«Взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».
статья
Статья о взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».
Шаульская Н.А.
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»
города Новоалтайска.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере занимаются воспитанием детей. Одни родители просто не хотят воспитывать своего ребенка, другие не умеют правильно это делать, третьи вообще не понимают, зачем это нужно, а некоторые родители считают, что воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы, то есть работники ДОУ. Поэтому передо мной стоит задача помочь родителям увидеть пробелы в их воспитательном процессе и постараться восполнить их.
При проведении диагностики родителей становится видно, что основная масса родителей с удовольствием идет на контакт с работниками ДОУ, проявляют готовность к общению и взаимодействию.
Ставим перед собой цели:
- согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
- повышение педагогической культуры родителей;
- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
И определила для себя основные направления в работе с родителями:
- создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами;
- повышение педагогической компетентности родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Доброжелательных партнерских отношений с родителями можно достигнуть, выполняя следующие условия:
- уважать права родителей;
- искренне выражать чувства и уметь управлять ими;
- чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
- внимательно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка;
- сохранять конфиденциальность информации, полученной в результате индивидуальных бесед с родителями;
- не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создать условия для совместного решения проблем.
Формами взаимодействия с родителями являются:
- Родительские собрания.
- Доверительные беседы
- Кармашек вопросов и ответов.
- Анкетирование, тестирование, вопросники.
- Групповые и индивидуальные консультации
- День открытых дверей.
- Дежурство родителей в группе.
- Посиделки по-семейному.
- Совместное планирование и проведение праздников
- Совместные театрализованные представления.
- Домашние задания.
- Регулярный выпуск газет с фотографиями, раскрывающие жизнь детей в ДОУ
Все это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к вопросам воспитания детей.
Наряду с традиционными формами родительских собраний использлвать нетрадиционные формы работы – круглый стол, диспут, педагогическая мастерская, практикум, ролевая игра и др. Чтобы заинтересовать родителей придумать собраниям необычные названия: «Остроконечный круглый стол», «Вечер доверительных бесед», «Умеешь сам – научи других» и т.д.
При подготовке родительского собрания, выбрать тему, продиктованную актуальными вопросами. Например «Активизация игровой деятельности дошкольников в условиях семьи», автор придумала название «Учимся, играя!», провела анкетирование «Игра – развлечение или жизненная необходимость?» для определения компетентности родителей по этой теме и выделения основных направлений по проведению собрания. Предложила компетентным, в этом вопросе, родителям поделиться опытом. Организовать выставку «Игрушки и игры своими руками». Подготовить рекомендации и памятки для родителей по данной теме. Консультация «Играют дети – играем вместе», буклет «Немного игр для малышей, чтоб дорога стала веселей». Подобрать литературу для выставки «Библиотека для родителей» в помощь родителям для повышения компетентности по данному вопросу: «Ступени общения от года до семи лет» Л. Н. Галигузова, «Развивающие игрушки своими руками» И. Воскресенская, «Домашние праздники» А. Трусина, «Отмечаем праздник дома» Т.Косякова, В.Надежина «130 домашних игр для детей и родителей» и другие. Подготовить и украсить группу.
После собрания провести анкетирование «Выскажите свое мнение» для выяснения, достигло ли проведенное собрание поставленной цели.
Анкетирование является одним из важных методов работы с родителями. С помощью анкетирования можно, не только определить результативность работы и выделения вопросов для дальнейшей работы по данной теме, но тактично указать родителям на пробелы в их воспитательном процессе. (родители сами делают выводы по каким вопросам они могут поделиться опытом, а где им не справиться без помощи специалиста ).
Анкетирование «Давайте познакомимся!», в самом начале работы, помогает, не только хорошо узнать детей и их семьи, но и натолкнуло меня на разработку портфолио «Я познаю мир». Этот альбом для детей и их родителей. Работая с ним, дети познают самого себя и окружающий мир, а взрослые испытают радость общения с ребенком, которое становится более доверительным и интересным, так же взрослые откроют в себе любящих и внимательных родителей.
Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение совместных праздников, вернисажей и т.п. Подготовка к празднику начинается с обсуждения, каким быть празднику, какое культурное наследие мы передадим детям. Необходимо создать в группе атмосферу предвосхищения праздника. Организованный в группе кружок «Семейного театра» превращает родителей из пассивных зрителей в активных участников. Это дает возможность родителям действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым (Инсценировка сказки «Гуси-лебеди», «Репка» - герои родители и дети).
Неотъемлемой частью работы с родителями, по праву считается, домашние задания. Которые помогают родителям понять важность своего участия в жизни ребенка, проникнуться интересами ребенка, повышает интерес к общению и совместной деятельности с ребенком, стать его другом, помощником, поделиться знаниями и опытом.
Домашние задания:
- Выпуск газеты «Экологическая опасность»;
- Фотоальбомы: «Как я провел лето?», «Новогодние каникулы»...
Сочинения: «Что такое хорошо?», «Чудесная осень!», «Кем я хочу быть?»….
Как показала практика рационально организованная работа по взаимодействию семьи и ДОУ очень результативна. Родители стали больше общаться со своими детьми, это позволило им намного лучше узнать своих малышей. Они с интересом восприняли новое направление в работе по оформлению портфолио, с удовольствием выполняют домашние задания, проявляют больше интереса к деятельности ДОУ.
Список используемой литературы:
- Арнаутова Е.Г. Планируем работу ДОУ с семьей. Журнал «Управление ДОУ»№;, 2002г.
- Арнаутова Е.Г. Социальное самочувствие семьи. Журнал «Дошкольное воспитание»№6,2004 с.57.
- Богославец Л.Г. Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. Журнал «Управление ДОУ» №5, 2005.
- Капаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации. Журнал. «Управление ДОУ» №3, 2005, с.56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...
Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».
На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...
Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...
Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)
В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...
Статья "Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования"
В статье рассмотрены проблемы воспитания, развития ребенка в условиях взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определены основные проблемы, принципы в работе дошкольного обр...
Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...
Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"
Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"...