Рабочая учебная программа по дополнительному образованию по изобразительной деятельности
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
по изобразительной деятельности «Умелые ручки»
(возраст от 3 до 4 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok1.docx | 47.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
д/с с.Старые Туймазы
_______ Э.К.Асадуллина
пр. №____ от ____ 2017г.
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
по изобразительной деятельности «Умелые ручки»
(возраст от 3 до 4 лет)
срок реализации: 1 год
воспитатель: Куламбетова Э.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___от____2017 г.
с. Старые Туймазы, 2017г.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование на год
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей младшей группы разработана соответствии с ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому развитию. Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Работа кружка «Умелые ручки» осуществляется под руководством педагога. Работа проводится 1 раз в неделю 15 минут. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
При составлении программы кружка дополнительно использовалась программа Р. Х Гасановой «Я Родину свою хочу познать!»( региональный компонент).
Актуальность:Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста.Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционные техники рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ).
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования,поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Такое построение занятий кружка "Умелые ручки" способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по нетрадиционной технике рисования.В младшем возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по нетрадиционному рисованию состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель кружка: развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе.
Задачи:
1.Формирование у детей интереса к видам труда.
2.Знакомство со свойствами материалов.
3.Способствование выработке навыков работы с различными материалами.
4.Развитие умения пользоваться простейшими инструментами.
5.Способствование развитию конструкторской деятельности.
6.Обучение наклеиванию готовых форм, составление из них изображения готовых предметов, совершенствование ориентировки на плоскости листа.
7.Развитие твёрдости руки, технических навыков.
7.Способствование развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
Материал:
Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы,
текстильный материал, клей, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Нанизывание различных предметов.
10.Моделирование из природного материала семечек, гороха, веточек, камешков.
11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12Конструирование из коробок с элементами аппликации.
13.Лепка предметов из теста.
14.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
15.Барельеф.
16.Печатание штампами на пластилиновой основе.
Предполагаемый результат:
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться конечному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приемы лепки при изготовлении поделок из пластилина.
Организация деятельности кружка:
Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 15 минут). Кружок работает в течении учебного года (сентябрь- май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей посещающих кружок «Умелые руки» - 23 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- рассматривание готовых образцов;
- беседа;
- лепка, рисование под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Форма подведения итогов:
-выставка детских работ;
- фотоальбом детских поделок;
- участие в конкурсах.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
месяц | неделя | тема | цели | Вид работы |
Сентябрь октябрь | 3 | «Осеннее дерево» Коллективная работа | Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | Аппликация из сухих листьев |
4 | «Дерево» | Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. | Моделирование из веточек и пластилина | |
Октябрь | 1 | «Дорожка из камешков» | Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. | Мозаика на пластилиновой основе |
2 | «Букет» | Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. | Рисование тычками | |
3 | «Дом для нашей семьи» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | Рваная аппликация | |
4 | «Осенние листочки» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | Аппликация с использованием салфеток | |
ноябрь | 1 | «Божья коровка» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . | Аппликация с использованием пластилина |
2 | «Чак-чак» | Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф | |
3 | «Ягоды рябины» | Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф | |
4 | «Ёжик» | Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию | Моделирование из семечек и пластилина | |
декабрь | 1 | «Первый снег» | Учить детей рисованию тычками, белой гуашью на синей цветной бумаге. | Рисование тычками |
2 | «Снеговик» | Цель: учить наклеивать кусочки ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | Аппликация из ваты | |
3 | «В гости к елочке» | Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму . | Аппликация с использованием пластилина | |
4 | «Снежинка» | Познакомить с новой техникой художественного творчества – аппликация манкой | аппликация манкой | |
январь | 1 | «Цыплёнок» | Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. | Аппликация из обрывков бумаги |
2 | «Медведь и пчелы» | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | |
3 | «Зайка беленький» | Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | |
4 | «Неваляшка» | Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. | Печатание на пластилиновой основе | |
февраль | 1 | «Открытка к 23 февраля» | Цель: Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика. | Аппликация |
2 | «Гусеница» | Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | Аппликация из комочков бумаги | |
3 | «Овечка» | Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
| Аппликация из комочков бумаги | |
4 | «Собачка» | Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. | Аппликация из ниток | |
март | 1 | «Открытка для любимой мамочки» | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. | Аппликация |
2 | «Котёнок с клубком» | Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. | Аппликация из ниток | |
3 | «Весенняя капель» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | Рваная аппликация | |
4 | «Мимоза» | Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию | Аппликация из комочков бумаги | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Весенняя веточка» | Учить смешивать светло- зелёный цвет и изображать листочки к веточкам ватными палочками. | Рисование ватными палочками |
2 | «Мать- и-мачеха» | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Рисование тычками | |
3 | «Красивое платье для Айгуль» | Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Аппликация из ткани | |
4 | «Укрась ковер башкирским орнаментом» | Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. | Рисование тычками | |
май | 1 | «Вот такой у нас салют» | Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для изображения салюта. | Рисование тампоном и бумагой, |
2 | «Чашка для бабушки с башкирским орнаментом» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять использование рисования пальчиками | в технике печатания |
Методическая литература:
1.Абрамова Л.П. « Бушки – барашки. Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2003.
2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,2004.
3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали.Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.»– М.:АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры»- М.:Карапуз,1999.
6. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2003.
8. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982.
10.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
11.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.
12.Под редакцией Серебрякова Н.В. «Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.» – СПб.:КАРО,2008
13.Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина «Д.:Феникс, 2008.
14.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» – М.:Мозаик – Синтез,2006.
15. А. Никитина: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий
16. Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу познать!»
Сводная диагностическая таблица сформированности навыков по изобразительной деятельности
у детей младшего возраста: лепка, рисование, аппликация (ручная моторика)
Воспитатели ____________________________
Дата: _____________
№ | Фамилия, имя ребенка | рисование | лепка | аппликация | Знание | |
формы | цвета | |||||
Высокий уровень – навыками владеет
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого
Низкий уровень – не владеет
Высокий уровень % | Средний уровень % | Низкий уровень % |
Выводы, коррекционная работа:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности на 2013-2014 год.
для детей 5-6 лет Пояснительная записка Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развива...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности « Юные анималисты»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности« Юные анималисты»...
АРТ-Студия «Жар птица» Образовательная программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в пр...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности «Фантазеры».
Программа дополнительного образованияпо изобразительной деятельности«Фантазеры»....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности...