проект Федосеевская игрушка
проект (старшая группа)
Федосеевские игрушки – это проявление массовой культуры, которое переходит из одного поколения в другое, учитывая все традиции ремесла и передающиеся в народе представления об образе жизни. С помощью топора, а впоследствии и ножа, Федосеевские игрушки вырезалась из осины. Фактически они производились из отходов ложкарного производства, заимствовав эту идею у мастеров Сергиева Посада. Игрушки были незатейливыми и примитивными, но с ярким орнаментом, что не могло не нравиться детям. Окрашивались эти игрушки сначала только в два цвета – зеленый и красный, а чуть позже добавился желтый цвет. Именно в этот цвет игрушку полностью окунали, перед тем как начать ее роспись. Конструкции их были довольно простыми, но в то же время очень разнообразными. Игрушки сразу же стали пользоваться спросом. А после реформы 1861 года, когда был скачок в промышленном производстве и упадок спроса на изделия ремесленников, изготовление игрушек для многих стало просто спасением. Игрушки стали называться Федосеевскими от названия места – деревни Федосеево, где и сложился этот самобытный промысел XIX века. Изобретателем этой игрушки считается мастер Александров Яков Александрович, который вручную вырезал и раскрашивал свои поделки разных тематик: игрушечную мебель для кукол, всадников с лошадьми, домашнюю утварь для игр и многое другое. Перечислить весь ассортимент довольно трудно, и у каждого мастера вырисовывалась своя тематика поделок. Расцвет Федосеевской игрушки пришелся на начало XX века и продолжался до начала Первой мировой войны. Как вы понимаете, в это время игрушечное производство было практически прекращено. И лишь в 1923 году произошел новый виток развития Федосеевской игрушки, когда мастера двух деревень Кондратьево и Федосеево объединились и образовали, таким образом, совместное товарищество. Однако товарищество просуществовало недолго – порядка десяти лет, после чего мастера из Федосеево наладили самостоятельную работу по изготовлению своей продукции. Заказы поступали не только из Москвы, но и из других регионов России. В наши дни популярность Федосеевской игрушки невелика, и, конечно, она уступает в спросе современным технологичным новинкам. Однако и сейчас многие родители покупают своим малышам Федосеевские игрушки для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия. Кроме того, с помощью таких игрушек малыши учатся воспринимать мир, формы и цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.15 КБ |
![]() | 1.01 МБ |
![]() | 2.04 МБ |
![]() | 22.58 КБ |
![]() | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка.
Федосеевская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из осины, сосны, липы. А весь инструмент – топор и нож.
Федосеевская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.
Когда ребёнок начнёт терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней.
Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней, и будет кормить курочек и петушка, катать на лошадке игрушки. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.
Возможность поэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребёнка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.
Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребёнка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде транспорта, домашних животных, он овладевает приёмами приведения игрушек в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса.
С возрастом интерес ребёнка к действиям с федосеевской игрушкой снижается, но её эстетическое воздействие сохраняется. Игрушка становится важной частью предметно – развивающей среды ребёнка - она украшает быт, идейно – эмоционально организует его: учит ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.
Вид проекта: познавательный.
Длительность: Среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Выполнила: Назарова М.А.
Цель проекта.
Приобщение детей к традициям родного края, расширению кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой, интеграции разных образовательных областей: Соц.-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетическому развитию и речевому.
Задачи.
1. Обеспечить сотрудничество с мастером по изготовлению и росписи федосеевских игрушек.
2. Повысить качество информационного просвещения родителей.
3. Вызвать эмоциональный отклик детей при встрече с федосеевскими игрушками.
4. Способствовать развитию технических навыков и умений декоративного рисования воспитанников.
5. Способствовать закреплению знаний детей об игрушке, используя дидактические игры.
Предполагаемые результаты проекта.
• Интерес родителей к проблеме сохранения народных традиций и декоративного прикладного творчества.
• Расширятся знания детей о федосеевской игрушке.
Выполнение проекта.
1. Экскурсия детей старшей группы в музей с мастер – классом по показу изготовления федосеевских игрушек.
2. Изготовление игр для воспитанников по данной теме.
3. Просмотр презентации о федосеевской игрушке.
4. Составление конспектов организованной образовательной деятельности в группах.
5. Подбор физкультминуток, стихотворений.
6. Организация выставки детских работ «Федосеевские балясы».
Этап№1 Подготовительный
Подготовка материалов:
• Составление перспективного плана, разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи, предметы народных промыслов, матрешки).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность
детей, совместная деятельность с родителями. Умение с помощью взрослого расписать узором мебель для кукол, рисовать элементы декоративного узора.
Работа с родителями.
Выполнить совместные задания к проекту –украшение бумажных образцов деревянных игрушек федосеевским рисунком.
Этап №2 Основной
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 « Улыбка»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми5-6 лет
Провела воспитатель: Назарова М.А.
Г.Семенов
2019г.
Цель: Задачи: Средства: Способы: Предварительная работа: | приобщать детей к традициям русского народа. 1. Познакомить родителей с федосеевской игрушкой. 2. Закреплять умение выразительно рассказывать знакомые стихи о федосеевской игрушке. 3. Показать взаимосвязь изобразительного и музыкального народного искусства. 4. Развивать фантазию, творчество, воображение, желание создавать красивый федосеевский узор способом аппликации. Федосеевкие игрушки Посылка Деревянные ложки Шаблоны игрушек Самоклеящаяся бумага Появление домовенка Кузи, П/и Ручеек, игра на ложках, чтение стихотворений, атракцион Передай игрушку,совместное с родителями украшение шаблонов Ознакомление с промыслом, рассматривание альбома Федосеевская игрушка, разучивание стихотворений, игры на ложках |
Ход
Звучат русские народные наигрыши, дети и родители входят в зал
Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости. Давно мы вас ждём – поджидаем праздник не начинаем. Удобно ли, вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Тогда давайте знакомиться, меня зовут Рада – я вам очень рада. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка. Ну, тогда начнём наш праздник. Там где музыка льётся, Там легче живётся. Льётся музыка – разливается, Ручьями завивается. Ручей наш – ручеёк, созывай на игру, на забаву, на удивление. Игра «Ручеёк» На вечерних посиделках скучно не бывало, находилось место и играм и забавам. Вам загадку загадать хочу, проверю, какие вы смекалистые. «Деревянная подружка, Без неё мы как без рук: На досуге – веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот, И обжечься не даёт». Какие вы догадливые, а у меня ложечки припасены, да не для еды, а для забавы! Выходите ложкари, удивите нас. Игра на ложках «Ложкари» . Кузя из- за ширмы: Апх -чи! Кто там? Выходи, покажись, нас не бойся, да и сам не пугай. Кузя:Это я, Кузьма, домовой ваш Кузька. Надоело мне прятаться, у вас так весело, музыка играет, ложки стучат, вот я и решил показаться, здравствуйте, гости.
Кузя: Аюшки! У бабушки! Хозяйка : Где же ты так долго был? Что принёс? Кузя: Оладушки! Хозяйка : Где они? Кузя: Под лавкой! Хозяйка : Вот так чудак, а вы бы дети как? Кузя: Ладно в другой раз так и сделаю ( прячется за Хозяйку). Хозяйка : Кузя! Кузя: Аюшки! (выходит из-за хозяйки). Хозяйка : Где ты был? Кузя: У бабушки! Хозяйка : Что принёс? Кузя: Сапожки. Хозяйка : Где они? Кузя: А я сделал как вы научили: на стол поставил и съел. Хозяйка : Ох, Кузя, ты опять всё напутал! А больше ты от бабушки ничего не принёс? Кузя: Коробочку для ребят – посылочку. Моя бабушка живёт в деревне Федосеево, у мастера, что игрушки топором мастерит. Хозяйка : Наши ребята знают об этих игрушках, они так и называются – федосеевские! Кузя: Вот вам посылочка. А мне пора, всем пока. Кто куда, а я к бабушке. Хозяйка : Интересно, что там в посылочке, давайте скорее откроем. (Открывает, вынимает письмо) «Дорогие, дети! Высылаю вам федосеевские игрушки, такие же игрушки сто лет назад мастерили в деревне Федосеево. Радовали они ребяток в старые времена, пусть и вас радуют. А ещё для вас образцы бумажные, украсьте их по своему умению – разумению. Кузькина бабушка!» Хозяйка : Ребята, посмотрите, какие игрушки чудесные! Вот лошадка, вот машинка. А вот и самолёт! И не поверить, что всё это топором сработано, просто чудо! Хозяйка : Я предлагаю послушать стихотворения про игрушки. Ребята, подходите, стихи нам расскажите, игрушку покажите! Хозяйка : Очень хорошие стихи. Предлагаю поиграть с федосеевскими игрушками, хотите, ребята? Игра – аттракцион « Передай игрушку». Хозяйка : Ребята, давайте расскажем вашим мамам и папам об этих замечательных народных игрушках. Хозяйка : Как много вы знаете о федосеевской игрушке. Эти игрушки можно увидеть только в музее, а теперь они есть ещё и в детском саду, мы можем с ними играть и заниматься. Хозяйка : В посылке есть ещё подарки, образцы игрушек из бумаги, только я вижу, что они не украшены. Как же быть? Хозяйка: Я думаю, что дети с удовольствием украсят цветами и листьями все образцы, а мамы и папы нам помогут. Хозяйка : Ребята, подходите, выбирайте образец по вкусу. Кому машина, а кому лошадка, украшайте цветами и листьями из самоклеящей бумаги, а родители – помогайте. Совместное украшение игрушек. Хозяйка : Какие замечательные, нарядные игрушки у вас получились. Я приготовила альбом, в который мы сложим все ваши работы. Пусть он хранится в нашем мини-музее вместе с федосеевскими игрушками. Хозяйка : Делу- время, а потехе час. Пора пировать, за столы вас приглашаем, пирогами с чаем угощаем! Чаепитие детей и родителей (во время чаепития звучат русские народные песни). | Ложка /Дети играют на ложках/ Кузя! Мы бы оладушки на стол положили да и съели. (Дети подходят к коробке, берут игрушку и читают о ней стихотворение). Качели. Между двух высоких елей Нам повесили качели – Крепкие, дубовые, Голубые, новые! Мы уселись на качели, Мы уселись и запели. Раскачались и взлетели Выше крыши, выше ели! Кто там скачет на коне? Кто там скачет на коне, На горячем скакуне? Это кто такой ездок, И какой ему годок: Это лошадь наша, А ездок Аркаша. Самолёт. Мой самолётик слишком мал, И мне в него не сесть. Туда игрушечный пилот И тот не может влезть. А я мечтаю: в облака Летит мой самолёт, И, крыльями махнув слегка, Привет на землю шлёт. Карусель. Все ребята дружно сели И айда на карусели, Весело крича, кружить И носиться во всю прыть. Над шумящею толпою И зелёною листвою, А за кругом новый круг- Ух, захватывает дух! И воскликнет чей-то дядя, На детей летящих глядя: «Красота- вот так верхом Прокатиться с ветерком!» Пароход Пароход волна качает, Ждём, когда же он причалит, Надоело без земли- Всё вода и корабли. Хорошо тебе на суше: Можно свежий персик скушать И на травке полежать. Если я, когда- нибудь Попаду на сушу, Никуда не поплыву, Буду маму слушать. Да! -дети встают в 2 команды, которая команда быстрее передаст игрушку .победила Федосеевская игрушка изготовлена из щепы при помощи топора. Дети любили эти игрушки, потому -что они могли двигаться: карусель кружилась, а паровоз и лошадка могли катиться. Больше всего федосеевские мастера любили вырезать лошадь. Делали и всадника на коне, и повозку, и тройку с санями. Игрушки продавали на ярмарках сами мастера, потому они были недорогие. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5
« Улыбка»
Конспект организованной образовательной деятельности на тему:
Провела воспитатель: Назарова М.А.
2019г.
Г. Семенов
Цель: Задачи: Средства: Способы: Предварительная работа: | Познакомить детей с федосеевской росписью . 1. Продолжать знакомить детей с характером федосеевской росписи – её колоритом, составными элементами. 2. Закреплять умение работать кистью и фломастером. 3. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. 4. Воспитывать интерес к русскому народному промыслу Посылка, кукла, шаблоны мебели, гуашевые краски, кисти, фломастеры, простые карандаши, непроливайки Игровая ситуация-приход почтальона Загадывание загадок Вопросы Показ рисования велюрок Рассматривание образцов Физкультминутка Пальчиковая гимнастика Рефлексия Рассматривание альбома Федосеевская игрушка, посещение музея , Д/И Собери картинку, Д/И Найди пару |
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.
Здравствуйте ребята. Это я, почтальон Печкин, принёс вам посылку (уходит)
Воспитатель: Ребята, на посылке написано: « Вы сможете открыть посылку, если отгадаете загадки». Ребята хотите открыть посылку и узнать ,что там? Первая загадка: «Она платье и бант носит, Она есть совсем не просит, Спать уложишь – будет спать, День и два, и даже пять». (воспитатель достаёт из коробки куклу) Воспитатель: Ах какая кукла красавица! Вам ребята, нравится? Как мы куклу назовём, Думайте, ребята. Даша, Маша, Катя, Ира, А быть может Наташа? Воспитатель:- Имя есть у нашей куклы, Но ведь негде ей сидеть! Стул, диван, ей сделать надо, Стол, чтоб было где поесть. - Но сначала отгадайте ещё одну загадку. Вторая загадка: «Под крышей – четыре ножки, А на крыше – суп да ложки». (воспитатель открывает вторую коробку и достаёт из неё трафареты кровати, стула, дивана, стола) Воспитатель:- А вот и мебель, только она белая, некрасивая, боюсь, что кукле Наташе и её подружкам она не понравится. Как же нам быть, ребята? Воспитатель: - А давай те украсим мебель федосеевским узором. Воспитатель: Из каких элементов состоит федосеевская роспись? Воспитатель: А какие цвета используют в своей росписи федосеевские художницы? Воспитатель: Ребята, сегодня, я познакомлю вас, ещё с одним элементом – велюркой. Велюрка или завиток рисуется чёрным цветом, вот такими волнистыми движениями (показ). - Попробуйте нарисовать велюрку на листочках. Воспитатель: Чтобы узор смотрелся выразительней, художницы дополняли его велюрками. (показ и рассматривание образцов) Воспитатель: А сейчас нам пора отдохнуть.. Физкультминутка Поищите куклу Наташу! Где она? Сидит в песке Суп готовит, кашу варит, Держит палочку в руке.
Практическая работа Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь можно и поработать. Подойдите к столу и выберите мебель которую вы будете расписывать. Воспитатель: Прежде чем начать работать, предлагаю разогреть наши ладошки и пальчики. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять». Воспитатель: Аня, как ты будешь украшать свой стол? Коля, где ты нарисуешь цветок? Никита, каким элементом дополнишь свой узор? Вика, тебе нравится стол, который ты украсила федосеевской росписью? Рефлексия Воспитатель: Какая красивая мебель. Я думаю, что куклам она понравится. -Артём, что у тебя сегодня получилось особенно хорошо? -Настя, что у тебя сегодня не получилось? -Вика, как ты считаешь, у тебя получились велюрки? -Соня, получился бы у тебя такой выразительный узор без велюрок? Воспитатель: Ребята, вы настоящие мастера. Куклы очень довольны, ведь теперь у них есть очень красивая мебель, которую вы украшали с любовью. | Да, хотим Это кукла. Наташа Это стол. Мебель для кукол надо украсить Да. Давай те Федосеевская роспись состоит из цветов, бутонов и листьев. Художницы используют жёлтый, красный и зелёный цвет. (дети пробуют рисовать велюрку ) (прикрывают глаза руками) (повороты туловища вправо-влево) (приседают) (встают, повороты туловища) (вытягивают руку вперед, держат «палочку») (дети подходят к столу и берут понравившиеся им заготовки мебели) (действуют согласно тексту) Я сначала нарисую цветок красным цветом, затем листочки Посередине Я дополню велюркой Да Нет,не получились Нет, без них не красиво |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499076-1413384948.jpg)
Конспект по художественно-эстетическому развитию "Федосеевская игрушка"
Мастер-класс по росписи игрушки...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499076-1413384948.jpg)
Конспект по социально-коммуникативному развитию "Федосеевская игрушка"
Знакомство с Федосеевской игрушкой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112920.jpg)
Проект " Наши игрушки" по произведениям А.Барто из цикла"Игрушки"
Большинство первых детских книжек - стихи. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие лаконичные образы помогают малышам концентрировать внимание, лучше представлять, о чем говориться в стихах. Благодаря...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1081104-1548957743.jpg)
Проект " Народная игрушка.Наши любимые игрушки, игры и занятия. "
Прект краткосрочный. Участники: педагог, родители, дети. (младшая группа) Данный проект обогатит знания детей младшего дошкольного возраста о народных игрушках и их предназначении, способствует активи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/21/picture-1262968-1598013537.jpg)
Проект "Народная игрушка.Дымковская игрушка"
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/21/picture-1262968-1598013537.jpg)
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/12/picture-1040913-1644627020.jpg)
Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"
Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально ...