Использование игровых технологий в воспитании доброты у дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вейдеман Светлана Вадимовна

Использование игровых технологий в воспитании доброты у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в воспитании доброты у дошкольников.

«Доброта – она от века украшенье человека»

В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, мы уже не представляем себя без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Нам приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на нас задач. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал В.А.Сухомлинский – её всестороннее развитие, нравственное совершенство… Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». Эту простую мысль выдающегося педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. А как научить детей, чтобы они были добрыми, сострадали людям в этом быстро изменяющемся мире?

Воспитывать детей всегда было сложно. Но именно сейчас ещё труднее стало формировать мнение ребёнка и влиять на его мировоззрение. Трудно именно потому, что мы выбираем слишком лёгкие, простые пути и упрощённо понимаем процесс воспитания. Нам трудно, потому что мы не хотим и не умеем видеть сложности воспитания, доверяем обыденным представлениям о нём.

Наши современные дети больше всего любят «общаться» с телевизором, компьютером, т.е. они выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания в старшем возрасте. И нам, взрослым, думается, что мы прилагаем много усилий, а результат нашего воспитания не всегда будет удовлетворять нас. А самое главное – мы забыли про такое важное человеческое качество, как доброта. Поэтому хотелось бы, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Как хотим их воспитать? Для чего и ради чего?

Сейчас добрые чувства у дошкольников становятся всё более дефицитными. Так уж теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не следует забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно помнить. И хочется сказать, мы мало заботимся о своём пожилом возрасте. Ведь ещё А.С.Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребёнка – это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас – равнодушие, а порой даже чёрствое отношение к своим близким. А ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. И недаром гласит пословица: «Какое воспитание, такая и старость».

Очень хочется верить, что семя доброты прорастёт в раннем детстве. Но только в атмосфере, где есть такие простые и вечные чувства, как доброта, терпимость и внимание друг к другу.

Дети рано начинают чувствовать доброту взрослых и сверстников и очень чутко реагируют на малейшее проявление недоброжелательности. Когда ребёнок переживает и проявляет чувства жалости при виде страдания другого, он будет стараться оказать ему помощь. Вот тогда можно сказать, что он относится к ближнему, как к самому себе, и станет переживать его радость и боль как собственные.

Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, и поскольку именно в этом возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

В современном мире наблюдается всплеск детской агрессивности и дефицит доброты. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Содержание работы воспитателя состоит в том, чтобы обогащать представления детей о людях и их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости.

Формирование эмоциональной отзывчивости – сложный процесс, который требует от всех участников образовательного процесса кропотливости и ответственного отношения. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных и иногда противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, представления детей о добре могут быть различными. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты. Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Именно осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, развитию гуманных чувств и как следствие, отзывчивому отношению (поведению).

Цель работы – воспитание доброты у дошкольников посредством игровых технологий.

Задачи:

Формирование нравственных представлений (эталонов) о нормах социальных отношений и моделях поведения, поощряемых в обществе.

Развитие позитивных межличностных взаимоотношений в коллективе с помощью образцов доброго, отзывчивого, дружелюбного отношения со сверстниками и взрослыми.

Формирование социально приемлемых моделей поведения с помощью игровых упражнений и игровых образовательных ситуаций.

В.А.Сухомлинский писал: «…добрые чувства должны уходить своими корнями в детство». Важно, чтобы добро, которое делает ребёнок, стало его внутренней потребностью, шло от сердца, было бескорыстным. Нормы морали не являются врождёнными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих. В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребёнком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали.

Например, как сделать понятным дошкольнику понятие «гуманное отношение к людям», учитывая наглядно-образный характер детского мышления? Ребёнку недостаточно руководствоваться общим правилом «надо поступить по-товарищески», потому что в зависимости от возникшей ситуации в одном случае надо уступить, в другом – помочь, а в третьем - поделиться или поддержать. Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей. Иначе могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих.

Дошкольник активно входит в мир социальных отношений, усваивает моральные требования, приучается их выполнять. Это осуществляется в соответствующих возрасту видах деятельности. Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребёнок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык.

Основным методом педагогического воздействия является применение игровых технологий: инсценировка образовательных ситуаций и игровых упражнений, направленных на осмысление эмоций и поступков (своих и окружающих людей); побуждение к самостоятельному мышлению и принятию социально приемлемых моделей поведения.

Новизна данной технологии заключается в глубоком погружении ребёнка в мир эмоций посредством игровых обучающих ситуаций, проживании им собственного эмоционального опыта.

Для воспитания у детей доброты, развития эмоциональной отзывчивости, я использую следующие игровые ситуации и упражнения:

1.Утренний сбор.

Утренний сбор начинается с приглашения (например: громкое приветствие, колокольчик, музыка и т.д.). Как правило, дети размещаются по кругу, что позволяет чувствовать себя единым целым. Затем следует «Игра-приветствие». Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Существует много способов приветствия: используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия так же могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия: здороваемся ладошками, плечиками и т.д. Используются различные предметы: любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Кроме того, мы используем «Круг друзей», где используем игры «Я и мои чувства», «Я и моё имя», «Я глазами других», «Я и мои фантазии», «Я и мой мир» и др. В результате «Круг друзей» побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их обсуждением проблем друг с другом.

2. Игровые ситуации иллюстрирующего типа - «Инсценировка с игрушками – готовое решение». С помощью игрушек или персонажей литературных произведений (настольный, пальчиковый, кукольный театр) я разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Маша помогала бабушке», «Важные слова», «Почему важно делиться игрушками», «Как мальчики поссорились и помирились» и др. Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения, учу их проявлять такие качества как: внимательность и дружелюбие, отзывчивость и бескорыстие. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

3. Игровые ситуации активного типа участия «Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

В данной игровой ситуации использую персонажей и героев литературных произведений (на более позднем этапе это могут быть реальных ситуаций групповой жизни). Для этого мотивирую детей в поиске правильного решения, используя проблемные вопросы, дискуссии, этические беседы. Предлагаю детям обсудить ситуацию, выразить своё мнение, выбрать лучшее решение из предложенных мною и детьми вариантов, проиграть их с героями.

Дети в процессе игры учатся размышлять, находить варианты адекватного эмоционального реагирования, подбирать верные слова для обыгрывания ситуации. В ходе образовательной ситуации дети решают, какие действия нужно предпринять, чтобы поблагодарить; как вежливо обратиться с просьбой; как разделить поровну конфеты; как успокоить обиженного друга.

Полученные ранее представления помогают детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

4. Игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам, друзьям»

Для данных ситуаций я подбираю такой игровой материал, который требует от детей активного сочувствия, помощи и заботы: помочь другу справиться с затруднениями, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать атрибуты для игры. Успешность протекания игровой ситуации зависит от эмоционального и поведенческого опыта детей, их жизненных впечатлений.

В процессе обсуждения мотивирую детей к обсуждению различных вариантов решения, побуждаю их к выполнению практических действий, помогаю детям освоить социально приемлемые нормы поведения, проявлять сочувствие и взаимопомощь.

Данные игровые ситуации организую в форме инсценировок из реальной жизни: «Я буду аккуратным», «Гордая рыбка». Регулярная организация таких игровых ситуаций помогает детям научиться понимать смысл происходящего, получить необходимый опыт эмоционального реагирования, усвоить модели культурного поведения.

Если дети затрудняются, вовлекаю их в дискуссию, способствую коллективному обсуждению, принятия верного решения. Использую вопросы: «Как ты думаешь?», «Что будет, если?», «Почему важно помогать друг другу?» и др. Обращаю внимание детей на эмоциональные состояния героев ситуаций, их трудности, побуждаю оказывать помощь и поддержку, выражать своё эмоциональное состояние и отношение к происходящему.

5. Игровые ситуации типа «Наша забота нужна всем»

Используя сценки «Заботливый мир», «Спасаем друзей», «Помогаем малышам», я помогаю детям старшего дошкольного возраста почувствовать собственную состоятельность, проявить чуткое отношение к сверстникам, окружающим людям, обрести уверенность и самостоятельность в принятии решений.

Во время совместных игр дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Поможем малышам украсить группу к Новому Году», «Мы готовит атрибуты для игры», «Заботимся о родителях», «За кого я отвечаю» и др.

Увлекая детей содержанием игровой ситуации, я помогаю детям осознать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость и нам, и окружающим.

6.Игровые ситуации гуманистического выбора.

Данные ситуации помогают детям сделать выбор: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Помогая детям определиться с выбором, предлагаю им такие игровые упражнения: «Я за всех в ответе», «Нежное слово», сценки: «Поможем людям», «Законы милосердия» и др. Предлагаю детям в диалоге – сценке обсудить, какие законы милосердия приняты в стране сказочного правителя, почему важно помогать птицам во время зимы, пожилым людям и др.

Я учу детей откликаться на просьбы, проявлять внимательность и заботу к товарищам, не оставаться равнодушным к делам взрослых людей.

7.Практические ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?»

Это различные игровые ситуации и упражнения, которые содержат проблему или ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например: «Век живи, век учись», «Сад добрых дел», «Как нам помогает ум?» и др. Здесь дети учатся отвечать на вопросы: «Как быть?», «Как выйти из ситуации?», «Какие чувства испытывают попавшие в такие ситуации?» и др.

Дети самостоятельно ищут решение. Я даю возможность подумать, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем.

8. Игровые практические ситуации типа «Мы старшие в детском саду»

Дети старшей группы учатся проявлять заботу о малышах. Они помогают в оформлении пособий и атрибутов для игр, оформлении музыкального зала к праздникам, строительстве горки на участке и др. У старших ребят развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

В процессе выполнения поручений и проигрывания ситуаций важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даёт толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

9.Практические ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Предлагая ситуации данного типа, я поощряю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться, прыгать на скакалке. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

Опираясь на наблюдения за успехами ребят, изменениями отношений в группе, проявлении участливого отношения к малышам и сверстникам, я могу сделать вывод об эффективности данной педагогической технологии в воспитании доброты детей старшей группы. Дети проявляют заинтересованное отношения к делам группы, событиям в детском саду; помогают друг другу, малышам и взрослым; с удовольствием принимают участие в театральных постановках, проявляют отзывчивое отношение к птицам на участке детского сада; учатся принимать самостоятельные решения в затруднительных ситуациях.

Наша главная задача – не дать поселиться равнодушию в детском сердце. И, как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутьё к добру и злу навсегда осталось в человеке. Но и самое главное – это доброжелательная улыбка воспитателя, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание тёплого микроклимата в группе – всё это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками

Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения и поведения

Использование игровых технологий в воспитании культуры речевого общения....

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...