«Взаимодействие с родителями воспитанников по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».
статья

Наталья Шаульская Александровна

Статья о взаимодействие с родителями воспитанников  по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.23.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья на тему «Взаимодействие с родителями воспитанников  по социально-эмоциональному воспитанию в условиях стандартизации дошкольного образования».

Шаульская Н.А.

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного

 учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»

города Новоалтайска.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере занимаются воспитанием детей. Одни родители просто не хотят воспитывать своего ребенка, другие не умеют правильно это делать, третьи вообще не понимают, зачем это нужно, а некоторые родители считают, что воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы, то есть работники ДОУ. Поэтому передо мной стоит задача помочь родителям увидеть пробелы в их воспитательном процессе и постараться восполнить их.

При проведении диагностики родителей становится видно, что основная масса родителей с удовольствием идет на контакт с работниками ДОУ, проявляют готовность к общению и взаимодействию.

Ставим перед собой цели:

  • согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

И  определила для себя основные направления в работе с родителями:

  • создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами;
  • повышение педагогической компетентности родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Доброжелательных партнерских отношений с родителями можно достигнуть, выполняя следующие условия:

  • уважать права родителей;
  • искренне выражать чувства и уметь управлять ими;
  • чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
  • внимательно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка;
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной в результате индивидуальных бесед с родителями;
  • не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создать условия для совместного решения проблем.

        Формами взаимодействия с родителями являются:

  • Родительские собрания.
  • Доверительные беседы
  • Кармашек вопросов и ответов.
  • Анкетирование, тестирование, вопросники.
  • Групповые и индивидуальные консультации
  • День открытых дверей.
  • Дежурство родителей в группе.
  • Посиделки по-семейному.
  • Совместное планирование и проведение праздников
  • Совместные театрализованные представления.
  • Домашние задания.
  • Регулярный выпуск газет с фотографиями, раскрывающие жизнь детей в ДОУ

Все это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к вопросам воспитания детей.

        Наряду с традиционными формами родительских собраний использлвать нетрадиционные формы работы – круглый стол, диспут, педагогическая мастерская, практикум, ролевая игра и др. Чтобы заинтересовать родителей придумать собраниям необычные названия: «Остроконечный круглый стол», «Вечер доверительных бесед», «Умеешь сам – научи других» и т.д.

        При подготовке родительского собрания, выбрать тему, продиктованную актуальными вопросами. Например  «Активизация игровой деятельности дошкольников в условиях семьи»,  автор придумала название «Учимся, играя!», провела анкетирование «Игра – развлечение или жизненная необходимость?» для определения компетентности родителей по этой теме и выделения основных направлений по проведению собрания. Предложила компетентным, в этом вопросе, родителям поделиться опытом. Организовать выставку «Игрушки и игры своими руками». Подготовить рекомендации и памятки для родителей по данной теме. Консультация  «Играют дети – играем вместе»,  буклет «Немного игр для малышей, чтоб дорога стала веселей». Подобрать литературу для выставки «Библиотека для родителей» в помощь родителям для повышения компетентности по данному вопросу: «Ступени общения от года до семи лет» Л. Н. Галигузова,  «Развивающие игрушки своими руками» И. Воскресенская, «Домашние праздники» А. Трусина, «Отмечаем праздник дома» Т.Косякова, В.Надежина «130 домашних игр для детей и родителей» и другие. Подготовить и украсить группу.

        После собрания провести анкетирование «Выскажите свое мнение» для выяснения, достигло ли проведенное собрание поставленной цели.

Анкетирование является одним из  важных методов работы с родителями. С помощью анкетирования можно, не только  определить результативность работы и выделения вопросов для  дальнейшей работы по данной теме, но тактично указать родителям на пробелы в их воспитательном процессе. (родители сами делают выводы по каким вопросам они могут поделиться опытом, а где им не справиться без помощи специалиста ).

Анкетирование «Давайте познакомимся!», в самом начале работы, помогает, не только хорошо узнать детей и их семьи, но и натолкнуло меня на разработку портфолио «Я познаю мир». Этот альбом  для детей и их родителей. Работая с ним, дети познают самого себя и окружающий мир, а взрослые испытают радость общения с ребенком, которое становится более доверительным и интересным, так же взрослые откроют в себе любящих и внимательных родителей.

Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение совместных праздников, вернисажей и т.п. Подготовка к празднику начинается с обсуждения, каким быть празднику, какое культурное наследие мы передадим детям. Необходимо создать в группе атмосферу предвосхищения праздника. Организованный в группе кружок «Семейного театра»   превращает родителей из пассивных зрителей в активных участников. Это дает возможность родителям действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым (Инсценировка сказки «Гуси-лебеди», «Репка» - герои родители и дети).

        Неотъемлемой частью работы с родителями, по праву считается, домашние задания. Которые  помогают родителям понять важность своего участия в жизни ребенка, проникнуться интересами ребенка, повышает интерес к общению и совместной деятельности с ребенком, стать его другом, помощником, поделиться знаниями и опытом.

Домашние задания:

  • Выпуск газеты «Экологическая опасность»;
  • Фотоальбомы: «Как я провел лето?», «Новогодние каникулы»...

Сочинения: «Что такое хорошо?», «Чудесная осень!», «Кем я хочу быть?»….

   Как показала практика рационально организованная работа по взаимодействию семьи и ДОУ очень результативна. Родители стали больше общаться со своими детьми, это позволило им намного лучше узнать своих малышей. Они  с интересом восприняли новое направление в работе по оформлению портфолио, с удовольствием выполняют домашние задания, проявляют больше интереса к деятельности ДОУ.

Список используемой литературы:

  1. Арнаутова Е.Г. Планируем работу ДОУ с семьей. Журнал «Управление ДОУ»№;, 2002г.
  2. Арнаутова Е.Г. Социальное самочувствие семьи. Журнал «Дошкольное воспитание»№6,2004 с.57.
  3. Богославец Л.Г. Майер А.А.  Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.  Журнал  «Управление ДОУ» №5, 2005.
  4. Капаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации. Журнал. «Управление ДОУ» №3, 2005, с.56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

Статья "Проблема взаимодействия семьи и педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования"

В статье рассмотрены проблемы воспитания, развития ребенка в условиях взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определены основные проблемы, принципы в работе дошкольного обр...

Совершенствование профессиональной компетентности работников образования в условиях стандартизации дошкольного образования.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессионально...

Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"

Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"...