Методическая разработка для педагогов
методическая разработка
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №15» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ
Лычагина Елена Сергеевна, воспитатель
Еманжелинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Актуальность | 3 |
Цель и задачи | 5 |
Принципы | 6 |
Планируемые результаты | 6 |
Особенности организации образовательной деятельности | 7 |
Содержание образовательной деятельности | 7 |
Организация взаимодействия с родителями | 10 |
Результативность | 11 |
Заключение | 12 |
Список литературы | 13 |
Приложения | |
Приложения 1, 2, 3 Перспективное планирование в средней, старшей, подготовительной группах | |
Приложение 4 | |
Картотека игр со льдом и снегом | |
Приложение 5 | |
Конспекты мастер-классов для родителей | |
Приложение 6 | |
Консультации для родителей | |
Приложение 7 | |
Буклеты для родителей |
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Зная о психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи конструктивного характера.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру.
Конструирование в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формированияпредпосылок инженерного мышления детей.
Актуальность.Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач.Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
В детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы,выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование– воплощение замысла из деталей конструктора;
- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;
- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование– создание замысла из деталей конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.
Актуальностьработы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей в играх со льдом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.
В педагогике существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики: пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, конструирование, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе.Особый интерес вызвала нетрадиционнаятехника – игры со льдом.
Определила цель:формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом.
Поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные задачи:
1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора
4. научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций
Развивающие задачи:
1. развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память
2. развивать конструктивные навыки
3. совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность
Воспитательные задачи:
1. воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству
2. развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктов своей конструктивной деятельности и поделкам других
3. привить навык коллективной работы.
В работе с воспитанниками учитываю основные принципы:
- Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
- Личностно-ориентированный подход к детям.
- Изучение интересов и потребностей детей.
- Практическое участие и наглядное оформление.
- Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
В работе по данному направлению планирую достичь следующих результатов (целевых ориентиров):
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем;
- ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.
Особенности организации образовательной деятельности
Формы и режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность проходит на следующий день после конструирования. Цель: воспроизвести конструкции, освоенные накануне из других видов конструктивных материалов. Например, конструирование из строительного материала «Как мы строили и ремонтировали дорожки» - конструирование-исследование «Какая дорожка будет прочнее – из снега или льда?
Форма организации детей: подгрупповая.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с перспективным планированием (приложение 1, 2, 3).
Содержание образовательного процесса
Цельигр со льдом – развитие тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами.
Происходит воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме.
Организация игр не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовятся в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Передо мной встала задача, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция. Разработала картотеку игр, в которой учитывала основные направления развития детей (приложение 4).
Для работы со своими воспитанниками определила 3 категории игр.
1 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
2 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
3 категория игр
Выкладывание замков, построек из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
«Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине.Привлекаю своихвоспитанников к научно-техническому творчеству, развиваю продуктивную (конструирование) деятельность, формирую предпосылки к исследовательской деятельности, физико-математическому развитию детей дошкольного возраста, создаю представление о профессии инженер. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.Таким образом,в процессе нетрадиционнойигры происходит модернизация жизненного пространства воспитанников в мотивирующее пространство, где у детей формируется интерес к математике, естественно – научной сфере, через познание, поисково-исследовательскую и конструктивную деятельность, изменяются формы взаимодействия взрослого с детьми.
Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием.
Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез).
В процессе постройки конструкций из ледяных кубиков у детей развиваются конструктивные способности. При строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.
Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя снег.
Площадь участка и самснег позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер.Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка мы с детьми выкладываем из снежков, льдинокили снежных кирпичей разных размеров, форм и цвета большой «ковер» или целый город, в котором есть разные дома, улицы (по ним ездят машины), центральную площадь города с фонтаном (плоскостное конструирование).
Мы сооружаем крепости, лабиринты, снежные горки. С помощью снежколеповлепим снежки для сооружения крепости, фигур животных, сказочных персонажей. Традиционным зимним занятием является лепка снежной бабы с красным носом и метлой.Для этого из мягкого, хорошо поддающегося лепке снега вначале лепим большие глыбы, а затем лопаткой (путем убирания лишнего) создаем ту или другую фигуру, или снежные «кирпичи» для строительства замков, крепостей, домов и т.п. Фигуры, замки делаем и цветными, заливая их подкрашенной водой.В результате дети на практике знакомятся со свойствами снега, воды: снег пушистый и искристый при сильном морозе; мягкий и липкий, когда мороза нет или он совсем небольшой; вода на морозе замерзает, превращается в лед; облитая водой снежная скульптура становится ледяной.
Взаимодействие с родителями.
Важную роль так же занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы, мастер-классы.Родители активно включились в наполнение развивающей среды формами для замораживания воды, создания снежных кирпичей. Для организации игр в выходные дни разработала буклеты, консультации (приложение 5, 6, 7).
Результативность.
Оценивая результаты проведенной работы, могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников:
- Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации.
- У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений.
- Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.
- Развивается наглядно-образное восприятие.
- Совершенствуются память, мелкая моторика, мышление, усидчивость, творческие способности.
- Повышается положительный эмоциональный настрой
Творческое конструирование изо льда и снега создает условия для ранней профориентации, формирования престижа профессии инженера, приобщает детей к миру художественного изобретательства.
Изучение результативности работы строится на основе педагогической диагностики по следующим показателям:
Старшая группа:
Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умеет рассказать о постройке |
Подготовительная группа
Называет все детали конструкторов | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы заместители | Работа над проектами |
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности -ставится показатель«часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), ставится «редко».
Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Заключение.Мой девиз «Чувствовать - познавать - творить», а итогом познания становится способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез. Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
Игры со льдом и снегом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.
Занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, у детей сохраняется интерес до конца занятия.
Список литературы и интернет-ресурсов
- Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
- http://www.maam.ru/detskijsad/krioterapija-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-detei-s-ovz.html
- http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11056
- https://mdou14-olen.edusite.ru/DswMedia/acb6-1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия педагога – психолога с первоклассниками
В основе предлагаемого занятия лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.Занятие является частью программы и разработано для старших групп д...
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....
Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".
В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....
Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".
В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....
Методическая разработка "Диагностирование педагогов - основа эффективной методической деятельности в ДОУ" (диагностический инструментарий для педагогов)
Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...
Методическая разработка для педагогов на тему: "Обучение и развитие детей 3-5 лет на основе применения методического пособия "Дары Фрёбеля"
Данная методическая разработка для педагогов направлена на формирование целостного педагогического процесса во всестороннем развитии дошкольников....