«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе занятий по рисованию»
статья (старшая группа)

Урюпина Светлана Анатольевна
Статья "Развитие творческих способностей у детей 5-6-лет в процессе  занятий по рисованию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в процессе занятий по рисованию»

У каждого человека есть творческие способности и потребность в творческой деятельности. Каждый дошкольник – маленький исследователь,открывающий для себя окружающий мир. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.Через творчество человек наиболее полно раскрывается как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных способностей, поэтому необходимо стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности можно отметить,что внимание, воображение, любознательность развиты недостаточно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Творческие способности зависят от наличия опыта ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников.

 Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии. Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом

 Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей в изобразительной деятельности – рисовании.

 Одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является  нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, она еще и  способствует развитию и совершенствованию процессов воображения,памяти и т.д.

Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?

1. Прежде всего,нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.

2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.

3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.

4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.

5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации.

6. Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т. д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

 Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.

Всю работу можно разделить на несколько этапов:

На первом этапе изучение методического материала по данной теме, подбирается материал для работы с детьми, родителями, педагогами.

Например, техники нетрадиционного изображения в рисовании:

Пальчиковая живопись: ребенок наносит краску на палец делает отпечаток на листе бумаги.

Кляксография. На лист бумаги наносится капелька краски и далее палочкой создается изображение (лучи солнышка, лепестки цветов и т. д.)

Ладошковая живопись: ребенок наносит гуашь на ладонь и делает отпечаток на листе бумаги. Потом дополняет изображение необходимыми деталями до определенного образа.

Печать листьев: лист дерева покрывается гуашью с изнаночной стороны и прикладывается на лист бумаги. На бумаге остается отпечаток.

Тампонирование кусочком поролона для передачи пушистости, тонирование листа, тонирование по трафарету и т. д.

Рисование полусухой кистью для передачи пушистости.

Рисование ватными палочками мелких деталей (глазки, ротик, чешуйки у рыбки, падающий снег, салют и т. д.)

Второй этап: практическое использование изученного материала в работе с детьми родителями и педагогами.

Взаимодействие с родителями не  менее важное условие.

Необходимо расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисования; привлекать внимание родителей к проблеме развития у детей творческих способностей через нетрадиционную технику изображения.

Можно использовать такие формы педагогического просвещения:  консультации, практикумы и беседы для родителей по темам: «Не-традиционные техники в изобразительной деятельности», «Значение нетрадиционных техник изображения для развития творческих способностей ребенка», проведение анкетирования, мастер – класса.

Взаимодействие с педагогами:

Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер, основной целью взаимодействия с педагогами является обогащение знаний педагогов о методах развития творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересо-ванности, способности к творчеству, инновациям.

Для достижения цели необходимо проводить мастер-классы с участием педагогов, консультации, семинары, сообщения на педсоветах, анкетирование.

Итоги работы:

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.

Система работы по использованию нетрадиционных техник изображения позволяет развить творческий интерес детей, повысить их творческий потенциал, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей. Разработанные и проведенные занятия позволиляют сформировать устойчивый интерес у детей к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

«Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...

«Развитие творческих способностей у детей 4 – 5 лет в процессе изодеятельности (лепка)»

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия...

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности».

Индивидуальный план самообразования в младшей группе "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности"...

Описание опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования".

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой инт...

Методика руководства развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображении природы.

В статье представлена методика формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы....