Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе.
статья (старшая группа)
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности [3]..
Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать [4]. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры и др. электронные носители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход при приобщении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к художественной литературе.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. Художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности [3]..
Приобщение дошкольников к литературе - одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать [4]. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры и др. электронные носители.
Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность дошкольных образовательных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс воспитания читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей.
Мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Статистические данные показывают, что ЗПР – одна из наиболее распространенных форм нарушений психического развития. Дети характеризуются незрелостью как отдельных психических, психофизиологических и психомоторных реакций, так и психики в целом. Дети с ЗПР испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, у детей наблюдается снижение познавательной активности, инертность мышления, неумение действовать по инструкции, осуществлять планирование и самоконтроль, незрелость и низкая произвольность эмоций [1]. У детей отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции [2]. Формирование познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых способностей, социальных навыков у детей с ОВЗ является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ в школе.
Одной из перспектив развития детей с ОВЗ, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми необходимых знаний, умений и навыков.
Актуальность проблем приобщения детей с ОВЗ дошкольного возраста к чтению художественной литературы на современном этапе обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих задач, является метод проектирования. Проектирование образовательной работы в соответствии с образовательным стандартом требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активирующих познавательную, речевую, социальную активность, развивающих личность ребенка в процессе различных видах деятельности. Именно поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Реализация деятельностного подхода основана на новой модели взаимодействия педагога с детьми, в которой педагог выполняет не просто информирующую функцию, а становится организатором и помощником активной деятельности детей и родителей [5].
Условиями успешного деятельностного подхода при приобщении к художественной литературе являются:
- максимальное использование книг (художественной литературы) в образовательном процессе;
- организация развивающей предметно – пространственной среды;
- использование разнообразных форм педагогической работы;
- организация развивающего обучения;
- внедрение и применение современных образовательных технологий;
- активное включение детей и взрослых в конкретные виды деятельности.
В целях приобщения детей с ОВЗ к художественной литературе, осуществление деятельностного подхода необходима определенная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует познавательному, эстетическому развитию, формирует правильное отношение к книге, побуждает у воспитанников интерес к художественной литературе.
В нашей группе создана специальная предметно-пространственная среда. В группе красочно оформленная библиотечная зона «Центр книги». В соответствии с ФГОС «Центр книги» имеет следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); наличие иллюстративного и фотоматериала (иллюстрации, альбомы по лексическим темам, портреты писателей и поэтов); выделена "Полочка умных книг". Подобрана литература в книжном варианте, в аудиозаписях, создана подборка литературных текстов по тематическому принципу. Используется нами и вариант получения книг в детской районной библиотеке (в необходимом количестве). Это помогает детям увидеть различные издания одного и того же произведения, понять, что книгу уже читали другие дети, что необходимо бережное обращение с книгой. У детей появляется осмысление себя как читателя. Для ремонта книг создана «больница», где находится необходимый материал. Для обыгрывания произведений приобретены комплекты настольного и кукольного театра, пальчикового театра, образные игрушки. Для родителей оформлен стенд с информацией по детской художественной литературе, интересными заметками и рекомендациями. В группе имеется картинная галерея (рисунки и поделки детей по художественным произведениям).
Для дошкольников ведущая деятельность является игровая, но в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2.7) определены и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, изобразительная, коммуникативная, двигательная. В логике интегрированного подхода чтение художественной литературы выступает в качестве средства для обогащения образовательного процесса во всех видах деятельности. Развивающие взаимодействия ребенка со сверстниками в привлекательных видах деятельности способствуют более эффективному, качественному, осознанному приобщению к художественной литературе (табл. 1).
Таблица 1
Модель развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми (педагогами, родителями) и сверстниками в разнообразных видах деятельности.
Виды деятельности | Организационные формы и методы работы с детьми |
Мы вместе играем | Дидактические, подвижные, развивающие, театрализованные, режиссерские игры (литературного содержания) |
Мы вместе познаем | Рассказы взрослых о книгах; Встреча с интересными людьми (поэт, писатель, журналист, художник-иллюстратор); Чтение и слушание художественных произведений; Рассматривание иллюстраций, альбомов (художественных произведений), фотографий и картин (поэтов и писателей); Слушание музыкальных произведений (на литературное произведение); Создание и просмотр презентации на тему: «Откуда пришла книга?» |
Виды деятельности | Организационные формы и методы работы с детьми |
Мы вместе проектируем | Познавательно-творческие проекты на темы: «Как делают книгу?», «Русские народные сказки», «Детские писатели», «Детские поэты», |
Мы вместе творим, конструируем, моделируем | Создание поделок из бросового материала, коллажей, рисунков на литературные темы; Создаем литературных героев из конструктора «Чудо – трафареты В. Воскобовича; Создание и использование моделей и схем для наглядного ознакомления с художественными произведениями. |
Мы вместе коллекционируем | Создаем коллекции детских книг, периодических изданий (детские журналы), фотографий (поэтов и писателей), иллюстраций художников разных литературных произведений. |
Мы вместе пропагандируем | Проведение литературных акций: «Подари книгу другу», «Продли жизнь старой книге». |
Мы вместе путешествуем | Экскурсии в районную детскую библиотеку, школьную библиотеку; Экскурсии по группам ДОУ (делимся опытом); Посещение театров и литературных музеев СПб с родителями. |
Мы вместе издаем и выпускаем | Книжки - самоделки по прочитанным произведениям, книжки - детского творчества «Новая история старой сказки», «Придумай историю по иллюстрации»; Стенгазеты: «Ребенок и книга», «Любимые прочитанные книги» и др. |
Мы вместе соревнуемся, представляем | Участие в конкурсах и мероприятиях: «Просодия», «Разукрасим мир стихами», «Чудо-сказка», «Литературная мозаика», «Радуга творчества», «Ребята о зверятах»; Постановка и показ театрализованных отрывков произведений для детей и родителей. |
Виды деятельности | Организационные формы и методы работы с детьми |
Мы сотрудничаем | С районной библиотекой №5; со школой 382; с Красносельской школой искусств; с Детской музыкальной школой №4; с родителями воспитанников (в проектах, конкурсах, выставках); с муниципальным образованием г. Красное Село (конкурсы, акции). |
Деятельностный подход при приобщении дошкольников с ОВЗ с художественной литературой помогает детям самим знакомиться с произведениями, открыть новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирует умение рефлексировать [5]. У детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста развивается интеллект, творческое и логическое мышление, происходит эмоциональное, социальное, речевое, психическое и психофизиологическое развитие.
Литература
- Афонькина Ю.А. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М.: АРКТИ, 2016. - 3-6 с.
- Бойко Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4 с.
- Габдулхаков В.Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - 6-7 с.
- Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2011. –6 с.
- Хуторской А.В. Системно - деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...
Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента
Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой для детей старшего дошольного возраста с включением литературных произведений писателей Кубани....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Педагогический опыт : « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...
Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэ...