мастер-класс "Использование приемов Триз в связной речи"
учебно-методический материал (старшая группа)
Опубликовано 11.12.2019 - 17:46 - Сулимова Наталья Михайловна
Использование приёмов ТРИЗ
в развитии связной речи детей дошкольного возраста
• Основными целями ТРИЗ-образования
для дошкольников являются:
• формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
• развитие творческих способностей;
• формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
• Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром;
• Формирование системного мышления;
• Придание занятиям комплексного характера;
• Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
• Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа:
1.Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам;
2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия;
3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса,
имеют свои особенности.
Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
1.Сообщение необходимых знаний;
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
– демонстрация деятельности в целом и
по элементам;
– организация отработки умений в упрощенных условиях;
– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом;
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
– обязательный анализ своей деятельности.
При решении триз-задач используются следующие приемы:
графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;
– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;
– приемы типового фантазирования
– умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Этапы работы
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Можно применить следующие игры:
• Игра “Угадай, что я загадала”
• Игра “да-нет”
• Игра “Наоборот” или “перевертыши”
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
«Помоги Золушке».
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»
Пример: «Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления»
• Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного» Педагог должен всегда побуждать ребенка находить противоречия.
• Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задач;
Особый этап работы педагога – триз – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
• Метод “Каталог”
• Коллаж из сказок
• Знакомые герои в новых обстоятельствах
• Спасательные ситуации в сказках
• Сказки, по-новому
• Сказки от “живых” капель и клякс
• Моделирование сказок.
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа:
“Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”, “ Сочиняй загадки”
• Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения:
• “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”, “Логический поезд”.
• Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
• повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
• формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
• развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
• положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
• активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
• снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Л.С.Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_triz_sulimovoy_n.m.pdf | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы по развитию связной речи детей при подготовке к школе.
Игры для подготовки к школе....
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО: ОО "Познавательое развитие": "Преодоление стереотипности мышления дошкольников - ТРИЗ"...
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
Мастер класс Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Провела воспитатель :Николаева Л.БЗадачи: распространение педагогического опыта.Цели:...
Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...
Игровые приемы для формирования связной речи, в работе учителя-логопеда
Загадки, описательные рассказы, мнемотехника, синквейн...