Игровые технологии в воспитании дошкольников
статья

Николаева Елена Олеговна

В статье осуществляется поиск эффективных путей для оздоровления дошкольников, средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Раскрывается вопрос о влиянии подвижных игр на здоровье детей и их классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_vospitanii_doshkolnikov.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии в воспитании дошкольников»

В современном мире все более приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Окружающая действительность изменилась, на смену коллективным играм пришли компьютерные. Ребенку все меньше времени остаётся для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В связи с этим актуален поиск путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Решение этой проблемы - игровые формы организации двигательной деятельности детей, как в помещении, так и на свежем воздухе. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Стоит так же отметить некоторую инфантильность родителей в отношении к ЗОЖ и приобщению к ЗОЖ своих детей. Однако, гуляя во дворах, на открытых площадках, дети и сами мало играют. Почему? Есть такое мнение: игры забылись. Поэтому их надо больше пропагандировать. Внесение игрового элемента в двигательную деятельность дошкольников существенно дела не меняет. В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить двигательное содержание детей, соотнеся его с возрастными особенностями и возможностями дошкольников. Перед педагогами ставится задача не только найти такие средства, формы и методы работы с детьми, чтобы доступно и увлекательно познакомить ребят с движением, его красотой, выразительностью, пользой для жизни и здоровья, но и пересмотреть и обогатить содержание основной образовательной программы ДОУ, чтобы эффективнее решать актуальные задачи, стоящие перед физической культурой. [1, 112] Использование разных жанров позволило разнообразить не только процесс физического воспитания, но и организовать весь педагогический процесс с позиции укрепления и сбережения здоровья детей.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения.

Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре: укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка. Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Подвижные игры помогают детям раскрепоститься, у них появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и другие. [5, 48]

Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровые технологии, которые включают в себя и подвижные игры, занимает значительное место в жизни ребенка. Правильно спланированная игра помогает детям удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Разнообразные задачи по развитию двигательного творчества детей в подвижных играх позволяют скорректировать отклонения в их физическом развитии, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

Список литературы.

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2010 г. 176 с.
  2. Пенькова Л. А. ,Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.- М.: Сфера 2010 г, 128 с.
  3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
  4. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – С.61.
  5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – М.: «Владос», 2003 г., 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в воспитании дошкольников

Статья посвящена использованию игровых технологий в воспитании дошкольников...

Игровые технологии в воспитании дошкольников

Игра – это обязательное условие успешного развития и саморазвития это заложенный в ребенке самой природой принцип постижения себя и окружающего мира....

Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2017-2018 уч.г.

В отчете по инновационной деятельности "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена деятельность творческой группы на начальном этапе....

Методическая разработка на тему: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении дошкольников с подводным миром как эффективный фактор экологического воспитания».

Подводный мир с его обитателями, взаимосвязями, экологическими проблемами очень интересен и таит в себе неиссякаемый источник вопросов, ответов, новых тем для исследования, познания. ...

Роль игровых технологий в воспитании дошкольников

Цель игровых технологий: Создание мотивационной основы для формирования навыков, умений и уровня развития детей....

Роль игровых технологий в воспитании дошкольников

Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте...

Использование игровых технологий в воспитании доброты у дошкольников.

Использование игровых технологий в воспитании доброты у дошкольников...