Консультация для родителей "Самостоятельность у дошкольников".
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Павлова Ольга Александровна

Данную консультацию я готовила для родительского собрания по просьбе родителей, поэтому она представлена в виде презентации. Отдельным файлом выкладываю текст и буклет-памятку для родителей (распечатайте на листе с 2-х сторон и сложите).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельность. Как развивать ее у дошкольников?

Слайд 2

В возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!»

Слайд 3

1. Позвольте ему проверить свои силы!

Слайд 4

2. Наберитесь терпения!

Слайд 5

3. Помогайте только по необходимости!

Слайд 6

4. Забудьте об идеальности!

Слайд 7

5. Поощряйте и хвалите!

Слайд 8

6. Придумайте для ребёнка обязанности.

Слайд 9

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Слайд 10

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому?

Слайд 11

1. Чувство принадлежности к семье . 2 . Забота о будущем . 3 . Организованность .

Слайд 12

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому?

Слайд 13

Уборка: Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать) Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку Унести грязные вещи в корзину для грязного белья Загрузить вещи в стиральную машину Развесить белье Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца) Подмести пол веником или пропылесосить Протереть пыль тряпкой Отнести мусор в ведро

Слайд 14

Приготовление пищи : Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд Почистить яйца Размешать салат или некрутое тесто Подавать ложки, чашки, тарелки Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень Накрывать на стол Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!) Украшать пирожные и торты Вырезать печенье формочками, лепить пироги Стирать со стола крошки Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Слайд 15

Домашние растения и животные: Поливать цветы Сажать цветы в горшки Кормить домашних животных, наливать им воду Помогать мыть животных Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)



Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сначала я хотела бы представиться. … Я надеюсь, что сегодняшняя тема будет актуальной для Вас и у нас получится диалог, не стесняйтесь задавать вопросы, высказывать свое мнение, ведь мы тут за этим и собрались. Попробуем разобраться вместе. Тема нашей сегодняшней встречи – самостоятельность. Ну кто не хочет, чтобы его ребенок не вырос самостоятельным? Как мы понимаем что ребенок или человек самостоятельный? ( 2-3- ответа из зала) Мы предполагаем, что человек сам решает свои проблемы, принимает решения, несет ответственность за поступки. Почему это важно? Жизнь сейчас очень непредсказуемая, в стране и в мире все меняется, и мы не можем сказать, в каких условиях будут жить наши дети. Мы можем только надеяться, что эта самостоятельность поможет им быть более адаптивными, гибкими, более социализированными. Чтобы ребенок был успешным в работе (ставить цель, выбирать средства и способы для ее достижения, проявлять инициативу, принимать решения, проявлять креативность, легко приспосабливаться к новым условиям и т.д.)

Итак, что же такое самостоятельность? Под этим термином мы будем понимать абсолютно все навыки, т.е. все, что умеет ребенок. Откуда она берется? Это не врожденный инстинкт и сам по себе он не появиться, ее надо тренировать.

В семье рождается ребенок. С самого раннего детства мы не жалеем ни средств, ни сил, чтобы развивать его способности. Однако всегда ли добиваемся ожидаемого результата? Успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его общей способности действовать самостоятельно. Однако нередко именно развитие самостоятельности малыша менее всего беспокоит родителей. И они с удивление обнаруживают, что ребёнок отстаёт от сверстников, только когда начинают, например, водить его в детский сад. С некоторыми детьми возникает масса проблем, потому что они почти ничего не умеют – они привыкли, что каждый момент их жизни – от одевания и кормёжки, до прогулки и налаживания контактов с другими детьми обеспечивается взрослыми.

У таких детей просто нет никакого опыта самостоятельной деятельности, и педагогам приходиться учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения. Практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребёнка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, как относятся к проблеме самостоятельности ребёнка, его родители, а так же другие взрослые в семье. Если деятельность ребёнка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него естественно растёт и углубляется уверенность в собственных силах, развивается способность в дальнейшем проявлении самостоятельности.

Подчас родители сетуют, что готовы предоставить ребёнку свободу для проявления активности, но он «сам не хочет». Может быть он «уже» не хочет, поскольку раньше многократно получал негативный опыт и просто не рискует снова его повторять?

Как помочь? Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». (Слайд 2) Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому. Главное правило – не делайте за ребенка то, что он по возрасту умеет делать сам! Конечно бывают исключения, жизнь – есть жизнь. Ребенок может приболеть, но эта помочь должна быть именно исключением, а не правилом. Пик приходится на 3 года (психологи отмечают этот период, как кризис 3 лет) Ребенок осознает себя личностью, отдельной от мамы и папы, все его попытки сопротивляться нашим требованиям, выполнять наши просьбы – вовсе не из-за того, что он такой вредный, упрямый и делает нам на зло. Нет! Он просто хочет показать, что у него есть своя воля и свое мнение, которое может не совпадать с нашей. Основная мысль этого кризиса научиться воспринимать своего ребеночка как отдельную личность, позволить проявлять свои желания. В этом возрасте дети охотно учатся и если они действительно хотят чему-то научиться, они будут внимательно слушать. Также появляется особенность – гордость за свои достижения. Они хотят не просто что-то делать, а делать это хорошо. Конечно, только в том случае, если ребенок заинтересован. Насильно научить не получится. 3 года в тоже время такой опасный период – ребенок познает мир, и мы пытаемся оградить его от опасностей, вводим запреты. Это необходимость – мы отвечаем за его жизнь и здоровье, тут важно не перегнуть палку и наравне с запретами показать, что можно делать. ( слайд 3) Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится).  Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это - его прямая обязанность. И где же логика? В этой ситуации можно приучать нести ответственность за поступки. Спокойно дать тряпочку и попросить вытереть пролитую воду, а не ругать за неумение. А вообще, вначале вы должны делать все вместе, показать ему как делается это, проконтролировать

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше - собирать игрушки и расставлять книги по местам. А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему. Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

http://static.detstrana.ru/public/album_photo/3c/60/03/359df_6477.jpg?c=d3f7

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» - знакомые фразы? Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!». Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте об идеальности!

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо. Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.

http://static.detstrana.ru/public/album_photo/2a/60/03/359cd_5cde.jpg?c=3d31

5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков. 

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности. Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду. Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

http://static.detstrana.ru/public/album_photo/30/60/03/359d3_72ad.jpg?c=fcbb

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты – личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.

Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать — это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Уборка:

http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-09.jpg

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-10.jpg

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски,)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

http://vkapuste.ru/wp-content/uploads/2016/04/0604-11.jpg

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.


Предварительный просмотр:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

  • Собрать и положить игрушки в надлежащее им место.
  • Положить книги и газеты на полку.
  • Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.
  • Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
  • Держать в чистоте свое место за столом.
  • Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.
  • Раздеваться, одеваться.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

  • Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.
  • Помогать расстилать и убирать постель.
  • Протирать пыль.
  • Намазывать масло на хлеб.
  • Делиться с друзьями игрушками.
  • Доставать из почтового ящика почту.
  • Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.
  • Развешивать носки и носовые платки на сушке.
  • Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

  • Самостоятельно наливать себе питье.
  • Сорвать с грядки салат и зелень.
  • Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.
  • Самостоятельно одеваться и убирать одежду.
  • Складывать и убирать чистое белье.
  • Помогать прибирать квартиру.
  • Помогать мыть машину.
  • Помогать выносить мусор.
  • Кормить своего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка

  • Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.
  • Пылесосить ковер.
  • Поливать цветы и растения.
  • Чистить овощи.
  • Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).
  • Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.
  • Прогуливать домашних животных.
  • Нести ответственность за свое мелкие раны.
  • Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (первый класс)

  • Собирать вещи в школу.
  • Быть на посылках у родителей.
  • Нести пакеты с продуктами.
  • Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.
  • Быть вежливым и учтивым с другими людьми.
  • Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
  • Гладить простые вещи.
  • Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?
  • Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.
  • Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.
  • Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.
  • Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Любите своих детей и помогите им вырасти самостоятельными!

Чем дети помогают по дому в разных возрастах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и консультации для родителей аутичных дошкольников

Коррекционно-развивающее обучение аутичного ребенка невозможно без тесного сотрудничества  специалистов с его родителями. Частые вопросы, которые задают родители на индивидуальном консультировани...

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".

Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах».

Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах»....

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....