Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
консультация (средняя группа)

Пластинина Ирина Юрьевна

Пластинина И.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №74 Приморского района

Санкт-Петербурга

 

 

        Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

 Работа с детьми среднего дошкольного возраста строится в соответствии с ФГОС.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

 Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно‐нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

− комплексно‐тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально‐ образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц);

− предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу:

− профессиональное взаимодействие педагогов с детьми;

− психологическое сопровождение образовательного процесса;

− четкая организация взаимодействия специалистов;

− создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений);

− активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.

Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

               Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:

− подвижные игры с правилами;

− подвижные дидактические игры;

− игровые упражнения, игровые ситуации;

− соревнования, досуги;

− ритмика, аэробика, детский фитнес;

− спортивные игры и упражнения;

− аттракционы;

− спортивные праздники;

− гимнастика (утренняя и пробуждения);

− организация плавания.

Примеры форм работы при организации познавательно‐исследовательской

деятельности:

− наблюдение, экскурсия;

− решение проблемных ситуаций;

− экспериментирование, исследование;

− коллекционирование;

− моделирование;

− реализация проекта;

− интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи‐шутки, ребусы, кроссворды, шарады);

− увлечения.

Примеры форм работы при организации игровой деятельности:

− сюжетные игры, игры с правилами;

− создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);

− игры с речевым сопровождением;

− пальчиковые игры;

− театрализованные игры;

− беседа, ситуативный разговор;

− речевая ситуация;

− составление и отгадывание загадок;

− игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);

− этюды и постановки.

Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности

(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

− дежурство;

− коллективные и индивидуальные поручения, задания;

− совместные действия.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:

− в центре внимания – ребенок;

− образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;

− индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;

− глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду.

Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.

На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.

Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть, с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Следующая форма – это «игровые педагогические технологии». Понятие

«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно‐познавательной направленностью. Пример – дидатическая игра.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Наряду традиционной формой проведения прогулок,  предлагаются еще

пять видов тематических прогулок: прогулки‐походы, развлекательные прогулки

с персонажем, прогулки‐события, спортивные и прогулки – трудовые акции.

Таким образом, ключевыми задачами при организации образовательной деятельности являются:

− наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

− творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;

− широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);

− исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;

− внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

Для детей среднего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

  • На прогулке
  • При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что наши дети получают информацию от педагогов в течении всего дня, в разных видах деятельности и в течении всего пребывания ребенка в детском саду.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901‐6

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-

школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА‐СИНТЕЗ, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластинина И.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №74 Приморского района

Санкт-Петербурга

        Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

 Работа с детьми среднего дошкольного возраста строится в соответствии с ФГОС.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

 Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования.

Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи

суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

Основные позиции обновления организации образовательного процесса:

− комплекснотематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц);

− предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу:

− профессиональное взаимодействие педагогов с детьми;

− психологическое сопровождение образовательного процесса;

− четкая организация взаимодействия специалистов;

− создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений);

− активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.

Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

               Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:

− подвижные игры с правилами;

− подвижные дидактические игры;

− игровые упражнения, игровые ситуации;

− соревнования, досуги;

− ритмика, аэробика, детский фитнес;

− спортивные игры и упражнения;

− аттракционы;

− спортивные праздники;

− гимнастика (утренняя и пробуждения);

− организация плавания.

Примеры форм работы при организации познавательноисследовательской

деятельности:

− наблюдение, экскурсия;

− решение проблемных ситуаций;

− экспериментирование, исследование;

− коллекционирование;

− моделирование;

− реализация проекта;

− интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачишутки, ребусы, кроссворды, шарады);

− увлечения.

Примеры форм работы при организации игровой деятельности:

− сюжетные игры, игры с правилами;

− создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);

− игры с речевым сопровождением;

− пальчиковые игры;

− театрализованные игры;

− беседа, ситуативный разговор;

− речевая ситуация;

− составление и отгадывание загадок;

− игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);

− этюды и постановки.

Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности

(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):

− дежурство;

− коллективные и индивидуальные поручения, задания;

− совместные действия.

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:

− в центре внимания – ребенок;

− образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;

− индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;

− глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду.

Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.

На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.

Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть, с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Работа в этом направлении ведется подгруппами.

Следующая форма – это «игровые педагогические технологии». Понятие

«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Пример – дидатическая игра.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Наряду традиционной формой проведения прогулок,  предлагаются еще

пять видов тематических прогулок: прогулкипоходы, развлекательные прогулки

с персонажем, прогулкисобытия, спортивные и прогулки – трудовые акции.

Таким образом, ключевыми задачами при организации образовательной деятельности являются:

− наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

− творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;

− широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);

− исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;

− внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

Для детей среднего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

  • На прогулке
  • При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что наши дети получают информацию от педагогов в течении всего дня, в разных видах деятельности и в течении всего пребывания ребенка в детском саду.

Список литературы

1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/9016

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-

школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

  В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...

"Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста,в соответствии с ФГОС ДО "

Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год во второй младшей группе "Гномики" ГБОУ № 1586 СП №5 воспитателя Невмержицкой Галины Михайловны...

«Календарный план «Разговор о продуктах» воспитательно -образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...

Работа с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

ПРОЕКТ  по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя»                    ...

Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...

Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС(из опыта работы)...