Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
консультация (средняя группа)
Пластинина И.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Санкт-Петербурга
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста строится в соответствии с ФГОС.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно‐нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи
суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
− комплексно‐тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально‐ образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц);
− предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу:
− профессиональное взаимодействие педагогов с детьми;
− психологическое сопровождение образовательного процесса;
− четкая организация взаимодействия специалистов;
− создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений);
− активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.
Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:
− подвижные игры с правилами;
− подвижные дидактические игры;
− игровые упражнения, игровые ситуации;
− соревнования, досуги;
− ритмика, аэробика, детский фитнес;
− спортивные игры и упражнения;
− аттракционы;
− спортивные праздники;
− гимнастика (утренняя и пробуждения);
− организация плавания.
Примеры форм работы при организации познавательно‐исследовательской
деятельности:
− наблюдение, экскурсия;
− решение проблемных ситуаций;
− экспериментирование, исследование;
− коллекционирование;
− моделирование;
− реализация проекта;
− интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи‐шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
− увлечения.
Примеры форм работы при организации игровой деятельности:
− сюжетные игры, игры с правилами;
− создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
− игры с речевым сопровождением;
− пальчиковые игры;
− театрализованные игры;
− беседа, ситуативный разговор;
− речевая ситуация;
− составление и отгадывание загадок;
− игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
− этюды и постановки.
Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности
(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
− дежурство;
− коллективные и индивидуальные поручения, задания;
− совместные действия.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
− в центре внимания – ребенок;
− образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
− индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
− глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду.
Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.
Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть, с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Следующая форма – это «игровые педагогические технологии». Понятие
«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно‐познавательной направленностью. Пример – дидатическая игра.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Наряду традиционной формой проведения прогулок, предлагаются еще
пять видов тематических прогулок: прогулки‐походы, развлекательные прогулки
с персонажем, прогулки‐события, спортивные и прогулки – трудовые акции.
Таким образом, ключевыми задачами при организации образовательной деятельности являются:
− наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
− творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
− широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
− исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
− внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
Для детей среднего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
- На прогулке
- При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
- Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
- Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
- Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
- Формирование у детей положительного отношения к труду.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что наши дети получают информацию от педагогов в течении всего дня, в разных видах деятельности и в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Список литературы
1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901‐6
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-
школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА‐СИНТЕЗ, 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластинина И.Ю., воспитатель
ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Санкт-Петербурга
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста строится в соответствии с ФГОС.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Поэтому основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно‐нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо использовать в работе индивидуальный подход и индивидуализацию образования.
Целью индивидуального подхода является организация процесса передачи
суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременно коррекции недостатков в развитии. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).
Основные позиции обновления организации образовательного процесса:
− комплексно‐тематическая модель организации образовательных содержаний. Тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально‐ образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц);
− предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.
Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу:
− профессиональное взаимодействие педагогов с детьми;
− психологическое сопровождение образовательного процесса;
− четкая организация взаимодействия специалистов;
− создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений);
− активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.
Формы и методы выбирает педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм работы при организации двигательной детской деятельности:
− подвижные игры с правилами;
− подвижные дидактические игры;
− игровые упражнения, игровые ситуации;
− соревнования, досуги;
− ритмика, аэробика, детский фитнес;
− спортивные игры и упражнения;
− аттракционы;
− спортивные праздники;
− гимнастика (утренняя и пробуждения);
− организация плавания.
Примеры форм работы при организации познавательно‐исследовательской
деятельности:
− наблюдение, экскурсия;
− решение проблемных ситуаций;
− экспериментирование, исследование;
− коллекционирование;
− моделирование;
− реализация проекта;
− интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи‐шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
− увлечения.
Примеры форм работы при организации игровой деятельности:
− сюжетные игры, игры с правилами;
− создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);
− игры с речевым сопровождением;
− пальчиковые игры;
− театрализованные игры;
− беседа, ситуативный разговор;
− речевая ситуация;
− составление и отгадывание загадок;
− игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);
− этюды и постановки.
Примеры форм работы при организации трудовой детской деятельности
(самообслуживание, бытовой труд и труд в природе):
− дежурство;
− коллективные и индивидуальные поручения, задания;
− совместные действия.
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Основными теоретическими позициями проектного обучения являются:
− в центре внимания – ребенок;
− образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка;
− индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень;
− глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду.
Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
Проектная деятельность имеет адресный̆ характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
На протяжении трех лет я активно использую эту форму работы с дошкольниками.
Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием исследуют свойства песка, красят воду, проверяют предметы на плавучесть, с удовольствием рассматривают свойства льда, проверяют действие магнитов, изучают предметы живой и неживой природы. Работа в этом направлении ведется подгруппами.
Следующая форма – это «игровые педагогические технологии». Понятие
«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно‐познавательной направленностью. Пример – дидатическая игра.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми.Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Наряду традиционной формой проведения прогулок, предлагаются еще
пять видов тематических прогулок: прогулки‐походы, развлекательные прогулки
с персонажем, прогулки‐события, спортивные и прогулки – трудовые акции.
Таким образом, ключевыми задачами при организации образовательной деятельности являются:
− наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
− творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
− широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
− исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
− внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
Для детей среднего дошкольного возраста – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
- На прогулке
- При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
- Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
- Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
- Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
- Формирование у детей положительного отношения к труду.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что наши дети получают информацию от педагогов в течении всего дня, в разных видах деятельности и в течении всего пребывания ребенка в детском саду.
Список литературы
1. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901‐6
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-
школьного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА‐СИНТЕЗ, 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...
"Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста,в соответствии с ФГОС ДО "
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год во второй младшей группе "Гномики" ГБОУ № 1586 СП №5 воспитателя Невмержицкой Галины Михайловны...
«Календарный план «Разговор о продуктах» воспитательно -образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Работа с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя» ...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС(из опыта работы)...