов в день, развиваются пассивности, а иногда и стрессы, падает работоспособность, замедляется развитие.
Если вам предстоит оставить в квартире одних 2-3-х детей, хорошенько подумайте, умеют ли они решать споры миром.
Большое значение имеет фактор доступности: может ли ребенок позвонить вам, и легко ли вам быстро добраться до дома в случае непредвиденных обстоятельств. Тщательно взвесив все «за и против, научите своего ребенка основным правилам поведения в отсутствие взрослых.
Подумайте о том, чтобы ребенок сам мог легко достать все, что ему может понадобиться в вашем отсутствие, будь то в холодильнике, в шкафу, в кладовой. Оборудуйте ему удобное место для игр, рисования, чтения, отдыха.
Убедитесь в том, что ребенок умеет открывать и закрывать окна, форточки, двери. Научите ребенка пользоваться телефоном и правильно реагировать на звонки в дверь. Учить детей разговаривать по телефону, кажется, очень просто. Поднял трубку – и говори, пожалуйста. Но существует одно важное правило, которое нужно запомнить детям – разговаривать можно с теми, кого хорошо знаешь, не называть незнакомым людям свой адрес, номер своего телефона, не вступать в разговор с незнакомцами и тем более говорить, что взрослых нет дома.
Дети во всем подражают взрослым, поэтому ваш личный пример – самый хороший наставник. Значит, в первую очередь вы сами должны неизменно исполнять установленный в семье порядок.
Во многих семьях существует своеобразный «пароль», система звонков, указывающая на то, что в дверь звонит «свой». Однако, чтобы окончательно убедиться в безопасности, он должен обязательно спросить: «Кто там? »
И непременно постарайтесь выработать у детей привычку: никогда не хвастаться во дворе или в детском саду новыми вещами, достатком семьи, предполагаемой поездкой, своей самостоятельностью. Пусть ребенок знает, что существуют «тайны семьи» и чужим людям рассказывать о них нельзя.
Помните о высокой цене родительской ответственности, лежащей на матери и отце. А поэтому приложите максимум усилий, чтобы укрепить в ребенке чувство независимости и компетентности, свести к минимуму его страхи и неуверенность,оказать эмоциональную поддержку малышу, если вы оставляете его одного дома.
Если кто-то хочет войти в квартиру
Ребенок должен точно знать, кому он имеет право открыть дверь, если находится дома один. Назовите этих людей по именам — родственников, соседей, друзей. Предупредите малыша, что никогда не пришлете в дом незнакомого ему человека. Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей.
В старые времена дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации, из сказок. Вот и обратитесь ко всем известной и любимой малышами сказке «Волк и семеро козлят». Вздохните: ох как доверчивы эти маленькие козлята, как легко их обмануть. Похвалите самого крохотного козленочка за находчивость. Какой молодец, не растерялся и спрятался под печь. Возмутитесь коварным поступком серого разбойника, не поленившегося даже к кузнецу сходить, чтобы отковать тоненький язычок, изменяющий голос до неузнаваемости. Вывод напрашивается сам собой: никогда не открывай дверь незнакомому человеку. Есть еще, к сожалению, люди, которые живут нечестной жизнью, не хотят работать, промышляют воровством.
Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму. Изменяют внешность при помощи парика, очков, приклеенных усов или бороды. Преступники не хотят показывать свое настоящее лицо, так как боятся быть узнанными. Ведь обычно их разыскивает милиция. Вот почему опасно открывать дверь незнакомым людям.
Замечательным пособием для приобретения ребенком навыков личной безопасности может служить сказка Сергея Михалкова «Три поросенка». Вспомните, там написаны очень важные слова: «Дом поросенка должен быть крепостью». А многие взрослые, не говоря уж о детях, заслышав трель звонка, спешат отворить, не выяснив, кто пришел. Они не смотрят в дверной глазок, не пользуются предохранительной цепочкой. Это очень плохие привычки. Ведь если сам впускаешь в дом, кого попало, то нет никакого смысла ставить на дверь запоры.
Поэтому приучайте ребенка никогда не открывать без спроса. Пусть не стесняется спросить: «Кто там? » даже в вашем присутствии. Если же он находится в квартире один, то должен удвоить бдительность. Тут нельзя поддаваться ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. Впустить в дом можно только хорошо знакомого человека. Того, которого вы разрешили впустить. Того, кого ребенок знает в лицо, по имени и по голосу.
Поэтому, кем бы ни представился неизвестный человек, о чем бы ни просил, он должен услышать в ответ: «Извините, я не могу вам ничем помочь. Обратитесь соседям». А если малыш услышит лукавый вопрос: «Ты один дома? », научите его отвечать так: «Нет не один дома? », научите его отвечать так: «Нет, не один. Мама в ванной (бабушка отдыхает, разговаривает по телефону, смотрит телевизор) ». Кто-то может быть еще коварнее и попросить разрешения позвонить по телефону, мол, срочно нужно. Обычная рекомендация милиции в таких случаях, даже для взрослых: «Назовите номер. Я позвоню от вашего имени». А дверь все равно не открывать.
Видите, как важно научить ребенка пользоваться телефоном. Он может и должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки, соседей. Ему необходимы также и следующие сведения: пожарная охрана — 01, милиция, — 02, скорая помощь, — 03, служба, газа— 04. А еще лучше, если вы вместе с малышом сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с аппаратом. Изготовить его можно с помощью рисунков и аппликаций. Проявив творческую изобретательность, превратите обычный скучный список в настоящее произведение искусства.
Положение значительно усложняется, если у вас в квартире нет телефона. Попробуйте договориться с соседями, с кем из них и как можно связаться в экстренном случае. Пусть условным сигналом будет стук по батарее или в стену. Ну а в самых крайних обстоятельствах, если злоумышленники пытаются ворваться в квартиру, надо громко кричать, звать на помощь с балкона или из окна.
Родителям, однако, очень важно помнить, что дошкольники не способны воспринимать сразу большой объем информации, так что разговоры, чтение сказки или какой-то истории должны быть либо с «продолжением», несколько страниц в день, либо с «повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же. Но надо учесть, что это лишь основа для выработки полезных навыков. Как только ребенок усвоит правило, его надо обязательно закрепить на практике.
Попробуйте сказку «Про трех поросят» пересказать несколько раз таким образом, чтобы каждый из них— и Нуф-Нуф, и Ниф-Ниф, и Наф-Наф смог продемонстрировать собой пример предусмотрительности и бдительности. На этой сказке легко научить детей отвечать на звонки в дверь, поскольку волк применяет всевозможные хитрости, чтобы проникнуть в их дом. Можете разыграть множество сценок, притворившись волком, который пытается уговорами, ласковым голосом, привлекательными обещаниями и обманом проникнуть в квартиру через входную дверь. Кем он только ни становится!
Почтальоном, принесшим срочную телеграмму.
Газовщиком, проверяющим работу газовых плит.
Электриком, осматривающим проводку во всем подъезде.
Водопроводчиком, спрашивающим, не в этой ли квартире устроили «потоп». Дальним родственником, приехавшим из другого города.
Агитатором, приглашающим на встречу с депутатом.
Любителем животных, который бесплатно предлагает замечательного щенка, кошечку или птичку.
Участковым милиционером, обходящим свой микрорайон.
Врачом, пришедшим по вызову.
Кому-то потребовалось лекарство, может быть, у вас есть.
Кто-то не застал дома жильцов соседней квартиры и просит разрешения оставить пакет для них.
Ситуаций множество — дайте только волю фантазии.
Большинство известных сказок содержит хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасного поведения, и этот момент легко обсудить с ребенком. Можно поступить и по-другому — самим придумывать сказки на тему безопасности, где место главного героя займет ваш малыш. Еще один вариант — взять и переиначить знакомую историю так, чтобы ее персонажи держали ухо востро, все время были начеку и проявляли чудеса осторожности.
Попробуйте заставить Красную Шапочку продемонстрировать свою бдительность. Хотя бы так: «Когда Красная Шапочка подошла к кровати, она увидела у бабушки огромные острые зубы, похожие на клыки. Малютка удивилась. Раньше она никогда такого не замечала. Странно, — подумала девочка. — Эта женщина лежит в бабушкиной постели, на ней бабушкин чепец, она говорит будто я — ее внучка, о что-то здесь не так. Пойду-ка я лучше отсюда и позову кого-нибудь на помощь». Внимательно посмотрите вокруг себя, вы увидите огромное количество книг, картинок, диафильмов, аудиокассет, которые могут вам пригодиться.
Правила на дороге
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы. Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует определённых знаний. В начале учебного года мы разрабатываем перспективный план работы по обучению дошкольников правилам дошкольного движения. Разработаны памятки, что должен усвоить ребенок в дошкольном возрасте.
Как правильно вести себя в лесу, на прогулке, на улице, дома, с животными и т. д. – эта наша с вами задача научить детей.
Помните, родители должны приучать детей принимать меры предосторожности, чтобы защитить себя от преступного мира.
Главное, чтобы они верили, что способны контролировать ситуацию. В этом вам придется убеждать их словами, собственными поступками и, безусловно, личным примером. Наделите своих малышей чудесным даром — внутренним чувством безопасности и уверенности в том, что они способны справиться с подстерегающей их бедой. А себя — знанием того, что выполнили свой родительский дол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».
Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....
Элементы кукольного театра в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста
Сказка «По дороге к лисичке»Средняя группа...
Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст- период формирования осанки.В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено.Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани,кости недостаточно крепкие, в н...
Консультация для родителей на тему: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности».
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребёнка 3-4 лет выражается, прежде...
Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепк...