Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога
статья

Уксусова Людмила Васильевна

Какую помощь ребенку  может оказать  педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_ustanovka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. Профессиональные компетентности педагога ДОУ:  Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;  Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.  Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.  Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Исследование профессиональной компетентности педагога — одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых В.Н. Введенский, Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова «Профессиональная компетентность» рассматривается как : совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду ; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности 

Профессиональные умения - способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности исследовательские -гностические: поиск, восприятие и отбор информации, ее анализ, интерпретация проектировочные -прогнозирование; конструирование: постановка целей и задач, подбор и сочетание содержания, методов и средств исполнительские -реализации плана и организаторские: создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых коммуникативные -контактность, общение, артистизм, взаимоотношения; восприятие и анализ действий субъектов педагогического процесса рефлексивные -оценка, самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Структура профессиональной компетентности когнитивный компонент - включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук деятельностный компонент - профессиональные умения и опыт профессионально-личностный компонент - личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога .

Современные требования к компетентности педагога 

Владеть формами и методами воспитательной работы

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

Владеть методами музейной педагогики

Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

 Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

 Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Сущность педагогических способностей Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Модернизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу и соответствующего Стандарту педагога

Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку в системе профессиональных компетенций педагога

 

Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической деятельности. Это предполагает поиск новых , более эффективных методов обучения.

Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности будущих педагогов и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений.

Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.

Исходя из данного положения, структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через педагогические умения.

Теоретическая готовность педагога предполагает определенную совокупность психолого-педагогических, специальных знаний и проявляется в обобщенном умении теоретически мыслить. В ее состав входят аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

Аналитические умения – это умения:

  • расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
  • осмысливать каждую часть в связи с целым;
  • находить в теории обучения и воспитания цели, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
  • правильно диагностировать педагогическое явление;
  • находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения можно представить следующим образом:

  • выдвижение педагогических целей и задач;
  • отбор способов достижения педагогических целей;
  • предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
  • определение этапов (или стадий) педагогического процесса;
  • распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Проективные умения включают:

  • перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
  • учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся, их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;
  • определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
  • отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
  • планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
  • отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • планирование системы приемов стимулирования активности школьников и коррекции их поведения;
  • планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Рефлексия предполагает наличие умений анализировать правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие при менявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях, которые можно наблюдать), к которым относятся организаторские и коммуникативные умения.

Среди организаторских выделяют мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умения – это умения привлечь внимание учащихся и развивать у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

Развивающие умения предполагают определенные «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.

Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.

Коммуникативные умения могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.

Перцептивные умения – это умения понимать других (учащихся, учителей, родителей, их личностные особенности и ценностные ориентации).

В совокупность перцептивных входят следующие умения:

  • определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть, и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.).

Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к коллективу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и общения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в коллективе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.

Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.

Совершенное владение всей совокупностью педагогических умений и навыков, высокая степень педагогической умелости характеризуется понятием педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"

В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи....

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....

Презентация "Организация системы повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ"

Система образования находится в данный период времени в процессе модернизации, поэтому новые задачи в системе дошкольного образования выдвигают и новые подходы к организации системы повышения професси...

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

Процесс патриотического воспитания дошкольников  в современном дошкольном образовании является  одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении  детей...

Система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ через проектные технологии.

Роль воспитателя значительно возрастает, в связи с необходимостью рационально и оперативно находить   и    использовать новые технологии обучения и воспитания....