Проект сотрудничества доу и семьи "Вместе и рядом". Младший возраст.
проект (младшая группа)
Творческий проект «Вместе и рядом» по взаимодействию детского сада и родителей направлен на решение одной из задач ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогической поддержкой семей воспитанников через создание условий для общения детей и взрослых в совместной деятельности. Проект разработан для младшей (адаптационной) группы, представлен последующими друг за другом в течение учебного года тематическими периодами, которые включают: § НОД по теме, § подготовку педагогов, детей и родителей к совместному досуговому мероприятию, § работу семей с наглядным материалом по разучиванию музыкального и танцевального репертуара, § деятельность клуба детей и родителей «Мастеровые малыши», § оформление выставок в рамках тематического периода, § праздник с участием детей и родителей. |
Материал будет полезен педагогам детских учреждений для работ в группах как младшего, так и старшего дошкольного возраста, а также всем специалистам образования и родителям, заинтересованным в организации партнерского взаимодействия детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_i_ryadom._sotrudnichestvo_dou_i_semi_po_fgos.docx | 47.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи в контексте ФГОС ДО
Наименование проекта | «Вместе и рядом» творческий проект по взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС ДО |
Ф.И.О. автора | Тарасенко Наталья Владимировна |
Место работы | МАДОУ детский сад №133 г.Тюмени |
Анонс проекта | Творческий проект «Вместе и рядом» по взаимодействию детского сада и родителей направлен на решение одной из задач ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогической поддержкой семей воспитанников через создание условий для общения детей и взрослых в совместной деятельности. Проект разработан для младшей (адаптационной) группы, представлен последующими друг за другом в течение учебного года тематическими периодами, которые включают:
Материал будет полезен педагогам детских учреждений для работ в группах как младшего, так и старшего дошкольного возраста, а также всем специалистам образования и родителям, заинтересованным в организации партнерского взаимодействия детского сада и семьи. |
Литература |
|
Актуальность проекта
В стремительном темпе жизни большая часть времени родителей посвящена обеспечению материальной стороны жизни ребенка: питание, одежда, игрушки, образование и развитие… Спросим себя: сколько времени остается на общение с ребенком и совместную интересную для него деятельность? Ответ не удовлетворяет. Сегодня много говорят о взаимодействии детского сада и семьи. Используют традиционные и нетрадиционные формы: собрания, советы, клубы, неформальные записки, телефоны доверия, праздники, семинары-практикумы и многое другое.
Родители, как потребители услуг дошкольного учреждения, желают видеть результат деятельности педагогов с детьми. Как показывает практика, в группах младшего дошкольного возраста, которые проходят период адаптации, в течение всего учебного года родители являются «закулисными» зрителями мероприятий дабы ребенок не заметил их присутствия и не отвлекался от праздничного действа, или педагоги идут на ухищрения по маскировке родителей в зале.
Нашим проектом мы хотим отступить от подобной практики и создать условия для духовного общения и тесной совместной деятельности родителей со своим малышом.
Проект «Вместе и рядом»
Тип | Творческий |
Групповой | |
Долгосрочный | |
Цель |
|
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
|
Критерии эффективности |
|
Принципы взаимодействия с родителями |
|
Риски |
|
Этап проекта - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||||
Мероприятие | Цель / Содержание | Участники | |||
АДАПТАЦИЯ | Июль | Ознакомление с опытом работы ДОУ РФ, изучение методических инноваций | Повышение педагогом собственной компетентности в вопросах сотрудничества детского сада с родителями воспитанников | Воспитатель | |
Разработка проекта | Составление плана работы для достижения цели проекта | Воспитатель | |||
Организационное собрание до поступления ребенка в детский сад. Анкетирование (Приложение 1) | Определение дискомфортных ситуаций для ребенка с целью организации условий для легкой адаптации его к детскому саду через создание психологического комфорта в группе | Воспитатель, родители | |||
Праздник «День города» | Приглашение семей будущих воспитанников на мероприятие, посвященное Дню города, с целью заинтересовать родителей направлением деятельности ДОУ «Нескучные выходные» | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
Август | Коллаж «Что мы ждем от детского сада» | Обозначение родителями в записях, рисунках, шаржах ожидаемых результатов деятельности ДОУ | Родители группы | ||
Краткосрочный творческий проект «В детском саду живут игрушки» (Приложение 2) | НОД через организацию разных видов деятельности на овладение детьми игровыми действиями, с привлечением родителей к совместному с детьми досугу по итогам краткосрочного проекта | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Совместная работа родителей с детьми по оформлению короба для вещей | Решение вопроса по использованию одного шкафчика для раздевания двумя воспитанниками | Воспитанники и родители группы | |||
ОСЕНИНЫ | Этап проекта – ОСНОВНОЙ | ||||
Мероприятие | Цель / Содержание | Участники | |||
Сентябрь – первая половина Октября | Подготовка к празднику «В гостях у царицы Осени» | НОД в рамках тематического периода, разработка сценария праздника с учетом активного участия в нем родителей | Воспитанники и родители группы, воспитатель, музыкальный руководитель | ||
«Нескучные выходные»: клуб детей и родителей «Мастеровые малыши» | Мастер-класс педагога по нетрадиционным приемам рисования с последующей выставкой детско-родительских работ «Мы рисуем осень» | Воспитанники и родители группы, воспитатель, педагог, реализующий программу «Нетрадиционные приемы рисования» | |||
Фотовыставка с элементами ТРИЗ «Чудо-овощ + Чудо-фрукт» | Дома: с помощью аппликации и рисования оформить фотографию овоща или фрукта, превратив их в Чудо-овощ и Чудо-фрукт | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Наглядная информация для родителей серии «Поем и пляшем» | Для разучивания родителями музыкального и танцевального репертуара с целью активного участия в празднике | Воспитатель, музыкальный руководитель | |||
Праздник «В гостях у царицы Осени» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей с использованием элементов костюмирования всеми участниками праздника | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
ДЕНЬ МАТЕРИ | вторая половина Октября - Ноябрь | Подготовка к празднику «Пусть всегда будет МАМА!» | НОД в рамках тематического периода, разработка сценария праздника с учетом активного участия в нем родителей | Воспитанники и родители группы, воспитатель, музыкальный руководитель | |
«Нескучные выходные»: клуб детей и родителей «Мастеровые малыши» | Мастер-класс педагога по пластилинографии «Подарок любимой мамочке» | Воспитанники и родители группы, воспитатель, педагог, реализующий программу «Пластилинография в детском саду» | |||
Наглядная информация для родителей серии «Поем и пляшем» | Для разучивания родителями музыкального и танцевального репертуара с целью активного участия в празднике | Воспитатель, музыкальный руководитель | |||
Выставка рисунков «Мамочка моя» | Дома: рисуем с папой (другими членами семьи) Маму | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Праздник «Пусть всегда будет МАМА!» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
НОВЫЙ ГОД | Декабрь | Подготовка к празднику «Новогодние приключения в детском саду!» | НОД в рамках тематического периода, разработка сценария праздника с учетом активного участия в нем родителей | Воспитанники и родители группы, воспитатель, музыкальный руководитель | |
«Нескучные выходные»: клуб детей и родителей «Мастеровые малыши» | Постройка Снежного городка на игровом участке группы | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Наглядная информация для родителей серии «Поем и пляшем» | Для разучивания родителями музыкального и танцевального репертуара с целью активного участия в празднике | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
Украсим нашу Елочку! | Дома: изготовление элементов новогоднего оформления группы | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Праздник «Новогодние приключения в детском саду!» | Совместная костюмированная досуговая деятельность детей и родителей с использованием элементов | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА И 8 МАРТА | Февраль - Март | Подготовка к «Празднику самых сильных» и «Празднику самых красивых» | НОД в рамках тематического периода, разработка сценария праздника с учетом активного участия в нем родителей | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
«Нескучные выходные»: клуб детей и родителей «Мастеровые малыши» | Мастер-класс «Подарки для любимых»: по принципу: мамам изготавливаем подарки вместе с папой; папам – с мамой. | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Наглядная информация для родителей серии «Поем и пляшем» | Для разучивания родителями музыкального и танцевального репертуара с целью активного участия в празднике | Воспитатель, музыкальный руководитель | |||
Выставка «Тюменские мастерицы» | Выставка рукоделия | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
«Праздник самых сильных» и «Праздник самых красивых» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
ДЕНЬ СПОРТА | Апрель | Подготовка квест-игры «Поиск спрятанных сюрпризов» | Разработка сценария спортивного мероприятия с учетом активного участия в нем родителей | Воспитанники и родители группы, воспитатель, инструктор по физо | |
«Нескучные выходные»: клуб детей и родителей «Мастеровые малыши» | Семинар-практикум по профилактики плоскостопия у дошкольников | Воспитанники и родители группы, воспитатель, инструктор по физкультуре | |||
Наглядная информация для родителей «Театр физической культуры» | Информация для родителей об использовании игровых упражнений из серии «Выразительное движение» для оздоровления детей | Воспитатель, музыкальный руководитель | |||
Дорожки для сороконожки | Дома: изготавливаем массажные коврики для стоп | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
Спортивная квест-игра «Поиск спрятанных сюрпризов» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей | Воспитанники и родители группы, воспитатель, инструктор по физо | |||
ДЕНЬ ПОБЕДЫ | Май | День Победы | НОД в рамках тематического периода с учетом возрастных особенностей детей | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Городской Парад Победы | Совместный досуг детей и родителей | Семьи воспитанников | |||
Фотовыставка «Я и Победа 2018» | Оформляем фотоколлаж фотографиями детей с городских мероприятий, посвященных Дню Победы 2018 года | Воспитанники и родители группы, воспитатель | |||
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ | Июнь | Наглядная информация для родителей серии «Поем и пляшем» | Для разучивания родителями музыкального и танцевального репертуара с целью активного участия в празднике | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Праздник «День зашиты детей» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
Книга отзывов и предложений | Мониторинг отношения родителей к проекту по итогам каждого тематического периода, корректировка плана с учетом пожеланий и предложений | Воспитатель группы | |||
Этап проекта - ИТОГОВЫЙ | |||||
Июль | Подготовка к празднику «День семьи, любви и верности» | Разработка сценария праздника, оформление территории праздника продуктами тематических периодов проекта (рисунки, поделки, фотографии и т.п.) | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы | ||
Праздник «День семьи, любви и верности» | Совместная досуговая деятельность детей и родителей | Сотрудники ДОУ, воспитатель группы, семьи воспитанников | |||
Анализ проекта | Подведение итогов, формулировка выводов, корректировка плана деятельности | Старший воспитатель ДОУ, воспитатель группы | |||
Презентация проекта педагогам ДОУ | Обобщение и распространение опыта | Воспитатель группы, педагоги ДОУ |
Литература
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: группа раннего возраста / авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 94с. – (Мозаичный ПАРК
- Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». - Электронный ресурсhttp://www.sadikchaika.ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей (организационное собрание)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего малыша – для создания благоприятных условий его развития.
- Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________
- Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон
- Мамы ____________________________________________________________
- Папы ____________________________________________________________
- Какое обращение педагога к Вам для Вас допустимо (обозначьте нужный ответ):
- по имени
- по имени – отчеству
- Как Вы зовете ребенка дома, какое имя привычно его слуху? ____________________
- Какой звуковой фон в помещении привычен для малыша (обозначьте нужный ответ):
- тишина,
- умеренные звуки окружения.
- достаточно громко
- Часто ли болеет Ваш ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес________
- Есть ли у Вашего ребенка негативная реакция на БЕЛЫЙ халат? ________________
- Особенности засыпания малыша (н-р: на спине, на боку, уткнувшись носом в подушку, накрывшись с головой и т.п.) _____________________________________
- Какое количество времени ребенок обычно спит дома днем? ___________________
- Ребенок ходит в туалет (обозначьте нужный ответ):
- самостоятельно,
- просится,
- как просится (ответ необходим при отсутствии у малыша внятной речи)
- Ваш вариант ответа ________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (обозначьте нужный ответ):
- хороший,
- ест все,
- плохо и мало,
- в зависимости от того, что лежит в тарелке
- Ваш вариант ответа ________________________________________________
- Как Вы кормите его дома (обозначьте нужный ответ):
- ест сам,
- сначала ест сам, затем докармливаем,
- чаще его кормят с ложки взрослые.
- ест аккуратно,
- не очень аккуратно, добиваемся, чтобы ел все, что дают,
- разрешаем не есть то, чего он не хочет,
- пусть ест сколько хочет,
- тарелка должна быть чистой
- Ваш вариант ответа ________________________________________________
- Какие продукты или блюда не есть категорически (не любит) __________________
- Есть ли аллергии у Вашего ребенка? ________________________________________
- При сотрудничестве детского сада и семьи Вы можете оказать помощь в группе в качестве
- художника
- швеи, вязальщицы
- плотника
- другое __________________________________________________________
- Будут ли Вам интересны совместные с малышом мероприятия в рамках программы детского сада «Нескучные выходные» (в субботу)_____________________________
- На что, по Вашему мнению, необходимо обратить внимание педагогу в работе с Вашим ребенком ________________________________________________________
Ваши пожелания ______________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО
Приложение 2
Проект «В детском саду живут игрушки»
Тип проект:
- по тематике - творческий;
- по составу участников - групповой;
- по срокам реализации –краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети и родители младшей группы.
Цель: формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной; овладение детьми игровыми действиями.
Задачи:
для детей:
- познакомить детей с понятием «игрушки», расширить представления об игрушках,
- вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению,
- развивать речевую активность детей,
- развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
- прививать умение играть дружно, вместе, слажено;
- формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
для педагогов:
- повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
- пополнить развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.
для родителей:
- дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка через наглядную информацию;
- обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Предполагаемый результат:
- усвоение детьми понятия «игрушка»;
- понимание ими игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- бережное отношение к игрушкам;
- активизируется речевая активность детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Продукт проекта:
- создание ЛЭП-бука по теме;
- досуг детей с родителями «Праздник Любимой игрушки»
- презентация проекта коллегам.
Актуальность
Малышу исполнилось три года, он вступил в дошкольный возраст. В этот период ребенок живет игрой. Складывается впечатление, что ребенок играет постоянно. Это естественно и закономерно. Детская игра - деятельность, в которой ребенок развивается, учится общаться и получает необходимые навыки, знания и опыт.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание детьми взрослому. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Это замечательный шанс для воспитателя привить малышам, вновь пришедшим в детский сад, правила игры и поведения в группе детского сада.
Поэтому считаем данный проект своевременным на этапе адаптации малышей в детском саду. Использование принципа ситуативности позволит педагогу расширить содержание проекта в ходе реализации практического этапа и удовлетворить интерес каждого воспитанника.
Подготовительный этап:
- Инвентаризация игрового оборудования группы;
- Изучение и подбор методического материала, разработка схемы реализации проекта;
- Подбор аудио, видео и практического материала;
- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
Практический этап:
Тематические дни проекта | Схема дня (варьируется от вида игрового оборудования) |
| Утро: сюрпризный момент «Ларец» - внесение игрушки. Направления деятельности через наглядные, словесные и практические методы и приемы:
|
Буклеты для родителей «Игрушки в жизни Вашего малыша» и «Игрушки-чудовища».
Заключительный этап:
- Развлечение «Праздник Любимой игрушки»
- Создание ЛЭП-бука
Тарасенко Наталья Владимировна, воспитатель, МАДОУ д/с №133г.Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура проекта по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшего возраста "По лесным тропинкам Самарской Луки"
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам Самарской Луки». Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...
Педагогический проект «Здоровое питание — основа процветания!» с детьми младшего возраста (3-4 года) при взаимодействии с семьей.
Педагогический проект...
Проект по здоровьесбережению для детей для детей младшего возраста «Будь здоров, малыш!».
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка може...
Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» для детей младшего возраста в летний период"
Работа с детьми по оздоровлению и закаливанию в летний период....
Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности."
Работа с проектом....
ПРОЕКТ «Зимний лес» (для групп раннего и младшего возраста)
создать условия для формирования представлений о зимнем лесе, о диких животных и птицах....
Проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» Дошкольный возраст 3-4 года
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.Задачи: Через устное народное творч...