Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в младшей группе
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида города Бокситогорска» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Данная программа предусматривает проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по следующим образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В неделю проводится 10 занятий, которые представляют собой развлечения, задания или игры. Продолжительность игрового сеанса – 9 минут в I младшей группе и 15 минут во II младшей группе. Дети занимаются в малых группах.
Все остальное время занимает индивидуальная работа с детьми, которая проводится во время режимных моментов, прогулки, самостоятельной игровой деятельности детей.
По итогам диагностики, заключениям медико-педагогической комиссии, а также по наблюдениям воспитателей за детьми в группе, определяются дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекционной работе, а также направление, в котором эта работа будет проводиться. Далее составляется план работы на каждый месяц, который включается в календарно-тематическое планирование.
Направления коррекционно-развивающей работы
Этапы коррекционной работы
1.Медицинское обследование.
Задачи: - изучение анамнестических данных;
-обследование психического и физического здоровья ребенка.
2.Психолого-педагогическая диагностика.
Задачи: - изучение особенностей социальной коммуникации ребенка;
- изучение уровня развития ребенка.
3.Разработка образовательного маршрута
Задачи: - создание перспективного плана работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4.Коррекционно-развивающий этап.
Задачи: - проведение коррекционно-развивающей работы согласно маршруту;
-развитие умений и навыков.
Виды деятельности с детьми, используемые в коррекционно-развивающей работе:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- развивающие и тренировочные упражнения;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок;
- беседы;
- наблюдения;
- поручения;
- совместная трудовая деятельность с воспитателем;
Изучив данные анамнеза и заключения психического и физического состояния детей, диагностические данные развития, а также исходя из наблюдений за поведением детей группы, были выделены 6 групп детей, которые нуждаются в дополнительной коррекционно-развивающей работе по различным направлениям.
Распределение детей по группам для индивидуальной коррекционно-развивающей работы
(I младшая группа, 18 детей)
I | II | III | IV | V | VI |
Навыки самообслу-живания | Сенсорное развитие | Развитие моторики | Развитие речи (ЗРР) | Физическое развитие | Дети, нуждающиеся в психологической поддержке |
-Максим Ч. -Соня Д. -Игнат К. -Антон Г. -Настя С. -Кира К. -Вова Е. -Макар Н. | -Полина Н. -Вова Е. -Макар Н. -Даша Е. -Игнат К. -Лера Б. | -Кира К. -Соня Д. -Артем К. -Полина Л. -Антон Г. -Егор Ш. | -Артем К. -Игнат К. -Вова Е. -Макар Н. -Соня Д. -Полина Л. | -Артем П. -Даша Е. -Антон Г. -Егор Ш. -Настя С. | -Соня Д. -Вова Е. -Демьян Л. -Максим Ч. |
Во время режимных моментов | Дидактические игры | Пальчиковая гимнастика, пазлы, вкладыши, шнуровки | Артикуляционная гимнастика | Корегиррую-щая гимнастика | Релаксация, арттерапия, музыкотерапия |
Распределение по группам для индивидуальной коррекционно – развивающей работы (II младшая группа, 25 детей)
I | II | III | IV | V | VI |
Социально- коммуникативное развитие | Познание | Речевое развитие | Художествен но-эстетическое развитие | Физическое развитие | Дети, нуждающиеся в работе с психологом |
1.Навыки самообслу-живания | 1.Сенсорное развитие | 1.Развитие речи | 1.ИЗО | 1.физическая культура | 1.Тревож ность |
-Максим Ч. -Камилла Е. -Настя М. -Максим В. -Камилла Е. | -Антон Г. -Артем У. -Камилла Е. -Женя М. -Даша Е. | -Игнат К. -Артем К. -Полина Л. -Женя М. -Соня Д. | -Полина Л. -Вероника А -Камилла Е. | -Артем П. -Даша Е. -Женя М. -Илья Ч. | -Соня Д. -Лера А. -Артем У. |
2.Социализа ция; формирование основ безопасности | 2.Развитие моторики | 2.Художественная литература | 2.Конструктивно-модельная деятельность | 2.формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | 2.Агрессив ность |
-Егор Ш. -Соня К. -Максим Ч. -Максим В. -Камилла Е. | -Настя С. -Соня Д. -Камилла Д. -Максим Ч. -Игнат К. | -Антон Г. -Артем У. -Артем К. -Соня К. -Егор Ш. | -Макар Н. -Даша Е. -Настя М. -Антон Г. -Максим Ч. | -Леша Г. -Камилла Д. -Лера Б. -Лера Б. | -Демьян Л. -Максим В. -Камилла Е. |
Во время режимных моментов | Дидактические игры пазлы, вкладыши, шнуровки | Артикуляционная гимнастика; Чтение произведений художественной литературы | Пальчиковая гимнастика | Корегиррую-щая гимнастика | Релаксация, арттерапия, музыкотера пия. игротерапия |
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы (индивидуальные маршруты)
Основное направление развивающей коррекционной работы | Цели, задачи развивающей коррекционной работы | Методы и средства развивающей коррекционной работы | Основное содержание развивающей коррекционной работы | ||
1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||||
I | Социально-коммуникатив-ное развитие | -Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. -Учить частично одеваться и раздеваться, приводить себя в порядок; -Учить самостоятельно умываться, соблюдая алгоритм. | 1.Работа во время режимных моментов; 2.Д/игры: 3.Беседы 4.Сюжетно-ролевые игры 5.Рассматривание иллюстраций, картин |
| |
II | Познавательное развитие | Учить определять цвет, величину, форму, вес Подбирать предметы по цвету и величине Развивать умение видеть общий признак предметов группы Развитие мелкой моторики | 1.Рисование 2.Д/игры 3.Конструирование 4.Игры с предметами на развитие моторики (шнуровки, прищепки, пуговицы, молнии) 5. Пальчиковые игры | 1.«Красная клюква»; 2. «Чашки и блюдца», «Колеса для машин» 3.Построим башню из кубиков; Прокатывание шариков по желобу 4.Собираем пирамидки (пальчиковые игры –см. картотеку) | |
III | Речевое развитие | -Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений; расширять и активизировать сло- варный запас детей. | 1.Чтение художественной литературы 2. «Волшебный мешочек» 3.Произносить за воспитателем звукоподражательные слова; | 1. Сказки, стихи, песенки, потешки; 2. Рассматривание игрушек (домашние животные); 3.Повторять звуки, которые произносят домашние животные; 4.»Рыбка шевелит губами», «Улыбка», «Птицы» и др. см.картотеку | |
IV | Художественно-эстетическое развитие | -Учить держать в руке карандаш, кисть, пользоваться красками; -Учить аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за границы изображения -Учить различать предметы по цвету, величине, форме | 1.Расскраски 2.Д\и на изучение цвета, формы и величины предметов; 3.Свободное рисование | 1. Всевозможные расскраски разного размера и разнообразной тематики, соответствующие возрастным особенностям; 2.Использование различных материалов при рисовании (гуашь, акварель, пальчиковые краски, восковые карандаши, мел и т.д.) | |
V | Физическое развитие
| -Учить выполнять различные движения (бег, прыжки); -Поддерживать желание выполнять танцевальные движения, учавствовать в подвижных играх. | 1.Утренняя гимнастика 2.Коррегирующая гимнастика; 3.Подвижные игры 4.Самомассаж | 1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках. 2.Поглаживания, похлопывания и т.д. | |
IV | Психологическое сопровождение | -Снизить уровень тревожности; -Снизить уровень агрессивности; -Создание в группе положительного эмоционального климата | 1.Релаксация 2.Арттерапия 3.Музыкотерапия | 1.Использование на занятиях и в свободное время музыкального сопровождения; 2.Минуты тишины 3.Уголки уединения; 4. Ситуативные беседы; 5.Свободное рисование | |
2 квартал (декабрь, январь, февраль) | |||||
I | Навыки самообслужи-вания | 1.Учить самостоятельно принимать пищу, правильно держать ложку, пить из чашки; 2.Учить одевать колготки, штаны.. 3.Учить пользоваться предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) | 1.Работа во время режимных моментов; 2.Д/игры: 3.Рассматривание сюжетных картинок | 1.«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю», «Умоем куклу Катю», 2. иллюстрации: «Саша испачкался» и т.д. | |
II | Сенсорное развитие (познание) | 1.Учить желтый цвет; 2.Учить соотносить предметы по цвету; 3.Знакомство с формой предметов: кирпичик, «крыша» 4.Учить соотносить предметы по форме 5.Закреплять ранее полученные знания и умения | 1.Рисование 2.Д/игры 3.Конструирование | 1. «Желтое солнышко»и др. 2. «Колеса для машины», «Рыбки в аквариуме», «Спрячь игрушку» Раскладывание однородных предметов по цвету, по форме 3. «Построй домик», «Заборчик для лошадки», «Лесенка» и т.д. | |
III | Развитие моторики | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук; 2.Развивать тактильную чувствительность 3.Учить подражать движениям взрослых | 1.Д/игры 2.Пальчиковые игры 3.Экспериментирование | 1. Мозаика, пирамидки, нанизывание колец на стержень 2. «Капуста», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Где же наши ручки», « Спрячь в ладошке»» см. картотеку | |
IV | Развитие речи (Познание, коммуникация) | 1.Поддерживать речевую активность; 2.Расширять словарный запас; 3.Формировать умения слушать и понимать речь взрослых; 4.Формировать умения проговаривать звукоподражательные слова. | 1.Чтение художественной литературы 2. «Волшебный мешочек» 3.Произносить за воспитателем звукоподражательные слова; 4.Артикуляционная гимнастика | 1. Сказки, стихи, песенки, потешки; 2. Рассматривание игрушек (дикие животные); 3.Повторять звуки, которые произносят животные; 4. «Трубочка», «Вкусное варенье», «» и др. см.картотеку | |
V | Физическое развитие (здоровье, безопасность, музыка) | 1.Учить выполнять различные движения (бег, прыжки, бросание мяча от груди); 2.Поддерживать желание выполнять танцевальные движения, учавствовать в подвижных играх. | 1.Утренняя гимнастика 2.Коррегирующая гимнастика; 3.Подвижные игры 4.Самомассаж | 1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках. 2.Поглаживания, похлопывания и т.д. | |
IV | Психологичес-кое сопровождение | 1.Снизить уровень тревожности; 2.Снизить уровень агрессивности; 3.Создание в группе положительного эмоционального климата | 1.Релаксация 2.Арттерапия 3.Музыкотерапия | 1.Использование на занятиях и в свободное время музыкального сопровождения; 2.Минуты тишины 3.Уголки уединения; 4. Ситуативные беседы; 5.Свободное рисование |
3 квартал (март, апрель, май) | ||||
I | Навыки самообслужи-вания | 1. Закреплять умения и навыки 2.Учить частично одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду. 3. Учить умываться | 1.Работа во время режимных моментов; 2.Д/игры: 3.Чтение художественной литературы | 1.«Накормим куклу Катю», «Оденем куклу Катю», «Умоем куклу Катю», 2. иллюстрации: «Саша испачкался» и т.д. 3 «Девочка чумазая» и др. |
II | Сенсорное развитие (познание) | 1.Учить зеленый, синий цвет; 2.Учить соотносить предметы по цвет, формеу; 3. Учить геометрические фигуры 4.Учить величины | 1.Рисование 2.Д/игры 3.Конструирование | 1. «Синие волны» «Зеленая травка» »и др. 2. Раскладывание однородных предметов по цвету, по форме, цвету, величине |
III | Развитие моторики | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук; 2.Развивать тактильную чувствительность 3.Учить подражать движениям взрослых | 1.Д/игры 2.Пальчиковые игры 3.Экспериментирование | 1. Мозаика, пирамидки, нанизывание колец на стержень, шнуровки, пуговицы, молнии 2. см. картотеку пальчиковых игр |
IV | Развитие речи
| 1.Поддерживать речевую активность; 2.Расширять словарный запас; 3.Закреплять умения слушать и понимать речь взрослых; | 1.Чтение художественной литературы 2.Артикуляционная гимнастика | 1. Сказки, стихи, песенки, потешки; 2. Рассматривание игрушек 3 см.картотеку артикуляционной гимнастики |
V | Физическое развитие
| 1.Учить выполнять различные движения 2.Поддерживать желание выполнять танцевальные движения, учавствовать в подвижных играх. | 1.Утренняя гимнастика 2.Коррегирующая гимнастика; 3.Подвижные игры 4.Самомассаж | 1.Комплексы утренней и коррегирующей гимнастики, подвижные игры см. в картотеках. 2.Поглаживания, похлопывания и т.д. |
IV | Психологичес-кое сопровождение | Создание в группе положительного эмоционального климата | 1.Релаксация 2.Арттерапия 3.Музыкотерапия | 1.Муз. сопровождение 2.Минуты тишины 3.Уголки уединения; 4. Ситуативные беседы; 5.Свободное рисование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
План индивидуально-образовательного маршрута для детей среднего дошкольго возраста на февраль по ФЭМП и развитию речи....
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы на месяц (май 2016 г.).
Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан для детей средней группы детского сада, которым необходимы дополнительные занятия по развитию речи и формированию элементарных математических п...
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы в старшей группе на март 2017г.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, с опорой на основную образовательную программу ДОУ....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...