Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса.
статья

Наталья Шаульская Александровна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия ДОУ и семьи и предлагаются различные методы обследования по приоритетной направленности работы ДОУ с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса.

Шаульская Н.А.

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного

 учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»

города Новоалтайска.

        Аннотация. В статье рассматриваются вопросы взаимодействия ДОУ и семьи и предлагаются различные методы обследования по приоритетной направленности работы ДОУ с семьей.

        Каким должно быть взаимодействие педагогов, родителей, детей? Что положить в основу семейного воспитания? Закон РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования называет его гуманистический характер. Почему же отношение к людям, как заботу о человеке, его жизни и здоровье, уважение к его достоинству, любовь к семье стало необходимым отразить в федеральном законе? Поскольку корни всех «взрослых» проблем лежат в детстве, мы попытались определить отношение родителей к воспитанию детей нашего детского учреждения. Проведение опроса родителей позволило заключить, что:

  • семья воспитанников полная в 43% случаев;
  • 38% родителей имеют высшее образование;
  • 20% семей имеют официальный уровень доходов на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.

Необходим системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей с учетом образования и материального положения родителей, с более четким выделением этапа просвещения родителей и этапа организации совместной деятельности. В программе развития учреждения выделено три направления деятельности.

Первое направление этого сотрудничества заключается в поднятии авторитета ДОУ в глазах родителей с тем, чтобы уменьшить спрос семьи на дополнительное образование вне стен  детского сада с целью подготовки детей к школе.

Второе направление указывает на необходимость включения в работу с детьми содержания, которое позволило бы ребенку поднять значимость семьи, родных и близких в его жизни.

Третье направление предполагает такую организацию работы дошкольного учреждения, которая строилась бы на взаимодействии с семьей «на равных».

Педагогический коллектив детского сада «Ласточка» определил для себя основные принципы взаимодействия с семьей:

  • все формы должны быть интересными для семьи;
  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Процесс формирования мотива успеха, адекватной самооценки без участия семьи бывает безрезультатным. Формирование мотива успеха – это принятие и правильная оценка родителями результатов деятельности ребенка. Регулярное проведение выставок рисунков – «вернисажей» приучает родителей нравственно относиться к продукту детской деятельности. На следующем этапе проводится детальное обследование знании и умении детей в присутствии мам и пап. Правильно расставленные акценты этого мероприятия позволяют родителям реально оценить состояние здоровья ребенка, его возможности, а педагогам – заручиться поддержкой семьи в вопросах развития, наметить пути оказания необходимой помощи. Беседы происходят только индивидуально, чтобы у родителей не возникло сравнения с другими детьми группы. Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка», мы стараемся наполнить педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, вернисажи, «театральные посиделки», встречи с интересными людьми и т.п. Они направлены на то, чтобы мамы, папы, дедушки и бабушки стали едиными участниками праздника – своеобразного тренинга, на котором можно увидеть воспитательные проблемы изнутри.

Подготовка к празднику начинается с обсуждения, каким быть празднику, какое культурное наследие и как мы передадим детям. В результате в группах появились родительские сборники: «Банк идей», «Наши песни», «Мамы советуют». Воспитатели создают ситуацию предвосхищения праздника, каждый праздник начинается в группе. Это позволяет превратить родителей из пассивных зрителей в активных участников. Праздники стали педагогически самоценны. Вся информация, которую хотят донести  до родителей воспитатели, дается через игровых персонажей праздника и его содержание. В речь героев включаются вопросы по содержанию образовательных программ. Это дает возможность родителям быть в курсе дел и стать их непосредственными участниками. Мы открыли для себя, что праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что именно «…родители являются первыми педагогами» «Об образовании», ст.18. На одном из педагогических советов мы обсуждали проблему «Что значит поступить гуманно по отношению к ребенку и его семье?» и пришли к выводам:

  • необходимо создать в ДОУ привлекательные условия для совместной деятельности детей и их родителей;
  • проблемы своего ребенка видятся родителями изнутри, возникает желание сотрудничать со специалистами с целью их решения.

Изучение семей воспитанников – первый очень важный этап в установлении целенаправленного взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса ДОУ: сотрудники ДОУ – дети – родители.

Аналитические материалы разного направления: диагностика социальной ситуации развития ребенка в семье с использованием рисуночной методики; подбор тестов: «Какие вы родители?», «Какой вы родитель?», «Какие вы воспитатели?» помогают подвести родителей к самоанализу, самооценке, привлечь к активному сотрудничеству; анкеты: «Какие мы родители?», «Исследование состояния семьи и отношения к ребенку», «Ребенок в группе сверстников» направлено на определение стиля общения в семье, уровня психологического благополучия ребенка в семье и дошкольном учреждении.

Количественное соотношение семей разных типов определяет приоритетную направленность работы ДОУ на данный учебный год.

Список используемой литературы:

  1. Арнаутова Е.Г. Планируем работу ДОУ с семьей. Журнал «Управление ДОУ»№;, 2002г.
  2. Арнаутова Е.Г. Социальное самочувствие семьи. Журнал «Дошкольное воспитание»№6,2004 с.57.
  3. Богославец Л.Г. Майер А.А.  Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.  Журнал  «Управление ДОУ» №5, 2005.
  4. Капаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации. Журнал. «Управление ДОУ» №3, 2005, с.56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

«Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с родным поселком»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса»

Материал-консультация на тему «Взаимодействие музыкального руководителя  с семьёй  как условие  педагогического процесса»...

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса»

Материал-консультация на тему «Взаимодействие музыкального руководителя с семьёй как условие педагогического процесса» Для реализации педагогического процесса одним из важнейших услов...