Опыт работы "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры,
как средство патриотического воспитания.
Опыт работы музыкального руководителя Гущиной А.Л.
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.
Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензетивный период его жизни. Поэтому основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка.
Для этого необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно- нравственному становлению личности ребенка.
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; а в более старшем возрасте – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.
Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет. К.Д. Ушинский отмечал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.
Народная педагогика использовала для достижения своих целей:
- фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки…);
- народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни);
- народный театр (Петрушка, скоморохи и т.д.);
- изобразительное прикладное искусство (различные виды росписи);
- быт и межличностные отношения в семье.
В нашем детском саду проводится систематическая работа с детьми по фольклору. Основная цель – духовное развитие детей, приобщение к истокам русской культуры. Доступный детям и очень интересный материал, эмоциональность, завораживают детей. Они проживают радостную «жизнь» в хороводах, песнях, играх и частушках.
Обогащается словарный запас детей. Какие хорошие, добрые, ласковые слова слышат они: матушка, батюшка, ребятушки, головушка, березонька, воробушек и т.д. Слушая напевный, выразительный язык русского фольклора, дети начинают ему подражать. Легко усваивают материал, с удовольствием занимаются и с музыкальными инструментами: ложками, трещотками, бубнами, коробочками.
В 2000 году в г.Москве была принята программа сохранения и возрождения русского языка и культурно-исторических ценностей. Это позволяет нам утверждать, что мы на правильном пути, если этот вопрос как средство патриотического воспитания поднимается на государственном уровне. Тем более, что 2008 год объявлен нашим президентом В.В. Путиным – годом семьи.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.
В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т.е. знакомим детей с традициями русских народных праздников.
Почему мы обратились именно к праздникам?
Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!
Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными, или годовыми, т.к. начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т.е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая.
В основе всех праздничных традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом и природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворота – макушки лета. Считалось что в канун праздника появляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, т.к. люди обмениваются новостями, обсуждают события, происшедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель – приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.
Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику.
С помощью этих праздников решаются задачи:
- Формирование моральных и нравственных качеств, уважение к культуре других народов.
- Формирование представления о своей стране. Развитие интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре. Воспитание азов гражданственности и патриотизма.
- Обеспечение социализации ребенка, формирование активной позиции и приобщение к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
- Формирование праздничной культуры (знание традиций праздника, обязанностей организации и праздничного действа, правил приглашения гостей).
- Развитие совместного сотрудничества детей и взрослых, семейного творчества.
- Обеспечение выхода детским стремлениям, развитие желания участвовать в играх, танцах, инсценировках; формирование художественного вкуса.
- Создание радостного настроения. Эмоционального подъема у детей.
Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.
Нами были выделены следующие виды праздников:
- Народные и фольклорные (праздники народного календаря - Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской березки, Иван Купала, Осенины);
- Социально-значимые – Новый год, День защитника отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
- Международные – День защиты детей, международный женский день 8 Марта;
- Православные – Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров;
- бытовые и семейные – посиделки, дни рождения детей, выпуск в школу, а так же праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, воздушных шаров, праздник конфетных бабочек).
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, – это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как, впрочем, и любого другого). Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ и, конечно же, в той или иной мере дети старшего дошкольного возраста. При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Привлекаем родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям, являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.
При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Кроме задач по знакомству с фольклором, в настоящее время есть еще ряд задач которые необходимо решать. Это задачи по воспитанию экологической культуры, как одного из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.
Я решила объединить две важные темы в моей работе. Тем более, что как уже говорилось, все народные праздники связаны с природным окружением и недаром названы календарными, а детский сад № 3 уже 10 лет работает по экологическому воспитанию дошкольников. Они связаны с природой, которая окружала человека на протяжении всей его жизни. Дети слушают, потом размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, и, несомненно, очень интересная.
В ряде источников отмечается, что в настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
1. Отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально-экологического материала;
2. Недостаточно конкретного материала, разработок сценариев, занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;
3. дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.
Поэтому:
I. Я начала разрабатывать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий.
II. Мною подобран репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности.
III. Составлены сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара.
Реализуя задачи, я знакомлю детей с народным творчеством через следующие приемы:
1) Музыкально-игровой материал.
Нашим детям очень нравятся игры с припевами, приговорами. Мелодии игровых, песенных припевов строятся обычно на трех-четырех звуках небольшого диапазона. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться.
* * *
Вербочка, вербочка,
Кудрявая веточка,
Ой ли, Лели, гои!
(при слове «гои» играющие приседают или подпрыгивают)
* * *
Беги-ка, конь,
По дороге вдоль,
Через воду и огонь.
Раз, два, три –
Влево, вправо беги!
(дети из последней пары бегут в разные стороны, чтобы встать впереди)
Полюбились русские народные игры: «Косые огороды», «Марома» (в празднике «Осенины»); «Родничок», «Золотые ворота» (в празднике «Масленица»); «Побивушки», «Венок» (в празднике «Троица»); «Купальские веточки», «Заря-Заряница» (в празднике «Иван-Купала») и другие.
Дети полюбили эти игры за их соревновательных характер, привлекают детей соревнования в беге за купальскими веточками, прыжках через крапивный костер или ручеек, ловкости при убегании от волка.
Как только мы начинаем разучивать новую игру, я обращаю внимание детей на манеру исполнения ролей.
Вот, например, при разучивании, на праздник «Троицы», русской народной игры «Селезень и утушка» я объясняю детям, что под «селезнем» подразумевается молодец-удалец, а под «утушкой» скромная, добрая, заботливая матушка у которой семеро детей. Затем я предлагаю всем детям попробовать изобразить утушку и селезня. Нужно видеть как важно, с каким достоинством мальчики изображают селезня и как мила и скромна уточка, в образе девочек. Я подчеркиваю, что утушка держится скромно и она очень обаятельна, и что такое качество как скромность почиталось на Руси. А затем выбираем селезня и утицу; вокруг селезня дети образуют круг; утица «плавает» по внешнему кругу хоровода. Дети исполняют песню. После исполнения песни, дети речитативом произносят слова «Селезень, догони утку! Молодой, догони утку!» Участники, стоящие в кругу открывают ворота и поют:
Утушка ныряет,
По полю летает,
Кич, кич поспевай!
Кря, кря догоняй!
Твои детки пищат,
Они есть хотят!
Если селезню удается поймать утку, выбирается новая пара.
Играя в такие игры, дети учатся уважать: мальчик девочку, а девочка мальчика, оберегать друг друга, видеть в людях красивое и что в природе есть и мама, и папа, и детки, которые любят друг друга, и их надо любить.
А игра «Утёна», которая «по лугам гуляла, гнездо свивала, деток выводила, деток собирала», вызывает у детей теплое, нежное чувство. Девочки говорят, что им жалко уточку – «она ноженьки обмочила, крылышки обмочила». Я провожу с детьми беседу, что она добрая, заботливая, надежная мама. Вижу в глазах детей сострадание, они переживают за уточку и вместе с тем становятся добрее и нежнее.
Привитие интереса и любви к русским народным играм способствует развитию у детей не только силы, ловкости, выдержки, но и воспитывает лучшие черты характера русского человека: доброту, смекалку, смелость; прививает любовь к животным и птицам, помогает изучить их образ жизни, повадки, воспитывает бережное отношение к природе; развивает двигательные умения и навыки, учит выразительному исполнению движений.
Нравятся детям и ритмические игры, с использованием образно-двигательной музыкальной грамоты. Работая со звуковысотностью, с длительностями я работаю в тесной связи с образами природы (солнце, деревья, животные, птицы) в русских народных потешках, попевках. А с помощью движения выстраиваем с детьми музыкальную азбуку, помогаю им формировать музыкальный язык, даю почувствовать детям как можно управлять звуками. Например русская народная потешка «Солнышко-выгляни» – яркий пример образно-двигательной музыкальной грамоты. Только мы должны думать о движении солнца как дети. Солнце уходит каждый вечер в одну сторону, а утром является с другой стороны. Дети стоят лицом в круг, который и сам имеет форму солнца, все видят друг друга. С каждым звуком песни, изображая ход солнца, поворачиваемся спиной в круг. Теперь мы никого не видим, мы ушли, как и солнце уходит каждый вечер. На слове «выгляни» мы как-будто достаем его «из-под земли» (со звука «ми», продолжаем движение вправо) и выносим опять в круг; на звук «ля» солнце вернулось к нам с другой стороны, теперь оно снова видит всех нас, как и мы сами видим друг друга! Или солнце прячем в ладошках и рисуем его путь движения ладошками.
* * *
«Солнышко выгляни, красное высвети
К нам на нивку иди ладить сохи бороны!»
При исполнении русской народной песни «Сорока-сорока», при переходе на звук «ля» делаем любое движение, желательно нисходящее: топнем ногой, хлопнем по коленям, присядем, споем про себя. Наконец, одной своей рукой изображаем – приподнятый хвост сороки, а другой рукой во время пения постукиваем в ритме песни по «хвосту» и каждый раз в нужный момент (при переходе на звук «ля») опускаем этот «хвост», после чего он сразу же поднимается снова. Далее исполняем песню на двух пластинках металлофона.
2) Другим приемом являются логоритмические игры – упражнения. Это русские народные потешки, к которым я подбираю музыку: «Радуга-дуга», «Кошка на окошке», «Дуют ветры», «Как у нашего соседа», «Чики-брики», «Лады-ладушки», «Кузнец», «Через речку» и другие. Хотя сам по себе ритм потешки и подталкивает к движению, но благодаря музыке дети лучше чувствуют силу ритма, испытывая большую радость и душевный подъем. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, становится правильное дыхание, совершенствуется произношение, улучшается координация слова и движения.
Поэтому логоритмические игры-упражнения на основе русских народных потешек я включаю в занятия с детьми не только логопедических групп, но и в работу с детьми не имеющими нарушений речи.
3) Следующий прием - это пение прибауток, детских русских народных песен, частушек, закличек и разучивание хороводных песен. Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.
На музыкальных занятиях, чтобы поставить правильное дыхание, организовать речь детей, я беру на распевание небольшие попевки с короткими музыкальными фразами, такие как «Василек», «Заинька». Постоянно предлагаю детям пропевать фразы не прерывая дыхания. Простой ритмический рисунок, обилие гласных, интересное содержание потешек помогают в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. У детей исчезает излишнее напряжение дыхательного и артикуляционного аппарата, скованность голосовых связок.
Трудна работа с гудящими детьми, их диапазон два-три звука. Проговариваю с этими детьми в ритме песни слова, добиваюсь от детей высокого звучания разговорной речи, чтобы и в пении сохранялась эта высокая позиция. Дети не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут быстрее и чище. Поэтому я им говорю: «Пойте как я», то есть использую метод собственного показа. Такой «зеркальный прием» способствует и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению.
Когда я работаю над интонацией, то стараюсь найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнышка», «голос широкий как русское поле» или «голос звенит как капель с крыши». Такое сравнение более доступно детям и они лучше понимают, как нужно исполнять данную мелодию.
Чтобы точнее и правильнее исполнялась мелодия я использую музыкальную грамоту. В игровой форме рассказываю детям о музыкальном домике и его жителях. Каждая нотка исполняет свою попевочку - беру несложные русские народные песенки, потешки.
Например:
У нотки «СИ» такая песенка: «Комарики - мошки,
Тоненькие ножки
Скачут по дорожке»
У нотки «ЛЯ»: «Кашка сладенька,
Бабушка добренька»
У ноты «ФА»: «Как под горкой, под горой,
Торговал старик золой»
Детей знакомлю на фланелеграфе с изображением долгих и коротких звуков. В песенной традиции исполнения русских народных песен надо ещё знать, что недостаточно только правильно петь мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа. Учу детей во время пения слушать друг друга, стараться, чтобы песня сладилась. «Сядем рядком, да споем ладком». Но не все русские народные песни исполняются интонационно - заклички выкрикиваются, скандируются. Беру заклички на распевание они способствуют развитию силы голоса, его чистоте. Учу детей активно направлять струю воздуха, помогать прессом выталкивать воздух. Например, на «Троицу» закликаем лето:
«Приходи, летечко,
Принеси ягоды в лукошко,
Зеленого горошка,
Солнышко красное,
Погоду ясную»
На «Масленицу» исполняем заклички солнышку, весне, перелетным птицам.
«Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Сядь на пенек,
Разгуляй весь денек!»
Хороводные песни часто использую в ходе музыкальных занятий, как продолжение занятий - праздников по сенсорному развитию, которые проводятся воспитателями с детьми в группах. Например, по народному календарю 6 мая на «Егория вешнего» (охранителя домашнего скота) я предлагаю детям исполнить круговой хоровод «Как у нашей Дуни». В ней много разных персонажей. Тут и курочка с петушком, и гусачок с гусочкой и свинка с боровком. Дети с удовольствием ведут хоровод, изображая повадки животных и их «разговор»: хрюкают, крякают...
24 апреля на «Антипа - половода» (когда бегут вешние воды) исполняем хоровод «Как под наши ворота подливалася вода». 7 декабря на «Екатерину - санницу» (в этот день крестьяне запрягали лошадей в сани и устраивали катания) исполняем хоровод «Ой, зимушка -зима».
Таким образом на музыкальных занятиях дети продолжают знакомиться с народным календарем, получают сведения об окружающем мире, воспитывается гуманное отношение детей к природе. Хороводные русские народные песни, заклички, прибаутки, частушки поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, у детей формируется художественный вкус, речь обогащается народными выражениями, поэтическими оборотами: «зимушка-зима», «рассыплюся яблоконькой», «весна красна», «пчелки-яровые»... Дети учатся точно интонировать, вырабатывается правильное дыхание, расширяется певческий диапазон, дети учатся петь слаженно.
4) Ещё один из интереснейших приемов - игра на русских народных музыкальных инструментах, особенно дети любят играть на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре.
Мною и родителями совместно с детьми изготовлены разнообразные самодельные музыкальные инструменты для музицирования в шумовом оркестре. Это всевозможные погремушки-шумелки, барабаны, музыкальные коробочки, рубели, трещотки, маракасы, бубенцы, румбы, бамбузи, музыкальные бусы. Дети с удовольствие музицируют в шумовом оркестре, придумывая свои варианты исполнения на них, как классической музыки композиторов: П. Чайковского, М. Глинки, Ф. Шуберта, так и русской народной музыки: «Метелица», «Кадриль», «Барыня» и другие. Я стремлюсь на занятиях создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье.
Дети играют на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре на фольклорных праздниках и развлечениях. Например, на празднике «Масленица» в исполнении шумового оркестра детей старшего возраста прозвучала русская народная музыка «Метелица», которая была исполнена под фонограмму оркестра народных инструментов. А на праздник «Троица» дети музицировали на музыку русского народного танца «Кадриль», на празднике «Иван Купала» - на музыку русской народной песни «Барыня».
Создавая детский оркестр самодельных музыкальных инструментов, я открываю перед детьми прекрасный мир звуков, способствующий развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение), развиваю стремление к сотворчеству, тем самым обогащаю внутренний мир ребенка.
Играя в шумовом оркестре, дети понимают форму музыкального произведения, могут сказать сколько частей в произведении; учатся слышать изобразительные моменты в музыке, умеют размышлять с помощью каких инструментов нашего оркестра можно их изобразить; слышат музыкальные фразы и их окончания; могут точно передать на инструменте ритмический рисунок; умеют подбирать музыкальные термины, передающие характер вариации или какой-либо части произведения; дети могут играть согласованно, слушая друг друга, точно выдерживать музыкальные фразы; владеют музыкальными терминами такими как: кульминация, пауза, глисандо, стакатто, акценты, форте, пиано; владеют приемами игры на всех самодельных музыкальных инструментов.
Игра на самодельных музыкальных инструментах и вовлечение ребенка в создание музыкального инструмента дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, слышать музыку в звуках окружающего мира. Это помогает им понять, откуда и как рождаются звуки.
5) А чтобы ещё более заинтересовать детей, вовлечь их в мир звуков я провожу на музыкальных занятиях опыты со звуком (один раз в два месяца): «Музыкальные и шумовые звуки», «Как рождается звук», «Почему всё звучит?», «Откуда берется голос?», «Как распространяется звук?», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?».
Все необходимые материалы для проведения опытов готовлю заранее (камни, палочки, шишки, фантики, воду, расчески, леску, линейку). В ходе опыта дети учатся слышать и экспериментировать со звуком, у них развивается умение сопоставлять и анализировать, размышлять, рассуждать как рождается звук, какими обладает свойствами, как распространяется.
Например опыт: «Как распространяется звук?»
Цель: объяснить как распространяются звуковые волны.
Материал: емкость с водой, камешки, шашки, тонкостенный бокал на ножке.
Ход опыта:
Я предлагаю выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Рассказывают что увидели (по воде расходятся круги). Я объясняю, что то же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху.
Затем шашки располагаю вплотную друг к другу на поверхности стола и предлагаю детям резко, но не сильно ударить по крайнему предмету. Выясняем что произошло. (Дальний предмет отскочил – силу удара ему передали другие предметы, так же передается звук по воздуху.)
Дети выполняют следующий опыт: ребенок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашиваю, сколько камешков брошено и как он об этом догадался. (Услышал три удара, их звуки передались по воде.)
Дети наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Вместе с детьми выясняем что происходит с водой. (По воде пошли волны – передается звук.)
Дети открывают много нового для себя, их речь обогащается такими понятиями, как «звуковая волна», «голосовые связки», «колебания и отражение звука».
6) Знакомство с движениями русской пляски.
Знакомя детей с музыкально-ритмическими движениями в русских народных плясках и хороводах учу детей через игровые образы воспевать природу.
Нравится детям исполнять русские народные пляски с определенным сюжетом, связанным с русской природой: шуточный танец «Тополек» из репертуара ансамбля «Золотое кольцо», «Заинька» в исполнении ансамбля «Иван «Купала»», «Возле моста» в исполнении Т.Морозовой. Так же с интересом дети водят орнаментальные хороводы «Березонька украинская народная мелодия, «Утушка луговая», «Посею лебеду».
Дети выступают с танцевальными номерами на праздничных ярмарках, развлечениях.
7) Через восприятие музыки.
При слушании музыки использую как традиционные методы, так и новые методы формирования основ музыкальной культуры дошкольников. Это метод уподобления характеру звучания музыки. А чтобы восприятие носило творческий характер создаю на занятии поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности.
На музыкальных занятиях даю детям представление о различном характере народных песен – веселых, озорных (плясовые), неторопливых, плавных (хороводные), нежных, убаюкивающих (колыбельные). Закрепляю представление о жанрах народной песни на примере русской народной песни «На горе-то калина», «Ходила молодёшенька по борочку», «Лады, лады, ладеньки, в огороде заиньки».
Учу различать жанры и в инструментальной музыке на примере произведений А.Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра».
Знакомлю детей старшей группы с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой на примере «Камаринской» П.Чайковского и «Камаринской» М.Глинки. А в подготовительной группе с обработкой одной мелодии сделанной разными композиторами. Например: «Во поле береза стояла» в обработке Н.Римского-Корсакова и А.Гурилева.
Обучаю умению не только воспринимать музыку, но и умении. вслушиваться в звуки, умению их распознавать. Вообще развитие умения слушать тесно связано с духовным развитием ребенка. Вслушиваясь в звуки окружающего мира – природы, человеческого голоса, своего дома, в музыкальные звуки – ребенок развивается духовно, весь слух, по мнению Б.Пастернака, является «глазами души».
На музыкальных занятиях в месте с детьми придумываем сказку или рассказ и оживляем их музыкальными звуками.
8) Театрализованная деятельность.
Занятия театрализованной деятельностью включают в себя постановку русских народных сказок экологической направленности, инсценирование русских народных песен, потешек, музыкально-творческих постановок на основе русских народных сказок, разыгрывание сценок, показ кукольных спектаклей. Приступая к занятиям по театрализованной деятельности я ставлю задачи:
а) познакомить с культурным наследием русского народа, формировать у детей любовь к русскому фольклору;
б) бережно относиться к природе.
в) развивать умение исполнять народные песни, танцы, хороводы.
Театрализованная деятельность на основе русского фольклора экологической направленности оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Это один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Все театрализованные игры, которые я проводила с детьми были украшением традиционно народных праздников: «Рождество Христово», «Широкая масленица», «Осенины», «Троица», и в ходе развлечений «Вербное воскресение», «Пасха».
Сколько интересного доставляет малышам театрализованные представления на «Святки».
Группа детей из нескольких человек, воспитатель и я наряжаемся в персонажи Бабки, Деда, Бабы-Яги, Козы, Медведя, Цыганки, Солдата и идем колядовать по группам, впереди шествия дети несут рождественскую звезду. Все колядующие исполняют песни-колядки:
«Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом»
Один из ряженных «сеет» зерно, желая всем добра и здоровья:
«Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Вам и плюшек с творогом
И детишек полный дом»
«Хозяева» по очереди одаривают ряженных:
«Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощения -
Сыр да печение,
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!»
А затем разыгрываются сценки: «Коза и медведь», «Тюха Матюха», «Петрушка и солдат», «Мужик и медведь»; сказки: «Заюшкина избушка», «Сказка о Петушке, Коте и Лисе», «Волк и семеро козлят», экологическая сказка «Гуси лебеди». Летом 2007 года силами воспитателей и детей старшей и подготовительной групп была подготовлена и показана детям старшего дошкольного возраста творческая постанова по мотивам русских народных сказок «Зеленая сказка», в которой участвовали сказочные персонажи:
Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Дракоша, Машенька и другие. В театрализованные игры - подстановки я ввожу много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под нее маленьким артистам легче имитировать движения персонажей. При этом у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения же, сопровождаясь репликами, стихами, пением, в свою очередь повышают речевую активность детей, дети лучше запоминают тексты, овладевают средствами выразительности.
Оформление театрализованных игр - постановок осуществляю своими силами - рисую, шью костюмы и привлекаю воспитателей и родителей. При составлении перспективного плана на новый учебный год подбираю и кукольные спектакли на основе русских народных сказок экологической направленности. Это такие как русская народная сказка «Пых», «Не садись на пенек, не ешь пирожок», «Аи, да репка»; а также спектакли: «Как лес обиделся», «Лесная сказка», «Вот так овощ!». «Кто сказал мяу?»...
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, бережным отношением к природе русские народные сказки, песни, игры, могут посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле.
Русский народный календарь был духовной основой наших предков, на его основе воспитывали детей, прививали любовь к земле - кормилице, учили беречь и почитать родителей, старших, природу. Как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать дорогу в сказочный и добрый мир. В народном календаре есть такие истинно народные праздники: «Масленица», «Троица», «Иван Купала», «Осенины», которыми жила Русь на протяжении многих веков.
В детском саду №3 возрождая праздничные народные традиции я ставлю цель - привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.
Наши предки наступление нового года отмечали осенью. Это было связано с окончанием уборки урожая. И первый праздник, который я провожу в октябре месяце это- «Жниво» или «Осенины». Задачи фольклорных праздников:
- Воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.
- Формировать знания об осенних явлениях природы, учить наблюдать за природой и любить ее.
- Развивать творческие способности, умение выразительно исполнять русские народные песни и пляски.
На празднике поются жнивные песни:
«Нива моя, нива, подай мою силу. Ой, нива, нива!
Подай мою силу, ой, доброму коню - гриву. Ой, нива, нива!
Доброму коню гриву, ой, пахарю - кобылу. Ой, нива, нива!»
Катаясь по сжатой полосе, дети кричат:
«Нивка, нивка,
Отдай нашу силку,
На рожь, на яровинку!
Мы тебя не жали
А силку потеряли!»
Девочка с колосьями пшеницы в руках поздравляет всех с приходом осени и предлагает помериться силами: «А силы то у нас остались? Давайте-ка померимся силами!» Дети играют в состязательные русские народные игры: «Тяни холсты», «Косые огороды», «Кривое колесо», шуточную игру «Марома» («Кострома»).
Красной девицы и добры молодцы отправляясь на гулянье, поют осенние припевки:
«Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем»
Водят русские народные хороводы: «Вейся, вейся капустка», «Соловейко», «Калинушка»...
Звучат на этих праздниках и экологические частушки:
«Месяц в небе, как лукошко,
Ты играй, моя гармошка.
Я, грибок, залез на пень
И играю целый день»
В качестве временного отдыха детям предлагается конкурс на большее количество загадок и пословиц об осени.
В заключении праздника девочка обращается ко всем: «Пора нам домой идти - потеряла заря ключи, на дворе-то темнеет.»
Праздник «Масленица» празднуем мы в марте месяце. Чтобы Зима-старуха не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок русский народ издавна устраивал ей пышные, веселые проводы, назвав этот праздничный обряд Масленицей.
Масленица или малена с играми разгульными, «блиноеда», с песнями, традиционными фольклорными персонажами, сожжением соломенного чучела - праздник красивый, радостный, динамичный, жизнеутверждающий. Задачи к празднику:
- Создать детям радостное, праздничное настроение.
- Развивать экологическую культуру, опираясь на воздействие русского
фольклора. - Развивать активность в исполнении характерных народных плясовых
движений, народных песен.
Праздник проходит во дворе детского сада, который заранее украшен
разноцветными ленточками и шарами.
Забавно и трогательно звучат в исполнении ребятишек припевки-присказки, прибаутки да поговорки о зиме с весной и самой масленице:
«Ой, ребята, та-ра-ра,
Выходите со двора,
Зиму провожать -
Масленицу встречать!»
Ярко. Звонко звучат в исполнении детей заклички:
«Приди, весна, с калиной-малиной,
С черной смородиной,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!»
С огромным старанием исполняются хороводные песни, что в старину певали наши деды и прадеды, с зимой прощались, весну-красную закликали.
А озорные скоморохи играют с детьми в русские народные игры. Как вкусен чай с блинами под шутки скоморохов:
«Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!»
А в конце веселья провожаем «Масленицу», чтобы с ее уходом исчезли все невзгоды, болезни, неприятности.
Ребята чувствуют себя на настоящем праздничном гулянии, познают красоту русского языка через устное народное творчество.
В начале лета в июне месяце отмечаем праздник «Троица». Троица -пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий, женский праздник. Березка - на Руси считалась растительным символом матери-сырой земли, деревом счастья и была неизменным атрибутом Троицких гуляний. Задичи:
- Продолжить приобщение детей к духовным ценностям народной
культуры. - Воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке - символу России.
- Формировать интерес к народным песням и играм, пробуждать
желания играть и танцевать, используя накопленные знания.
Во дворе детского сада девочки украшают березку яркими ленточками, веночками и славят березку приговорами: «Береза моя, березонька, Береза моя, белая, Береза раскудрявая.
«Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девицы венки вьют, плетут.»
Девочки заводят хоровод «Среди лужочка береза стояла», воспевая красавицу березоньку. Проходит и обряд кумования:
«Кумушки, кумитеся,
Где сойдетесь, поклонитеся,
Домой пойдете - не бранитеся»
Девочки разбиваются парами, целуются через березовый веночек и обмениваются подарками (украшениями из природного материала), при этом приговаривают:
«Уж ты, моя кумушка,
Кумушка голубушка,
Чтоб нам не бранится,
Надо подариться!»
Дети с удовольствием играют в русскую народную игру с веточками березы «Побивушки» Мальчики образуют оркестровую группу и аккомпанируют пляске девочек с притопами и прихлопами.
Праздник «Иван Купала» проводим по народному календарю 7 июля. День Ивана Купалы отмечают в честь солнца, цветов, растений. Задачи:
- Формировать экологические убеждения
- Развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому.
- Активизировать познавательную деятельность.
- Развивать творческие способности.
На празднике дети слушают фонозапись «Голоса природы», водят хороводы с травами.
От Бабушки-Травницы дети узнают какие травы лекарственные, какая трава от какого недуга. Дети лечат Бабу-Ягу, подсказывая ей о целебных свойствах трав. Весело играют в русские народные игры «Купальские веночки», «Горелки». А так как в этот день самая короткая ночь и длинный день, поэтому ребята играют в русские народные игры, связанные со сменой времени суток: «Сова», «Заря заряница». Доставляет детям большое удовольствие прыгать через «очистительный» крапивный костер. А в конце праздника дети пьют чай, настоянный на травах.
Праздник заряжает детей бодростью, энергией, у детей пополняются знания о лесных травах, цветах, развивается экологическая культура детей, возрастает интерес к русскому народному творчеству.
Провожу я и экологические развлечения на основе русского фольклора. Это такие как «Во саду ли в огороде», «Рождество пришло», «День Земли», комплексно-тематические занятия «У природы нет плохой погоды» и другие.
Полюбились в нашем детском саду «Посиделки» - это интересная форма проведения семейного досуга.
Раньше на Руси, когда урожай был убран наступало время развлечений. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки, приходили на посиделки целыми семьями. Здесь происходил обмен опытом, культурными ценностями.
Помимо выступлений детей в детском саду перед своими сверстниками и родителями с концертными номерами, на ярмарочных гуляниях, фольклорных праздниках и развлечениях, дети принимают активное участие и в жизни города.
Мои воспитанники поздравляли участников регионального съезда работников лесного хозяйства и выспутали с концертными номерами на десятилетнем юбилее заповедника «Бастак».
Также принимали активное участие в городском празднике, посвященном 70-летию города Биробиджана (март 2007г.), и в показательных концертах для ветеранов города (социальный дом №1, №2 (2005-2006гг.)).
С детьми проводились мероприятия для МО музыкальных руководителей детских садов: «Вербная ярмарка» (2003г.), «Посиделки на Покров день» (2004г.), «Жалобная книга природы» (2007г).
В дальнейшем я планирую продолжать и углублять работу по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской праздничной культуры».
Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает гео лучше, направляет его на добрые поступки, ибо только «прекрасное пробуждает доброе».
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном человек улучшается… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей – к красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте» (Платон).
«Нравственность должна выступать в форме красоты» (Гегель).
Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без Красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие качества, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но чтобы все это испытать ребенок должен увидеть Красоту и воспринять ее, т.к. невоспринятая Красота сама по себе ничего не дает. Можно много раз слушать прекрасную музыку и ничего не услышать и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, нужно с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия красоты. Не утратить связи с корнями своего народа, воспитать в детях национальную гордость – это нужно, прежде всего, нам самим.
Меня очень радуют результаты моей работы. Проводимые фольклорно-экологические праздники и развлечения показали, что мои ребятишки знают и и любят русские праздники, героями которых становятся они сами или их воспитатели и родители. Знают и понимают ребята, что русские народные праздники связаны с природой. Дети умеют красиво водить хороводы, играть по правилам, разыгрывать содержание песен, коротеньких инсценировок, творчески относиться к произведениям народного искусства. Умеют выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать, изображать действие или героя. Дети уважительно относятся к культуре своего и других народов. У детей развито внимание к окружающему миру (навыки наблюдения за природой, размышления о ней). Развиваются многогранные способности ребятишек:
Слушая музыку, дети умеют сравнивать контрастные и малоконтрастные произведения, умеют различать произведения разных жанров: танец (полька, вальс, менуэт, народная пляска), песня, марш; определяют части произведения и выявляют выразительные средства в музыке (темп, регистр, динамика, кульминация, акценты); умеют оркестровывать произведение; изображают музыку в движении, умеют изображать графически характер мелодии; предают голосом характерные интонации в музыке, определять лад музыки (мажор-минор). Ребята умеют петь слаженно, легким звуком, с динамическими оттенками, без напряжения. Умеют петь в разном темпе, эмоционально, передавая в песне характер мелодии; умеют узнавать песню не только по вступлению, но и по фрагменту, сыгранному на любом музыкальном инструменте и в разных регистрах. Умеют петь а капелла, в хоре, соло, дуэтом, цепочкой; умеют аккомпанировать себе несложные мелодии на самодельных музыкальных инструментах. Дети умеют выкладывать ритмический рисунок, играть ритм на любом музыкальном инструменте; умеют проигрывать ритм по схемам; исполняют русские народные попевки и песенки с использованием образно-двигательной музыкальной грамоты. Дети умеют ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, умеют двигаться в 2-х – 3-х концентрических кругах, улиткой, змейкой, стенка на стенку; составлять несложные композиции танцев; танцевать вальс, менуэт, польку, русские народные танцы; умеют выполнять пластические этюды – ситуативные, музыкально-пластические импровизации. Ребята владеют приемами игры на всех музыкальных инструментах, умеют играть в оркестре по схемам; понимают дирижерский жест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...