Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11».
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей.
Подготовила: Воспитатель Истомина Ю.А
Г.Троицк
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей.
ТРИЗ-это теория решения изобретательских задач.Это наука изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методология решения проблем.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель ТРИЗ- не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
ТРИЗ технологию называют РТВ(развитие творческого воображения). ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» В настоящий момент программа ТРИЗ для дошкольников носит актуальный характер.Так как все занятия и игры,предполагают самостоятельный выбор ребенком темы,материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов,явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий-ключ к творческому мышлению.Регулярное столкновение с творческеими, исследовательскими задачами, в том числе с таким, на которые пока никто не знает ответа.Так же необходимы формирующемуся умы,как витамины-растущему организму.С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать,решать задачи творческого характера.
Хотелось бы остановиться на использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольника. Всем нам известно,что в понятие «речь» мы включаем такие компоненты как звукопроизношение, грамматический строй речи, (слообразование,словоизменение, развитие и т.д), связную речь.
Используя в работе элемнты ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:
1.Принцип свободы выбора словаря -в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
2.Принцип открытости-нужно предоставить ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения) В условии творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
3.Принцип деятельности-в любое творческое задание нужно велючать практическую деятельность.
4.Принцип обратной связи-воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций,так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
5.Принцип идеальности-творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого задани, что позволяет максимально использовать возможности,знания и интересы детей.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.Обучая ребенка педагог должен идти от его природы.(Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е учет возрастного и индивидуальных подходов.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать детям готовые знания,раскрывать перед ними истину,он должен учить ее находить.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
1.Занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути.Ребенка подводят к проблеме многофункционального исползования объекта.Например: мяч-как можно использовать предмет?
2. Это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте,явлении,когда что то в нем хорошо, а что топлохо, что то вредно, что то мешает,а что то нужно. Например «Хорошо-плохо»
3.Разрешение противоречий.Например: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие изменением агрегатного состояния вещества-воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет,так как лед-это не вода. Решение задачи- перенести в решете воду в виде льда.
4.Изобретательство-основная задача научить детей искать и находить свое решение.Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего то новог. Например придумать новый стул,на котором вам хотелось бы сидеть.
5.ТРИЗ-решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности-игровую деятельность,речевую,рисование и т.д
6.На последнем этапе,опираясь на полученные знания,интуицию,используя оригинальные решения проблем,малыш учится находить выход из любой сложной ситуации.Здесь воспитательно наблюдает.
Таким образом ТРИЗ не просто развивает фантазию,а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ погомает не только в развитии фантазии,мышлении,но и в развитии речи дошкольника…
Игры.
«Объяснялки»
Перед ребенком изображение яблони и ложки.Его задачи составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке.Врослый начинает цепочку, ребенок продолжает.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
-В саду стояла яблонька, на которой…..
-Висели вкусные и спелые яблочки.
-Яблочки были спелые и поэтому сами….
-Сами падали на землю.
-Так как яблочки падали, бабушка…
-Бабушка их собирала.
-Собрав яблоки,чтобы они не испортились, бабушка…
-Варила вкусное варенье.
-Варенье было вкусное,поэтому…
-Внуки ели его прямо ложками.
Можно предложить зарисовать получившуюся цепочку.
«Волшебные очки»
Цель: Формировать умение подбирать слова на звук, упражнять в соглосовании с прилагательным.
Ребенку предлагается надеть очки разного цвета, назвать предметы на заданный звук с использованием данного цвета.
Например: «с» и зеленые очки-зеленые санки,зеленое солнце,зеленая собака. Далее можно обсудить с ребенком получившиеся варианты-зеленая собака-когда это может быть? Игрушка или собака испачкалась зеленой краской и т.д
«Как это раньше делалось?»
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход игры:
Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.
Спрашивает детей,зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например –Настольная лампа. Для чего она придумана? (что бы человеку было светло когда он пишет и т.д)
-Как освещалось помещение раньше, когда человек не изобрел еще лампу? (свечей,лучинкой)
-Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы)
-Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде,лошади).
«Хорошо-плохо»
Перед ребенком предметные картинки:роза, мороженое, велосипед, компьютер. Воспитатель поочередно показывает картинку, рассмотрев их, ребенок высказывает свое мнение по каждому объекту, что в нем хорошего, а что в нем плохого. Например: _В розе хорошо, то что она красивая и приятно пахнет.
-Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
-А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
-Мороженное вкусное, и это очень хорошо.
-Оно охлаждает в жаркий день
-Плохо- может заболеть горло.
-Если съесть большой кусочек и он попадет на зуб, то может заболеть зуб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей
Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО: ОО "Познавательое развитие": "Преодоление стереотипности мышления дошкольников - ТРИЗ"...
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Мастер -Класс " Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
Мастер класс Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»Провела воспитатель :Николаева Л.БЗадачи: распространение педагогического опыта.Цели:...
Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи детей"
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэто...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....