Мастер класс для педагогов
методическая разработка (старшая группа)

Развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_na_gmo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 21 «Золотая рыбка» г. Волжска Республики Марий Эл

Выступление с проведением мастер-класса на методическом объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста  на тему:

«Развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента»

Подготовила:

                                                                  воспитатель Новикова Н.А.


Цель: Раскрыть перед педагогами понятие термина «эксперимент». Познакомить с опытом работы по проведению экспериментальной деятельности в группе. Представить вниманию серию опытов по блоку «Вода».                                                                  

 То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То что я сделал, я знаю!  
                                              Китайская народная
                                              пословица.
 

Обоснование проблемы.

        Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым я знакомлю детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновываю и проясняю для ребенка в процессе наблюдений и экспериментирования. В итоге основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, проводимый под руководством педагога, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта я вношу в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Занимательные опыты и экспериментирования с объектами неживой природы я делю на следующие блоки (в соответствии с технологией О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой):

- воздух;

- вода;

- почва (песок, глина, камни);

- магниты и магнетизм;

- электричество

- звук;

- вес, притяжение;

- цвет, свет;

- теплота.

Основной формой работы является непосредственно-образовательная деятельность: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, также организую целевые прогулки, циклические наблюдения, проектную деятельность. Большая часть НОД носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Самые простые и доступные физические опыты можно проделать с обычной водой. Сегодня я хочу провести с вами те занимательные опыты, которые были наиболее  интересны моим воспитанникам.

 


Презентация собственного опыта. Практическая часть работы.

- Ребята, давайте вспомним, где можно встретить воду в природе? (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений) Вода один из главных источников жизни на Земле.  Воды на планете очень много. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – имеется в озерах, прудах, реках, ручьях, родниках, болотах, лужах.

- А для чего нужна вода?  (ответы) Была бы возможна жизнь на планете, если бы вода вдруг исчезла? (ответы). Давайте вспомним, есть ли у воды цвет? (ответы) Чем она пахнет? (ответы) Какая она на вкус? (ответы).

- Правильно, ребята, с некоторыми свойствами воды мы уже знакомы. А сейчас я хочу вас познакомить с другими её свойствами.

Опыт «Помощница вода»

Перед вами стоит банка, в которой лежат мелкие лёгкие предметы. Вы должны достать эти предметы не касаясь руками.  Подумайте, как это можно сделать? (ответы детей).

- А я предлагаю вам вливать воду в банку, пока она не польётся через край  (дети выполняют действия).

Вывод: Вода заполняя ёмкость выталкивает находящиеся внутри неё лёгкие предметы.

Опыт «Умная галка»

А каким ещё способом можно достать предметы не опуская руки в воду? Вы помните рассказ Льва Толстого про умную галку, которая хотела напиться воды из кувшина, но не могла достать её клювом. Что сделала галка? (ответы детей). А сейчас давайте и мы последуем примеру галки и будем класть камешки  в банку  до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до края.

- Ребята, а как вы думаете, почему камешки не всплыли? (ответы детей)

Вывод: Камешки тяжелые, заполняя ёмкость они выталкивают из неё воду.

Опыт «Склеивание бумаги»

Ребята, а как вы думаете, можно ли бумагу склеить водой? (ответы детей). Для того чтобы проверить наши с вами  предположения,  возьмите в  руки два листа бумаги, приложите друг к другу и  подвигайте ими. (Дети выполняют действия). Что можно сказать о них (ответы детей). А теперь смочите губкой оба листа бумаги и слегка приложите друг к другу, выдавите воду. Попробуйте сдвигать листы. Почему они не двигаются?

Вывод: Вода обладает склеивающими свойствами.

Как вы думаете, останутся ли листы склеенными, когда вода на них высохнет? (ответы детей).  Давайте высушим  их   и  проверим свои предположения.

Пока наши листы сохнут, я покажу вам новый опыт.

Опыт «Весёлые брызги»

А сейчас мы с вами поиграем с водой. Мы будем бросать в неё кубики. Но для начала нам нужно рассмотреть их. (Воспитатель выкладывает на стол деревянный и пластмассовый кубики) Из каких материалов они сделаны? Какой кубик тяжелее деревянный или пластмассовый? (ответы детей) А теперь мы будем отпускать кубики в воду  с разной высоты (проделывают действия с предметами) с меньшей (показ) и с большей (показ).   От какого кубика при ударе о воду было больше брызг? (ответы) Когда удар был сильнее, при отпускании его с  меньшей или с большей высоты?

Вывод: При падении предмета с большей высоты в воду больше брызг. Удар сильнее, если предмет тяжёлый и падает с большей высоты. Поэтому опасно прыгать на землю, в воду с большой высоты: удар будет сильнее, можно получить травму.  

«Вкусный опыт»

Этот опыт  доказывает, что воду можно встретить даже в сахарном песке. Мне нужна металлическая ложка, немного сахарного песка и свеча. Я насыпаю в ложку немного сахарного песка и нагреваю её над пламенем свечи. Посмотрите, что происходит с сахаром при нагревании? (ответы детей) Правильно, сахар становится жидким. А как вы думаете, что произойдет с сахаром, когда перестанем его нагревать? (ответы детей). Правильно, сахар затвердеет.

Вывод: при нагревании сахар превращается в сироп, а когда остывает переходит в твёрдое состояние.

А сейчас давайте посмотрим, высохли ли наши листы? Ребята, что с ними стало?  (ответы детей)

Вывод: листы  высохли, поэтому не склеиваются.

Заключение.

 Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Свое выступление мне хочется закончить  высказыванием известного психолога Павла Петровича  Блонского, который  писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....