"Я познаю мир" Кружковая работа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «Я- познаю мир» 2019 – 2020уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_poznayu_mir_.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «Я- познаю мир» 2019 – 2020уч.г.
Месяц | Тема | Задачи | Предварительная работа | Оборудование | Работа с родителями |
Октябрь | Знакомство с оборудо- ванием для экспери- ментов | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. |
| Увеличительные стекла, весы, песочные часы, магниты Разнообразные материалы (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др. |
|
| Почему осенью листья желтеют? | Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом) | Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Чтение художественной литературы: М. Ивенсен «Падают листья». | Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график. Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы | Прогулка в парк, лес. Участие в совместных мероприятиях – выставка в группе «Поделки из природного материала». |
| Живой кусочек | Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Рассматривание овощей. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы об овощах. | Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь, свекла; |
|
Ноябрь | «Пластмасса: ее качества и свойства» | Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам.
| На прогулке показываю детям небольшой опыт с пластмассой - маленькую пластмассовую пластинку и нагреваю её над спиртовкой. Пластмассовая пластинка плавится, горит, сильно пахнет. | Различные по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала. |
|
| «Металл: его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. | Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа. |
|
| «Бумага: ее качества и свойства»
| Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге. | Показ мультфильма «Фиксики. Изготовление бумаги» | Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.
| Составить альбом- коллекцию «Виды бумаги». |
| «Древесина: ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
| Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец; термос с горячей водой, кружка. |
|
Декабрь | Нужен ли растениям снег зимой? | Помочь детям выявить роль снега в жизни растений. | Просмотр презентации «Зима», «Откуда в снеге грязь?». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы И. Белоусов «Первый снежок», И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч». | 2 емкости с водой, снег. | Совместные прогулки родителей с детьми. Предложить родителям провести с детьми наблюдение за изменениями в погоде и природе. |
| Лед и снег – тоже вода | Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии. Прививать бережное отношение к воде. |
| Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки. |
|
| Изготов- ление цветных льдинок | Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
| Формочки, баночки, гуашевые краски, вода. |
|
| Опыт: «Вода – раствори- тель»
| Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами. |
| Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
|
|
Январь | «Ткань: ее качества и свойства» | Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
| Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | Составить альбом- коллекцию «Виды тканей». |
| «Стекло: его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). |
| Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки. |
|
| Магнит - фокусник | Знакомство с понятием "магнит". Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. | Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» | Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа. |
|
Февраль | Почему лампочка светит? Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки. Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения. | Беседа об электричестве и об электростанциях. | Батарейки плоские, лампочки для карманного фонарика, выключатели, схемы правил безопасности при использовании электричества в быту. |
|
| Солнечные зайчики | Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. |
| Вода, зеркало, баночка. |
|
| Теневой театр | Продолжать знакомиться со свойствами света тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
| Лампа, экран, фигурки теневого театра. | Предложить вместе с детьми изготовить фигурки для теневого театра. |
| Как увидеть и услышать электри- чество? | Продемонстрировать детям проявление статического электричества. |
| Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа. |
|
Март | Песок и глина | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» |
| Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.
|
|
| Знакомство с камнями. Какими бывают камни? | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 | Наборы речных и морских камней. лупа. пластилин, керамзит, гранит, . фото: памятники из разных камней А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Собрать коллекцию камней. |
| «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | На прогулке: 1. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства). 2. Выкладывание рисунков из камней. 3. Строительные игры (строительство и украшение построек). | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. |
|
| Знакомство со свойствами воздуха | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. |
| Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
|
|
Апрель | Неизвестное – рядом Огонь | Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. |
| Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички. |
|
| Этот загадочный космос | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. |
| Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.
|
|
| Круговорот воды в природе | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. | Просмотр презентации «Что такое весна?», «Вода». Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе». | Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран. | Предложить родителям совершить с детьми совместные прогулки в парк, на водоем. Провести наблюдения за изменениями в природе. |
| Испарение влаги с листьев растений | Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. | Рассматривание комнатных растений в группе. Д/и «Отгадай, что за растение?». Просмотр презентации «Цветы». | Растение, полиэтиленовый пакет, нить. |
|
Май | Неизвест- ные семена | Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | Чтение худ. Литературы А. Платежков «Неизвестый цветок», А. Кюппер «Маленький садовник». | Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить семена и посадить цветы на клумбе около детского сада. |
| Почему комар пищит, а шмель жужжит? | Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. | Просмотр презентации микрокосмос. Наблюдение в природе. Д/и «Кто как двигается», «Кто где спрятался». | Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор. | Совместные прогулки с детьми в природу, наблюдение за насекомыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Из опыта работы: "Наблюдаем - познаем".
Из опыта работы: "Наблюдаем - познаем"....
Опыт работы по познавательному развитию "Познай себя" в средней группе
Перспективный план по теме "Познай себя"...
Авторская работа "Познаем космос".
В данной работе напечатан проект и занятие по теме "космос". Собраны стихи, загадки, игры по данной теме....
Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"
Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"...
перспективный план работы творческой группы педагогов "Познаю мир"
перспективный план работы творческой группы педагогов"Познаю мир" на год...