Практика «Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Для формирования у детей познавательного развития необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес. Коллекционирование как вид деятельности известен давно. Значение и возможность его поняла лишь, когда изучила требования ФГОС ДО. Уверена, если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность и тогда бессистемное собирательство перерастает в коллекционирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
«Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ»
Воспитатель:
Шутикова Елена Абузаровна
г. Канск
Для воспитанников с ОВЗ характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень познавательной активности. Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности….».
Для формирования у детей познавательного развития необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес. Коллекционирование как вид деятельности известен давно. Значение и возможность его поняла лишь, когда изучила требования ФГОС ДО. Уверена, если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность и тогда бессистемное собирательство перерастает в коллекционирование.
Цель: развитие познавательной активности детей с ОВЗ, через использование практики коллекционирования.
Задачи:
- расширять кругозор, развивать познавательную активность детей с ОВЗ;
- развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
- вызывать и поддерживать интерес к созданию собственной коллекции;
- развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал, любознательность у дошкольников;
- приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом;
Ожидаемые результаты:
•Повышение уровня познавательной активности;
•Проявление у детей, инициативности, самостоятельности, творческих способностей в различных видах детской деятельности;
•Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.
Коллекционирование является одним из эффективных средств развития познавательной активности детей с ОВЗ, в чем на практике убедились я сама. Почему именно коллекционирование стало объектом моей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
Моя группа состоит из воспитанников разного возраста, все имеют снижение интеллекта до легкой умственной отсталости, часть детей имеют статус «ребенок-инвалид». Есть дети малообщительные, застенчивые, с отклонениями в поведении, двигательно-активные, тревожные. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Работу по коллекционированию выстроила следующим образом:
Размещаю всю коллекцию, или ее часть, или даже один экспонат в РППС. Стараюсь для этого выделить такое место, чтобы коллекция была доступна. Немаловажное значение уделяю эстетическому виду. Детям позволяю рассматривать, брать в руки, исследовать, обыгрывать ту или иную ситуацию с использованием предметов коллекции. Формирую бережное отношение, умение ценить труд других людей.
Использую в образовательной деятельности фонд краеведческого музея. Организую, экскурсии в ДОО сотрудников музея, такие как «Музей в чемодане» по различным темам. Организую экскурсию выходного дня в музей совместно с детьми, родителями и педагогами ДОО.
Организую тематические коллекции. Например: коллекция ракушек, так как ракушки являются необычным природным материалом. Мы их сравниваем по размеру и рисунку, считаем количество, делим и классифицируем их по определенным признакам, составляем композиции, наслаждаясь красотой.
При создании коллекции пуговиц очень хорошо проявили себя бабушки моих воспитанников. Дети сами отобрали яркие, интересные и необычные пуговицы для коллекции, остальные пуговицы (как и ракушки) пополнили центр художественного творчества. Также классифицировали их по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и т. д. В группе «живут» коллекции: открыток, фантиков, камней, ткани, значков, бумаги, ластиков, круп, киндер-игрушек и др.
Уделяю большое внимание работе с семьёй. С целью удовлетворения образовательных запросов родителей организую семинары, выставки, совместные презентации семейных коллекций, посещения городского музея, пополнение тематических коллекций, сбор коллекций и др. Достижения детей представляю в виде выставки детского и совместного творчества. Вовлечение родителей в совместную деятельность по коллекционированию имеет огромное значение.
Яркий прием индивидуального коллекционирования - это Данил, который на протяжении 4 лет собирал с мамой коллекцию динозавров. Он «жил» своей коллекцией, он делился своими знаниями с друзьями. Ребята всегда с удовольствием слушали его, задавали вопросы. Так же очень богатая коллекция украшений у Насти. Сергей, у которого были трудности в общении со сверстниками. Его богатейшая коллекция «Игрушечных машинок» помогла изменить ситуацию.
Данные мониторинга свидетельствуют о росте уровня познавательного развития воспитанников: 2017-2018 г.− 17.5%, 2018-2019 г.− 8%.
Образовательная деятельность по коллекционированию может осуществляться в режимные моменты, в ходе непосредственно - образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей. Коллекционирование это доступный, интересный вид деятельности для дошкольников, способ объединить семью и детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.
Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...
Игра-путешествие, как форма развития познавательной активности детей.
Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия....
Консультация «Игра – путешествие как форма развития познавательной активности детей».
Игры-путешествия предоставляют детям возможность «проживать» интересный для них материал. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое...
Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника
Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...
БУКЛЕТ "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Собирать можно всё, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку....
Музейное занятие как одна из современных форм развития познавательной активности дошкольников.
В статье отражается современная форма работы с дошкольниками- музейное занятие...