ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа)
Нужно помнить о том, что школа требует от ребенка определенной подготовки и психологической устойчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskie_navyki_doshkolnika_2017_oktyabr_lobova_mihaylova.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА.
Вначале каждого учебного года у родителей подготовительной группы возникает вопрос :«А надо ли отдавать ребенка на подготовку в школу?». Вроде бы дети ходят в детский сад, воспитатели готовят детей к школе. Одни думают, что ребенка нужно научить читать, писать и выучить таблицу умножения, другие вообще не готовятся к школе, полагая, что это процесс естественный и школа сама всему ребенка научит. Одни считают современную школу источником всех бед и передают свои страхи детям, другие прилагают множество усилий, чтобы попасть в определенную школу к определенному учителю.
Нужно помнить о том, что школа требует от ребенка определенной подготовки и психологической устойчивости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДОШКОЛЬНИКА- Умение слышать. Ребенок должен слышать с первого раза простую спокойную речь, другими словами, —иметь устойчивое внимание. Мы сами создаем такую ситуацию, когда приучаем ребенка к повторениям одного и того же несколько раз, иногда с повышением голоса. «Ты почему меня не слышишь?» —возмущаются родители, когда ребенок не реагирует на их слова и просьбы. К сожалению, могу сказать с полной уверенностью, что чаще всего это бывает зеркальным проявлением родительской позиции. «Мама, мама, ну мама, мама-а-а!» —чем чаще вы слышите это в свой адрес, тем сложнее будет ребенку научиться слышать не окрики, а просто обычную речь. Как помочь? Можно договориться с ребенком и провести день-соревнование «услышь с первого раза», с фиксацией счета и обязательным обсуждением итогов. Проговаривать вслух: «Я услышала тебя», когда ребенок обращается к вам с просьбой или просто с обращением. Работоспособность. Ребенок должен быть готов к трудной и нудной работе, ведь палочки писать совсем не весело. В последнее время идет массовое сопротивление этому факту, родители переоценивают возможности изучения всего «в игровой форме», а некоторые полагают, что это проблема воспитателя, ибо «он должен заинтересовать». Да, это возможно в некоторых моментах, но в маленьком коллективе и при сложных задачах. «Заинтересовывать игровой формой» пять дней в неделю целую группу просто нереально. Поэтому приучать ребенка к слову «надо» необходимо заранее. Для этого подходят некоторые кружки и спортивные секции, где есть требования и дисциплина: танцы, художественная гимнастика, айкидо. Развитая воля помогает, когда надо подождать, выполнять правила, следовать условностям. Если ребенок отталкивается только от «хочу» и своей спонтанности, проблемы в школе неминуемы.
Как помочь? Летом перед школой это лучше всего тренируется домашними делами, постоянным выполнением одного и того же поручения (например, мытье посуды или заправление постели), которое нужно делать не за бонусы и конфеты, а просто так, потому что ребенок уже достаточно взрослый член семьи. Умение проигрывать. Все дети идут в школу с намерением учиться хорошо и получать пятерки, однако отличниками становятся далеко не все. Школьная система построена таким образом, что ребенку гораздо чаще указывают на ошибки, недочеты, замечания, нежели хвалят и подчеркивают успех. Детей сравнивают, стимулируют быть «еще лучше», «делать больше», «писать аккуратнее» и так далее. Первоклассник находится в постоянной ситуации оценивания, в тревожном ожидании неуспеха и провала. Когда дети психологически готовы к возможным ситуациям неудачи, они не падают духом, когда им делают замечания, не отчаиваются, получив плохую отметку. Их самооценка стабильна и не зависит от временных учебных неудач. Как помочь? Чаще играйте с ребенком в настольные игры: шашки, лото, домино, игры с картами и игровым кубиком. Задача родителей —следить за тем, чтобы правила игры соблюдались, не позволять ребенку «переходить», не поддаваться на обиды и манипуляции «так нечестно, я играть не буду», ведь правила есть правила. Если ребенок проигрывает, подбадривайте его: «Обидно, конечно, но на этот раз повезло мне», при этом искренне радуйтесь своей победе. Когда ребенок побеждает —поддержите: «Я всегда верил в тебя!» и примите свой проигрыш, показывая, что вы сохраняете высокую самооценку. Умение общаться со сверстниками. Находиться в одном и том же коллективе, когда дети не просто играют в детском саду, а выполняют поставленную задачу, от- части конкурируют друг с другом, сложно само по себе. Это создает у ребенка страх быть неуспешным, напряжение, которое переходит в агрессию. Агрессия может быть направлена на себя, отсюда частые заболевания, либо агрессия направляется вовне, являясь причиной детских конфликтов. «Он обзывался, он первый толкнул, он сказал, что я…» —список детских жалоб бесконечен. Дети, которым трудно удерживаться в рамках детского сада , страдают сами и являются причиной страдания других детей. Очень большой поток родителей дошкольников обращается именно с этой проблемой —детские конфликты. Как помочь? Заранее приучать ребенка к дисциплине, не используя карательные методы —шлепки, изоляцию, унижение личного достоинства. Поэкспериментируйте: используйте только те дисциплинарные методы, которые доступны воспитателю, —строгий голос, замечания, а не лишение телевизора и подзатыльники, и вы сразу поймете вероятность школьных проблем. Если ребенок несдержан, вспыльчив, может драться и обзываться, ему очень нужна помощь тех, кто научит его жить в ладу со своими чувствами и не задевать чувства окружающих. Это может быть помощь как специалистов, так и родителей. Детей важно научить не давать себя в обиду, не позволять себя обижать, не быть в позиции «жертвы». Чем более чувствительный и ранимый ребенок, тем позже рекомендуется отдавать его в школу, несмотря на его интеллектуальные успехи, социальная осведомленность и самостоятельность. Каждый учитель начальных классов знает, что первые полгода ребенок не столько учится, сколько привыкает к школьной атмосфере и правилам. Шум и суматоха, лабиринты коридоров, большое количество детей и свобода передвижения пугают. Многим непривычно, неудобно, а другим просто невыносимо пользоваться общим туалетом, в котором нет дверей, и дети готовы терпеть и страдать. Другим тяжело обедать в огромной столовой при большом количестве людей, ходить одним, когда привык держать за руку бабушку. Трудно быть самостоятельным: запоминать, что и когда принести, что и к какому уроку приготовить, куда записать, куда положить и так далее. Первоклашки —это маленькие напуганные муравьишки, главная задача которых —не потеряться в школе самим, не потерять портфель, не забрать чужую сменку, не перепутать тетрадки и невредимым вернуться домой. Социальная нагрузка —колоссальная, и родители часто ее недооценивают. Как помочь? Учите ребенка пользоваться социальными учреждениями. Родители в больших городах имеют множество страхов и пытаются ребенка от всего ограждать, а зря. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно делать покупки в магазине; выполнять разные поручения родителей —передать что-либо воспитателю, руководителю кружка; знать расписание занятий своих секций и студий; самостоятельно собирать свои вещи, уметь приготовить себе простые блюда, оставаться дома в одиночестве на не продолжительное время и знать все правила безопасности дома. Бывайте чаще с ребенком в общественных местах: кинотеатрах, торговых центрах, музеях, где разрешайте проявлять самостоятельность: купить билет, спросить у взрослого время, поинтересоваться ценой и так далее. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ- Учить детей писать вместо того, чтобы развивать мелкую моторику. Нельзя до школы учить ребенка писать буквы, цифры, потому что он привыкает неправильно держать ручку, использует другую технику письма, и затем, в школе, приходится тяжело переучиваться. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» —это не просто детский стишок, это реальность первоклассников и головная боль учителя. Детям приходится очень много работать с мелкой моторикой. С непривычки это непросто. Особенно учитывая тот факт, что современные дети, привыкшие к пультам, сенсорным панелям и клавиатурам, имеют большие сложности с натренированностью пальцев. Самый веселый способ развивать пальцы —это конструкторы с множеством мелких деталей. Учите ребенка штриховать в раскрасках картинки в разных направлениях, не крутя при этом рисунок: сверху вниз, слева направо, от верхней границы до нижней. Тогда ваш ребенок не будет испытывать трудности с письмом в первом классе. Учить буквы вместо того, чтобы развивать любознательность. Родителям важно знать, что любознательность достигается действием, то есть разрешением трогать, хватать, разбирать, мастерить, рвать, строить и ломать. И называется это не «портить вещи», а «исследовать мир». Возраст, в котором начинает закладываться любознательность, — полтора года. Если будущий дошкольник чаще раза в день задает вам вопрос: «Чем заняться? Мне скучно», — это тревожный сигнал, значит, что-то вы упустили. Если вы просто комментируете самые разные моменты жизни, ребенок без труда узнает, какие птички летают вокруг него, какие деревья растут во дворе, из каких овощей мама готовит салат, свою фамилию и адрес, научится ориентироваться по сторонам, по времени года, суток и дням недели. Общая осведомленность первокласснику очень важна. Также полезно развивать логику, внимание, память.
ОСТАВАЙТЕСЬ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЕМ подготовка к школе —трудная пора не только для ребенка, но и для родителей. Как бы сложно ни было вместе делать домашние задания, бесконечно собирать портфель, узнавать все новые «слабые места» дочки или сына —помните, что вы не младший помощник учителя, —вы мама. Всё та же мама, которая заботится о ребенке и любит его не за школьные успехи, а просто так, потому что он ваш ребенок. Заботьтесь о его режиме дня, не давайте переутомляться, не ругайтесь с ним перед школой,ребенок очень уязвим и нуждается в вашей любви и поддержке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Формирование психологических навыков самоконтроля у дошкольников».
Коррекционно-развивающее занятие на формирование навыков самоконтроля у дошкольников....
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.
Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....
Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»
Психическое здоровье это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год
Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...