Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога
статья
Предварительный просмотр:
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Профессиональные компетентности педагога ДОУ: Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова «Профессиональная компетентность» рассматривается как : совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду ; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности
Профессиональные умения - способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности исследовательские -гностические: поиск, восприятие и отбор информации, ее анализ, интерпретация проектировочные -прогнозирование; конструирование: постановка целей и задач, подбор и сочетание содержания, методов и средств исполнительские -реализации плана и организаторские: создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых коммуникативные -контактность, общение, артистизм, взаимоотношения; восприятие и анализ действий субъектов педагогического процесса рефлексивные -оценка, самоанализ собственной личности, деятельности и общения.
Структура профессиональной компетентности когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога .
Современные требования к компетентности педагога
Владеть формами и методами воспитательной работы
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
Сущность педагогических способностей Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Модернизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу и соответствующего Стандарту педагога
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической деятельности. Это предполагает поиск новых , более эффективных методов обучения.
Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности будущих педагогов и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений.
Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.
Исходя из данного положения, структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через педагогические умения.
Теоретическая готовность педагога предполагает определенную совокупность психолого-педагогических, специальных знаний и проявляется в обобщенном умении теоретически мыслить. В ее состав входят аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.
Аналитические умения – это умения:
- расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
- осмысливать каждую часть в связи с целым;
- находить в теории обучения и воспитания цели, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Прогностические умения можно представить следующим образом:
- выдвижение педагогических целей и задач;
- отбор способов достижения педагогических целей;
- предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
- определение этапов (или стадий) педагогического процесса;
- распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Проективные умения включают:
- перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
- учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся, их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;
- определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
- планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
- отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
- планирование системы приемов стимулирования активности школьников и коррекции их поведения;
- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
Рефлексия предполагает наличие умений анализировать правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие при менявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях, которые можно наблюдать), к которым относятся организаторские и коммуникативные умения.
Среди организаторских выделяют мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.
Мобилизационные умения – это умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.
Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.
Развивающие умения предполагают определенные «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.
Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.
Коммуникативные умения могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.
Перцептивные умения – это умения понимать других (учащихся, учителей, родителей, их личностные особенности и ценностные ориентации).
В совокупность перцептивных входят следующие умения:
- определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
- находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть, и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
- видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.).
Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к коллективу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и общения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в коллективе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.
Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Совершенное владение всей совокупностью педагогических умений и навыков, высокая степень педагогической умелости характеризуется понятием педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"
Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...
СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"
В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи....
Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".
Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....
Презентация "Организация системы повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ"
Система образования находится в данный период времени в процессе модернизации, поэтому новые задачи в системе дошкольного образования выдвигают и новые подходы к организации системы повышения професси...
Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Процесс патриотического воспитания дошкольников в современном дошкольном образовании является одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении детей...
Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ через проектные технологии.
Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить и использовать новые технологии обучения и воспитания....