«Ранняя профориентация дошкольников через сюжетно-ролевую игру «Юные спасатели»».
проект (старшая группа)

Ранняя профориентация  дошкольников через сюжетно-ролевую игру    «Юные спасатели».

 

Цель:

Совершенствовать  работу по профориентации в ДОУ через сюжетно-ролевую игру  для формирования у ребенка эмоционального отношения к профессии спасатель.

 

Задачи:

1. Формировать у детей представления о разных профессиях;

2. Совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду;

 3. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, развивать логическое мышление);

4. Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам; воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_yunye_spasateli_2.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема:  «Ранняя профориентация  дошкольников через сюжетно-ролевую игру    «Юные спасатели»».

Цель: 

Совершенствовать  работу по профориентации в ДОУ через сюжетно-ролевую игру  для формирования у ребенка эмоционального отношения к профессии спасатель.

Задачи: 

1. Формировать у детей представления о разных профессиях; 

2. Совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду;

 3. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, развивать логическое мышление);

4. Воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам; воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.

   Вступление.

        В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ведь правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка.  В ДОО формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

         Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Если ребёнок и был на работе у своих папы или мамы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых. Ребенок может сказать: «Моя мама – экономист. Что она делает на работе? Чай пьёт, разговаривает по телефону».

         В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.

Мы постоянно находимся в поиске  эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, формирования представлений о мире профессий у дошкольников, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа — Я».

      Исходя из этого, мы выбрали сюжетно-ролевую игру как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

        В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детей приобретает приобщение к миру взрослых людей и знакомство с их трудовой деятельностью.     Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.        

       В нашем детском саду  все возрастные группы профориентированы: такие, как СЛАЙД 3-9 пчеловоды,  нефтяники, юные банкиры, фермеры, кондитеры, юные строители.  Наша группа  -  «Юные спасатели».

Дети имеют недостаточное представление о профессии спасателя, которая считается одной из опасных в мире. На примере сюжетно-ролевой игры  ребенок познает мир профессий спасателя, содержание их трудовой деятельности, используемом оборудовании. Поэтому возникла идея создания проекта «Юные спасатели». СЛАЙД 10                                     

Следует обучать детей умению играть, осуществлять трудовые действия. Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на практико- ориентированных действиях. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

         В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. Подтверждением этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли достойными людьми, и поэтому в наших силах постараться привить им самые лучшие качества и в этом нам поможет сюжетно-ролевая игра "Служба спасения", которую мы оформили в нашей группе. Мы знакомим детей в процессе игры  с разными профессиями, относящимися к службе спасения: спасатель МЧС, врач, медсестра, кинолог, диспетчер, пожарный.  

       Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях - спасатели, люди смелые, решительные, сильные и мужественные, готовые пожертвовать собственной жизнью ради других. Спасатель-это человек, включающий в себя такие профессии, как пожарный, медицинский работник, водолаз, альпинист. Они должны уметь оказать, как первую медицинскую помощь пострадавшему, так и провести аварийно-спасательные работы. Они помогают людям, попавшим в трудную ситуацию: открыть дверь, снять кошку с дерева, помогают отыскать человека в горах, после схода лавины. Случись в любой точке нашей Родины или в других странах какая-либо чрезвычайная ситуация, наши спасатели тут же мчатся на помощь людям.

Мы не только обыгрываем разные ситуации с детьми и находим способы их решения, также воспитываем в наших детях такие качества, как отзывчивость, уважение к людям, решительность, смелость.

     Мы все хотим, чтобы наши дети выросли достойными людьми, и поэтому в наших силах постараться привить им самые лучшие качества и в этом нам поможет сюжетно-ролевая игра "Служба спасения".

Описание слайдов.

Для реализации сюжетно- ролевой игры  первым этапом было создание уголков СЛАЙДЫ 11-12  « штаб службы спасения» и «пожарная часть» и оснащение их материально- развивающей базы.

СЛАЙД 13 Уголок  укомплектовали  предметами,     необходимыми  для  спасения  людей  при  наводнении, при пожаре,  в бытовых  ситуациях. Это рации, телефоны, наушники, очки, различные инструменты.

СЛАЙДЫ 14-15 Также дополнительно оснащались такие уголки, как «больница скорой помощи» и «аптечный пункт».

СЛАЙД 16  С помощью родителей были сшиты костюмы и кепки с символикой МЧС, костюмы и варежки пожарных.

СЛАЙДЫ 17-18 Также  с помощью родителей смастерили лестницу и носилки для больных.

СЛАЙД  19  Конечно же, не обошлись без собак-кинологов, костюмы для которых тоже сшиты благодаря родителям.   

СЛАЙДЫ 20 - 22.  Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» включает в себя несколько сюжетных игр. Это и «Дом. Семья», «Больница», «Скорая помощь», «Пожарные», «Перекресток», «Зоопарк» . Сюжеты игр могут быть разные. Например: "На берегу р.Белой попал в полынью ребёнок», «Из зоопарка сбежал тигр», «Щенок упал в колодец» итп. Дети могут придумать его  исходя из времени года или состояния погоды(сильный ветер,буран) или же брать из мультфильмов.

СЛАЙДЫ 23-26.  Для родителей проводили консультации по профориентации детей старшего возраста, раздавали памятки, оформили стенд в раздевалке. 

       Для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Параллельно с подготовкой атрибутов и созданием предметно-окружающей среды, также велась познавательная деятельность. Рассматривание иллюстраций о профессии спасатель, чтение художественных произведений о чрезвычайных ситуациях, словарная работа, дидактические игры, просмотр видеопрезентаций о спасателях. 

СЛАЙД 27. Так как в ходе игры дети используют ранее полученные знания, а    знания должны быть доступными, интересными и запоминающимися, то конечным итогом нашей проектной деятельности было создание ЛЭПБУКа, в переводе с английского – «наколенная книга».  Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного. Он включает в себя такие задания:

  • Задания в виде светофора;
  • Составление  картины из пазлов;
  • Раскраски, дорожные знаки;
  • Проведи линию от номера экстренной службы к спецмашине.
  • Распредели в 2 группы, где огонь –друг, а где враг.
  • Определи опасные предметы итп.

Таким образом,  сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями ребенка, но и с личностью в целом. Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

Основная цель сюжетно – ролевой игры - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети  исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения».

Тип проекта:  познавательно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы № 3, воспитатели, родители.

Срок проекта: долгосрочный (5 месяцев).

Актуальность проекта:  Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое её использование в процессе воспитания детей связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований. Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

Цель проекта:  формировать навыки сюжетно-ролевой игры.

 Задачи проекта: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули; побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы; способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах, телевизионных программ; развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Этапы реализации:

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Внедренческий.

3 этап. Обобщающий.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

  1. Игровая деятельность:

1.Дидактические игры: «Огонь – хорошо, огонь - плохо», «Закончи предложение». Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Я – сотрудник ДПС», «Больница», «Мы – пожарные», «Мы – спасатели»

2.Подвижные игры: «Пожарные на ученьях». Игра – эстафета «Отважные пожарные» Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подбери предметы для каждого специалиста», «Кто больше назовет действий», «Играем в профессии».

3.Деловые игры: «Телепередача «Чрезвычайное происшествие»»

  1. Социально – коммуникативная и познавательная деятельность:
  2. Беседы на темы: «Как меня лечили врачи», «Как вызвать по телефону МЧС, «Скорую помощь», «Безопасное обращение с огнем»

1.Видеопрезентация о работе спасателей: «Самая трудная и загадочная профессия – спасатель», «Работа пожарных».

2.Рассматривание иллюстраций о работе спасателей.

3. Знакомство с оборудованием и специальными инструментами пожарной машины

4.Экскурсия по детскому саду, знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

  1. Речевое развитие и чтение художественной литературы

1.Чтение произведений: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак, «Пожар», «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

2. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Дядя Степа», Дядя Степа – милиционер».

3. Рассматривание иллюстраций из серии «Профессии».

4. Оформление книжного уголка: иллюстрации по теме: «Самая мужественная работа», рассказы по данной теме.

  1. Музыка:

-Прослушивание песен о спасателях.

  1. Продуктивная деятельность:

1. Рисование: «Пожарная машина», «Скорая помощь»

2. Лепка: «Девочка и мячик» по сюжету стихотворения С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч…»

3. Конструирование:

- изготовление моделей домов;

 - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные» - «Огонь»

Работа с родителями.

 - экскурсия в «Центр по проведению спасательных операций особого риска (ФГКУ «ЦСООР») «Лидер»;

- оформление информационного стенда по теме;

- пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр.

- экскурсия в пожарную часть № 7.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели»

Цель: Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре.

Задачи:

-Учить находить самостоятельно выход из трудной сложившейся обстановки, действовать организованно, согласованно, ориентироваться в окружающей действительности.

-Развивать у детей творческую активность, связную речь, обогащать словарный запас. Продолжать учить детей соблюдать правила этикета в общении и поведении.

-Воспитывать у мальчиков мужские качества характера: мужество, силу, самоотверженность, смелость, благородство и т.п., у девочек - сострадание, аккуратность, милосердие, желание умело оказать первую медицинскую помощь. -Воспитывать у детей уважение к людям данных профессий.

Предварительная работа: Занятия,  беседы,  дидактические игры, чтение книг, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв и т. п.) Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов. Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил?», «Что делать, если?» Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электроприборами и т. п.).

Словарная работа: Штаб, экипировка,  эвакуация людей, диспетчер, правила безопасности,  экстремальная ситуация, милосердие, карабин.

Оборудование: «Штаб» службы спасения  (стол, телефон, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях); экипировка спасателей (шлемы, каски, комбинезоны, ремни с замками и карабинами, молотки);  лестницы, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра. Транспорт: машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь. Для медицинской службы:  носилки,  аптечка первой медицинской  помощи, халаты, шапочки, сумки, палки для наложения «шины» при переломах, бинты, сердечные средства.

Роли: Спасатели, врачи, медсёстры, диспетчер, жильцы дома, пострадавшие.

Сюжет игры:

Воспитатель: Ребята, что бы вы сделали, если бы у вас в квартире случился пожар?

 - Правильно, вы вызвали бы пожарных.

- А если бы вашему соседу стало вдруг плохо с сердцем?

 - Молодцы, правильно, нужно скорее вызывать скорую помощь.

- Ну, а если бы вы увидели, что рухнула часть соседнего дома и пострадали люди - они остались под завалами этого дома?

- Правильно, нужно срочно вызывать спасателей из службы спасения и, конечно же, скорую помощь. Когда вы позвоните в службу спасения, вам ответит диспетчер - он запишет адрес места происшествия с ваших слов и вышлет бригаду спасателей на машине. Что же будут делать спасатели, прибыв на место происшествия?

- Да, они начнут быстро и аккуратно разбирать завалы с помощью машин или своими сильными руками. Из-под завалов спасатели вытаскивают пострадавших людей, а врачи и медсёстры скорой помощи сразу приступят к оказанию первой помощи раненым людям. Мы смотрели с вами фильмы о работе спасателей, вспомните, ребята, кто ещё помогает спасателям?

Правильно, служебные собаки. Они, благодаря своему острому чутью, могут определить место нахождения человека глубоко под завалами. Также спасатели во время поиска людей используют «минуты тишины» ,  все умолкают на несколько минут, чтобы послушать, не зовет ли кто-нибудь на помощь из-под завалов.

- Ребята, а каким же должен быть спасатель?

- Верно, он должен быть очень сильным человеком, мужественным, смелым и дисциплинированным.

- А женщина может быть спасателем? Почему?

- Я думаю, что женщине такая работа всё-таки не под силу, она может помогать спасателям в качестве врача или медсестры, здесь-то и понадобятся женские доброта, милосердие, терпение и тёплые слова. Мы не раз играли с вами в игру «Больница» и знаем, как правильно нужно сделать укол больному или наложить на перелом «шину», перевязать руку, ногу, голову раненому. Сегодня всё это нам пригодится, потому что мы будем играть в серьёзную, почти настоящую игру «Спасатели». Представим себе, что произошёл обвал дома, пострадали люди. Кто-то из очевидцев вызвал спасателей из службы спасения и скорую помощь. Началось спасение людей.

Нам нужно выбрать на роли спасателей 3-4 человека, столько же врачей и медсестёр, диспетчера, ещё будут жильцы дома и пострадавшие. Подумайте и скажите, кто из наших мальчиков мог бы стать спасателем и почему?

Дети выбирают спасателей, врачей, медсестёр, диспетчера (в случае разногласия выбор происходит путём голосования). Оставшиеся дети распределяют роли пострадавших и жильцов дома.

Ход игры:

Жильцы дома, где случился обвал стены, звонят по телефону в службу спасения:

- Алло, у нас несчастье - рухнула стена нашего дома!

Диспетчер: Успокойтесь, пожалуйста, назовите ваш адрес. Жильцы: Улица Лермонтова, 18. Скорее, помогите!

Диспетчер: Ждите, бригада спасателей и «скорая помощь» уже выезжают к вам.

Диспетчер (спасателям): Внимание! Поступило экстренное сообщение - обвал дома на улице Лермонтова, 18. Дежурная бригада спасателей - на выезд!

      Спасатели быстро одеваются в обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузятся на машины и выезжают на место происшествия. Машина едет с сиреной, чтобы другой транспорт освобождал дорогу. Прибыв на место, спасатели видят такую картину: произошёл обвал стены двухэтажного дома (дом построен из крупного конструктора, модулей, жильцы лежат под завалами, стонут. Спасатели начинают аккуратно освобождать людей, разбирая завалы, советуются друг другом, помогают. Где не могут найти пострадавших, прибегают к помощи служебных собак (игрушка). Спасённых раненых людей спасатели укладывают на носилки, их уносят врачи и медсёстры на безопасную территорию и там начинают оказывать первую помощь.

Врач (пострадавшей девочке): У тебя перелом ноги, потерпи немножко, всё будет хорошо.

Медсестра делает девочке обезболивающий укол, а врач накладывает «шину» на сломанную ногу. Медсестра гладит девочку по голове, говорит больной ласковые слова.

Затем девочку увозят на «скорой помощи». А спасатели продолжают свою работу: осталось освободить ещё двух человек, но их не могут найти. Наступают «минуты тишины». Все слышат стоны слева. Немедленно спасатели бросаются в сторону этих звуков и через некоторое время последние пострадавшие спасены!

Медсёстры и врачи подбегают к освобождённым людям, врач обследует раненых: у одного разбита голова, у другого - перелом плеча и поранены ноги. Медсёстры делают уколы, накладывают повязки на раны больным, разговаривают с ними, шутят, поддерживают у людей спокойствие, не дают распространиться панике и страху, дают успокоительные лекарства.

Затем всех пострадавших увозят в больницу на скорой помощи.

Жильцы дома благодарят спасателей: Спасибо вам большое, как хорошо, что есть такие люди, как вы!

Спасатели эвакуируют здоровых людей из рухнувшего дома в ближайшие здания детского сада, школы или гостиницы.

Подведение итогов: Воспитатель вместе с детьми анализирует ход игры, обсуждает действия спасателей и медицинской службы: что получилось хорошо, а когда и почему нужно было бы поступить по-другому. Воспитатель помогает детям оценить свои действия, сделать выводы, находить правильное решение. По окончании воспитатель хвалит детей, благодарит их, предлагает спеть песню о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно по этому так важно, что...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознании целого ряда сигналов, их оценке, и регулирования на этой основе своей деятельности механизмов....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные-спасатели».

Данная игра позволяет сформировать знания по Основам безопасности детей; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, анализировать и ...

Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру

Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация&ra...

Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролеву игру

Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности....