«Современные педагогические технологии в ДОУ. Терапевтические истории»
статья
Терапевтические истории, по методике - Дорис Бретт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terapevtichekie_istorii.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические технологии в ДОУ».
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса .
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;
- решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Я хотела бы познакомить Вас, с одной из педагогических технологий «Терапевтические истории» Дорис Бретт.
Методика психолога Дорис Бретт помогает и детям, и взрослым. Творчество – практически беспроигрышный способ психокоррекции. Но речь идет не о живописи, танцах и лепке (хотя эти виды искусства тоже очень эффективно поднимают самооценку), а о словесном творчестве – сочинении терапевтических историй.
Методику придумала Дорис Бретт – клинический психолог и талантливая писательница. Ее книга «Жила-была девочка, похожая на тебя...» адресована родителям, которые очень хотят помочь преодолеть своим детям те или иные психологические проблемы и комплексы.
В чем суть? Вы придумываете историю, в которой главная героиня наделена характерными чертами ребенка или вашими. У персонажа те же проблемы, что и у вас, друзья и обидчики.
Итак, правила создания...
Выберите для главного персонажа имя, созвучное вашему или имени ребенка.
На первый взгляд вам покажется это пустым баловством. Но здесь главное – не прекращать процесс, а превратить сочинительство в привычку: возникла проблема – появилась история.
В обычном разговоре ребенок, да и взрослый, может и не открыться, а уйдет в себя. В случае с историей ни от слушателя, ни от рассказчика ничего не требуется – придумывай и слушай.
Никаких расспросов, наставлений и указаний. История – это и есть указание. К тому же вы меняете контекст проблемы. И она перестает быть устрашающей. В комфортной обстановке лучше думается, а следовательно, быстрее находится выход. Когда же повествование дойдет до «больного места», оно не покажется таким уж непреодолимым. Ведь речь идет не о вашем малыше, а о персонаже. Вы же наблюдаете за ним со стороны.
Если вы начнете «Историю о Маше (Жене, Саше, Даше...)» словами: «Маша считала себя самой маленькой коротышкой во всей школе!» – девочка подумает: «Вот-вот, как раз обо мне! Я думаю так же!» Есть повод прислушаться. «Низкий, миниатюрный рост – это великолепно! Быть дылдой – вот что на самом деле ужасно», – начинаете вы, и ребенок «включает» защитную реакцию – перестает слушать.
Юмор – еще одна привлекательная сторона для малышей. Он стимулирует интерес и является эффективнейшим средством против напряжения. Поэтому добрые шутки и анекдоты в сказке приветствуются.
В процессе повествования следите за ребенком. Его реакция и поведение подскажут вам, как действовать дальше. Вы не уверены, в каком направлении следует вести разговор? Задайте малышу вопрос: «Как ты думаешь, что сделала потом Маша?» Если он ответит: «Не знаю!» – попросите по импровизировать с ответом. Так вы приблизитесь к решению его проблемы.
Ваши истории должны иметь счастливые концовки. Это непременное условие избавления от комплексов.
Алгоритм сочинения историй
- Предоставить героя или героиню, которые чем-то похожи на реального ребенка и у которых есть схожие страхи, опасения, тревоги. (при описании героя брать схожие имена; приблизительно одинаковый возраст; схожесть в социальном развитии (мальчик-мальчик; девочка-девочка).
- Упомянуть о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на реального ребенка.
- Описать суть проблемы (конфликта, страха и т.д)
- Рассказать о способах положительного разрешения ситуации (поставить себя на место других).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...
«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...