Консультация для педагогов "Работа с детьми зимой на прогулке"
методическая разработка на тему

Романюк Вера Ивановна

Чем занять и увлечь детей зимой на прогулке, как создать среду для двигательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_2.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДС №13»

Консультация

для педагогов

«Работа с детьми зимой на прогулке»

Подготовила:

Романюк В.И., ст. воспитатель

г. Братск

2012 год

Зима дает значительные возможности для закрепления движений детей в естественных условиях.

На зимних тропинках можно совершенствовать различные виды ходьбы и бега (змейкой между деревьями, в приседе, полуприседе под деревьями, высоко поднимая колени, в разном темпе, различных построениях).

Снежный покров вызывает у детей интерес к движениям: утрамбовывание тропинок приставным прямо, спиной вперед. Боком; спрыгивание в снежный сугроб; перепрыгивание через снежные комья, снежные тропинки, метение снежков в цель, в даль и друг в друга.

Ледяные дорожки используются для скольжения разными способами: в парах с поддержкой, в приседя и полуприседе; боком, спиной, вперед. Следует учить детей уверенно держаться на скользкой тропинке.

Зимой на снегу безопасны такие движения, как ходьба и бег спиной вперед, с закрытыми глазами, продолжительное кружение на месте, прыжки с разбега, упражнения-противоборства («Бой петухов», «Перетяжки» и пр.)

Огромную радость доставляет детям катание на санках и коньках, особое место зимой отводится лыжам. Обучать ходьбе на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Активная динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование стопы, осанки, совершенствует все системы и функции организма. Выполнение разнообразных движений на лыжах способствует развитию у детей смелости, решительности, приучает их преодолевать трудности, формирует выдержку, воспитывает чувство взаимопомощи.

Составные части прогулки: 

1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Игровая деятельность (подвижные игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  • предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  • от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  • от познавательных интересов детей.

Наблюдения (рекомендую воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств  Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В каждой группе имеется картотека считалок и подвижных игр для детей

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Создание условий:

Снежная горка

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 мл. группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В холлах ДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы. Исходя из проблем групп в родительских уголках размещается соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту. В рубрике «Советуем прочитать»  подборка художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники, «Зимние посиделки» и т.д.

 Подвижные игры на прогулке."Самолеты" и "У медведя на бору".

Цель: развитие двигательной активности детей.
Самолеты.
Игра с 3 лет;.
Игра проводится как спортивное занятие из серии упражнений, с одним ребенком или с группой детей, с организующим участием взрослого.
Взрослый – диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи. Дети – самолеты, они выполняют по команде диспетчера упражнения – фигур пилотажа.
Упр.1. Отправляемся в полет. Бег по площадке, руки в стороны.
Упр.2. Помахать крыльями – наклониться направо, налево.
Упр.3. Снижаемся. Ходьба в полуприседе – руки в стороны. Набираем скорость – встали и побежали.
Упр.4. Маневрирование. Поворот направо, налево – повороты туловища.


У медведя на бору.

Игра с 3 лет; проводится с большой группой детей.
Выбирается водящий – медведь, он становится на определенное место – в берлоге. Остальные играющие – дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между домом и берлогой медведя – лес (бор), дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора грибов и ягод дети припевают:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл,
На печи застыл!
Медведь притворяется спящим во время припева ребят. На последних словах медведь потягивается и бежит за ребятами, а они быстро поворачиваются и убегают к себе домой или разбегаются в стороны, стараясь не попасться медведю, и спасаются у себя дома.
Кого медведь поймает, тот меняется с ним ролью.
Правила:
1.Медведь не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.
2. Ловить только в установленных пределах площадки.
3. Если кто-либо из ребят убежит за пределы площадки, он становится водящим медведем или выбывает из игры (по договоренности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей."Как сделать прогулку с детьми зимой интересной и полезной"

При регулярных прогулках ребенка организм становится более стойким. Увлекательные игры и развлечение  зимой на открытом воздухе доставляют огромную радость детям....

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультация для родителей "Чем заняться с детьми зимой на прогулке?"

Консультация для родителей "Чем заняться с детьми зимой на прогулке?"...

Консультация "Как правильно одеть ребенка зимой на прогулку".

Миф о том, что гулять зимой нельзя давно развеян! Не стоит отказываться от зимних прогулок из страха перед простудными заболеваниями. Ведь свежий воздух наоборот укрепляет здоровье и повышает имм...

Консультация для родителей "Подвижные игры зимой на прогулке"

Консультация для родителей      «Подвижные игры на прогулке» Прогулка - это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышо...

Консультация для родителей «Подвижные игры зимой на прогулке»

Прогулка в погожий зимний снежный день может принести огромное удовольствие малышу. Зимние игры на свежем воздухе, помимо того, что интересны, могут стать еще и очень веселым занятием. Итак, в какие п...

Методическая разработка образовательной деятельности на тему: Беседа с детьми «Зимой на прогулке».

Методическая разработка образовательной деятельности на тему: Беседа с детьми «Зимой на прогулке».Подготовила воспитатель: Кузьмина Юлия Андреевна.Методическая разработка по развитию речи....