ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Интеллектуальное развитие дошкольника – это уровень познавательной деятельности подрастающего человека в следующих проявлениях: познавательных процессах, знаниях, способностях. Значимая роль в умственном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта можно выделить внутренние – врожденная нервно-психическая организация ребенка и внешние – окружающая среда, семейная атмосфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Интеллектуальное развитие дошкольника – это уровень познавательной деятельности подрастающего человека в следующих проявлениях: познавательных процессах, знаниях, способностях. Значимая роль в умственном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта можно выделить внутренние – врожденная нервно-психическая организация ребенка и внешние – окружающая среда, семейная атмосфера.

        Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в  дошкольном возрасте.  На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею, обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения.

         В современных условиях при определении готовности ребёнка к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, а на уровень умственного развития. Конечно же, определенный запас точных знаний о живой и неживой природе, людях и их профессиональной деятельности, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако словарный запас, специальные умения и навыки – это не единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму. Дошкольник должен уметь выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует множество образовательных программ для детского сада, и образовательные организации  имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом ФГОС дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

        Огромное влияние на формирование умственных  способностей  дошкольника оказывают окружающие взрослые, особенно родители.  Важность семьи и семейного воспитания на становление и развитие личности ребенка очевидна. От того, как строится процесс взаимодействия со взрослыми, каков  стиль семейных отношений, во многом зависит уровень интеллектуального развития ребенка, его познавательной активности.

         Для интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи, которое может осуществляться в различных формах. Оно должно предполагать развитие речевых, математических и логических способностей детей, общего уровня  культурных  социальных и этических  навыков. Наиболее важное и обязательное условие для интеллектуального развития дошкольника – это создание эмоционально благоприятной атмосферы в семье.

Как же развить интеллект у детей? Неоспоримый факт, что умственные способности ребенка во многом зависят не от фактора наследственности, а от пытливости ума. Получение информации происходит, прежде всего, при общении с взрослыми. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

Играть вместе с детьми необходимо, используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения.

Интеллектуальное развитие тесно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того, чтобы слово стало употребляться, как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в слова.

Экспериментировать с детьмиЗнания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к окружающим объектам, условиям жизни людей, растительному и животному миру. От использования простых ситуаций, можно перейти к более сложным, совместно со взрослыми дети могут участвовать в проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовлетворения от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Познавательная, исследовательская и творческая активность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего познавательного развития и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...