Проект "Музыка Зимы"
методическая разработка (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Музыка зимы»
Цель проекта: формирование представления о классических музыкальных произведениях зимней тематики.
Задачи
1.Систематизация знаний детей по данной теме, стимулирование потребностей дошкольников в постоянном творческом поиске.
2.Приобщение детей, педагогов к восприятию музыки .
3.Развитие музыкальных способностей, мышления, памяти.
4. Воспитание эстетического вкуса.
Актуальность
Музыка всегда должна быть близка и понятна ребёнку. Тема зимы раскрыта в творчестве различных композиторов и поэтов. Зима для ребёнка- это волшебство, таинственность, новогодний праздник . Прослушивание произведений зимней тематики вызывает положительные эмоции у детей, способствует укреплению психического здоровья дошкольников, обогащает эмоциональную сферу ребёнка различными переживаниями. Задача взрослых пробудить любознательность, активность, самостоятельность. И даже не став музыкантом, воспитанник обязательно будет разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.
Вид проекта :
информационно – творческий
краткосрочный.
Сроки реализации: 16 декабря 2019 года –31 января 2020 года.
Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели.
Проект « Музыка зимы» был задуман для ознакомления детей старшей группы с различными музыкальными произведениями зимней тематики. Он направлен на знакомство детей с музыкой о зиме, повышение интереса детей к музыкальной деятельности, воспитание эстетического вкуса через комплекс мероприятий , создание итогового мероприятия.
Ожидаемые результаты
Для детей : формирование доступных знаний по данной теме, умение применять их на практике, воспитание эстетического вкуса, возникновение желания самостоятельно слушать музыку и исполнять песни на данную тему.
Для педагогов : получение практического опыта по работе с детьми старшей группы по данной теме.
Материальное обеспечение проекта:
музыкальный инструмент, компьютер, мультимедиа проектор, экран, иллюстрации по теме.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1.Определение темы ( проблемы проекта).
Проблема проекта – недостаточные знания у детей по данной теме.
2.Составление плана, формулирование цели, задач проекта.
3.Изучение Интернет- ресурсов по теме проекта.
4.Подбор методической литературы по данной теме, подбор музыкального репертуара , разработка конспектов занятий , сценария праздника, подбор атрибутов к занятиям и оформлению зала.
5.Анализ предметно - развивающей среды группы.
Основной этап:
Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать любовь к классическому наследию .
Задачи:
- Учить детей слушать поэзию и музыку, анализировать её.
- Развивать воображение, память, творческие способности.
- Воспитывать музыкальный и художественный вкус, интерес к русской поэзии и музыке, любовь к родной природе.
Вечер досуга «Зима в творчестве композиторов»
Музыкальный руководитель: Какое красивое время года Зима! А чем рна вам нравится!
Давайте послушаем как она поёт!
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
И.Черницкая
Музыкальный руководитель:
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
«Вальс снежных хлопьев» Чайковский
Танец снежинок исполняют девочки
Музыкальный руководитель:
Р. Фархади
— Что ты делаешь, Зима?
— Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
Раскружится карусель,
Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра
Не скучала детвора,
Чтобы елка разожглась,
Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот:
Скоро праздник — Новый год!
А. Вивальди «Зима»
Танец «Белая метелица»
Музыкальное занятие старшая группа
Цель: формировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности.
Образовательные задачи: формировать музыкальные способности детей, используя синтез искусств: музыку, литературу, живопись, используя интеграцию образовательных областей: речевое развитие, познание, формировать ритмические, певческие навыки, навыки слушательской культуры.
Развивающие задачи: развивать чувство ритма, внимание, музыкальную память.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения в совместной музыкальной деятельности.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал. Встают в круг.
Приветствие- валеологическая песня- распевка« Доброе утро» :
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее ,смелее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём!
Улыбнитесь снова, будьте все здоровы!
Музыкальный руководитель:
- Снег, мороз, метель и ветер,
Кто же , дети, мне ответит
В какое время года
Стоит такая погода? (М.Картушина)
Музыкально- ритмические движения:
Музыкальный руководитель:
Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко!
«Озорная полька» Н.Вересокиной
Слушание музыки.
Музыкальный руководитель:
Зимой ,когда вы просыпаетесь и смотрите в окно, то вас обычно ласково встречает солнышко, но бывает и по- другому: хмурые тучи обволокли небо, злится метель.
Вьюга стонет, тучи гонит.
А воробушек пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться да не знает как.
Всё кругом бело, снегом замело!
Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней? Какая музыка по характеру?
Исполняется «Зимнее утро» .И.Чайковский
Музыкальный руководитель: Музыка тревожная, жалобная. Возникает картина ненастного зимнего утра-тёмного, метельного, холодного и неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.
Музыкальный руководитель:
Дети рассматривают картину Михаила Шрилёва «Птица» в чёрно-белом исполнении.
Музыкальный руководитель: Какая интонация стихотворения , картины?
Схожи ли они по интонации.
Упражнение для развития слуха и голоса:
Распевание
Как на бережок налетел снежок,
И до леса и до речки не видать дорог.
Пение
Музыкальный руководитель:
А сейчас мы споем песню о нашей зимушке. А как мы будем петь?
Исполняется песня «Снег- снежок» муз.Д. Львова- Компанейца.
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
Презентация «Откуда берётся снег»
Музыкальный руководитель: Так откуда же берётся снег ?
В солнечный день вода рек и озёр испаряется, превращаясь в невидимые капельки водяного пара, которые поднимаются в воздух. Высоко в небе они сталкиваются с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются вместе, образуя облака. Зимой , когда очень холодно они превращаются в маленькие кристалики льда , а пока летят вниз,сталкиваются с капельками водяного пара и превращаются в красивые снежинки. Ученые доказали, что не одна снежинка не похожа на другую.
Музыкальный руководитель:
Летят снежиночки и поют свою волшебную песенку!
«Снежный оркестр»
Игра
Музыкальный руководитель:
Зима,зима!
Весёлая зима!
Ты игры нам
Придумала сама ! (О.Высотская)
Пальчиковая игра
Белый снег пушистый в воздухе кружится, (вращение кистями рук)
И на землю тихо падает , ложится, (ладошки опускаются сверху вниз)
А потом, а потом мы из снега слепим ком. ( лепят «пирожки»)
Игра «Снеговик»
Музыкальный руководитель:
Звонче музыка играй !
Танец яркий начинай!
«Русский танец» рус. нар. мел.
Музыкальный руководитель: А теперь мы с вами выполним аппликацию « Моя красивая снежинка»
Дети садятся за столы .
Итог занятия.
Развлечение:
Ведущий: Добрый день !Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Звучит песня: сл. и муз. А. Филиппенко, «Саночки»
Ведущий: Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
Здравствуй. милая молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка – зима!
«Тройка» Г.Свиридов
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая все кругом
Мягким бархатным ковром.
Зима пришла… За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
До недавних пор в оконце
Каждый день смотрело солнце
А теперь зима настала-
В поле вьюга загуляла
С шумом, с песнею лихою
Все покрыло пеленою,
Запушила снегом, пухом-
Всюду стало пусто, глухо
И река уснула снова
Под одеждой ледовой.
Лес утих в наряде пышном,
Певчих птиц давно не слышно.
Ведущий: Идет зима красивая
По полю бело-синему,
Кружит она снега
А вслед за ней метелица
Бежит и равно стелится
Поет, как красна девица
Рычит, как зверь, она
Маленькие елки и большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи
Все засыпать хочет…
И в лесу все тише
И снега все выше.
Ведущий: В зимний день хороший
Снег пушистый кружится
Снежная пороша
Нас зовет на улицу
Все на горку мчатся
Наперегонки,
Любим мы кататься
И играть в снежки.
Ведущий: — Несмотря на то, что зимой очень холодно. Все же зима -очень веселая пора.
Зима пришла… За окнами
Где черных елочек ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят
Летят, порхают, кружится,
Пушистые летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад .
Снежок пошел
Снежинки – просто чудо!
Снежок пошел,
Его дождались мы!
Снежинки — словно звездочки салюта
На празднике открытия зимы!
Песня: муз. М. Протасова сл. А. Кондратьева, «Песенка — чудесенка»
Едва повеяло зимой
Они всегда с тобой
Согреют две сестрички
Зовут их …
(рукавички)
Обогнать друг друга рады,
Ты смотри, мой дуг, не падай!
Хороши, остры легки
Быстроходные …
(коньки)
Мягко светятся иголки
Хвойный дух идет от …
(ёлки)
Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спроса,
Ну, кто же это – вот вопрос!
Всё это делает …
(мороз)
Взял дубовых два бруска
И железных полозка
На бруски набил я планки
Дайте снег, готовы …
(санки)
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Лёгкие, пушистые, белые …
(снежинки)
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжие
И зовут их …
(лыжами)
Всю белым – бело сегодня
И светло, хоть солнца нет
С неба сыплется холодный
Белый – белый мягкий …
(снег)
На дворе снежок идет
Скоро праздник …
( Новый год)
«Новогодний хоровод» Т.Попатенко
Ведущий: Что ты делаешь, Зима?
Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
Раскружится карусель,
Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра
Не скучала детвора,
Чтобы елка разожглась,
Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот:
Скоро праздник (дети хором )— Новый год!
«Новогодняя полька»
Красоту родной природы глубоко чувствуют поэты, художники, музыканты.
Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, узор снежинки – всё это отражено в их искусстве. Они учат нас видеть природу как живое существо.
Ведущий: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в голубом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)
Заключительный этап
Проведение викторины по прослушанной музыке. .
Достигнутые образовательные результаты и эффекты:
Формирование доступных знаний у детей по данной теме , умение применять их на практике.
Формирование устойчивого интереса к музыкальной деятельности.
Формирование желания творчески подходить к выполнению заданий.
Формирование желания заниматься музыкальным творчеством самостоятельно.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Предполагается продолжить работу по обучению детей музыке, развитию их творческого потенциала, воспитанию эстетического вкуса. принять участие в создании нового проекта , направленного на развитие музыкальных способностей у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....