Активное слушание
материал
Активное слушание
Круглый стол
Цель: Познакомить родителей с техникой активного слушания, научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях, научить навыкам активного слушания.
В жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями, которые происходят с нашими детьми. Часто эти ситуации негативного для нас характера. Например, ребенок не хочет ходить в школу, он с кем-то подрался, не хочет надевать определенную вещь. Что мы обычно говорим своим детям? Ответы родителей. Вывод: мы говорим детям, что это надо делать или отмахиваемся. А чего ждут дети в это время? Ответы родителей. Вывод: ребенок ждет понимания, сочувствия, а не родительских угроз, лекций, нотаций. Причины трудностей детей часто спрятаны в сфере его чувств. В некоторых ситуациях ребенка просто нужно выслушать. Такой способ называется активным слушанием. Как вы думаете, что такое активно слушать? Ответы родителей. Вывод: Активно слушать ребенка – значит «возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства». Пример такого слушания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_office_word_2.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Активное слушание
Круглый стол
Цель: Познакомить родителей с техникой активного слушания, научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях, научить навыкам активного слушания.
В жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями, которые происходят с нашими детьми. Часто эти ситуации негативного для нас характера. Например, ребенок не хочет ходить в школу, он с кем-то подрался, не хочет надевать определенную вещь. Что мы обычно говорим своим детям? Ответы родителей. Вывод: мы говорим детям, что это надо делать или отмахиваемся. А чего ждут дети в это время? Ответы родителей. Вывод: ребенок ждет понимания, сочувствия, а не родительских угроз, лекций, нотаций. Причины трудностей детей часто спрятаны в сфере его чувств. В некоторых ситуациях ребенка просто нужно выслушать. Такой способ называется активным слушанием. Как вы думаете, что такое активно слушать? Ответы родителей. Вывод: Активно слушать ребенка – значит «возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства». Пример такого слушания.
Сын: Больше я не пойду в детский сад!
Мама: Ты больше не хочешь ходить в детский сад?
Сын: Он забрал у меня игрушку!
Отец: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Дочь: Не буду носить эту шапку!
Мама: Тебе она очень не нравится.
Дальше предлагается разыграть сценку, где родитель применяет технику активного слушания.
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь: У-у-у!
Мама: Миша тебя обидел… (пауза)
Дочь: (продолжает плакать) Он меня уронил!
Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…
Дочь: (перестает плакать, но все еще обиженным голосом) Нет, он меня не поймал.
Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала … (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
Дочь: (уже спокойно) Да, Я к тебе хочу (забирается к маме на колени).
Мама: (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…
Дочь: Нет, он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.
Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.
- Мы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем описать алгоритм. Что вы будете делать вначале? Ответы родителей. Вывод: правильное положение – это положение на уровне глаз ребенка (ни в коем случае не стоя спиной к ребенку). Вывод фиксируется на доске. Как беседовала мама с ребенком? Ответы родителей. Вывод: мама озвучила чувства ребенка, обозначила эти чувства, т.е. повторила то, что случилось с ребенком. Это второй пункт алгоритма. Мы заметили то, что в разговоре мама использовала много пауз. Эти паузы помогли ребенку разобраться в своих переживаниях. Вывод: паузы в разговоре помогают взаимодействию сторон. Следующий важный момент – обозначение чувств ребенка (четвертый пункт алгоритма). И последний пункт: активное слушание – это чувства в утвердительной форме. Затем повторяются все пункты алгоритма еще раз. А теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике. Раздаются карточки с ситуациями, и предлагается продумать ответ ребенку по принципу активного слушания. Обсуждение по плану: ситуация – чувства – ответ.
- «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, а из него все посыпалось». (Примерный ответ: «Ты очень расстроилась, было обидно»)
- Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!» («Тебе больно, ты рассердилась на доктора»)
- Старший сын маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». («Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала»)
- «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись». («Было очень неловко, обидно»)
- Ребенок роняет чашечку, та разбивается: «Ой! Моя чашечка!» («Ты испугалась, и чашечку очень жалко»)
- Влетает в дверь: «Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» («Здорово, я вижу ты очень рад»)
- «Ну, надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма». («Очень досадно»)
- После обсуждения предлагается разобрать реальные ситуации общения с ребенком.
Вывод: Мы только что попробовали использовать технику активного слушания. Убедились, что это не совсем просто. Увидели, что хочется задать вопросы, прокомментировать ситуацию, может быть иногда с негативным оттенком. На начальном этапе это нормально, с опытом активно слушать получается все проще и проще.
Что нам может дать техника активного слушания? Ответы родителей. На доске фиксируется краткое резюме сказанного:
- Исчезает, ослабевает отрицательное переживание ребенка.
- Ребенок начинает больше рассказывать о себе.
- Ребенок сам учится решать свои проблемы.
- Ребенок сам начинает активно слушать родителей.
- Родители становятся более чувствительными.
Но есть и некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Не всегда нужно активно слушать, например, если ребенок спрашивает, сколько времени, не нужно повторять его чувства.
- Не обязательно слушать развернутыми фразами, может быть пассивное слушание.
- Если некогда слушать, лучше не начинать.
Многим может показаться, что эта техника является неестественной, но можно привести пример. Начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко неестественных с нашей точки зрения. Например, разучивают позиции с развернутыми стопами, при этом они должны ходить, приседать, следить за руками, все это нужно, чтобы они потом могли легко танцевать, не думая уже ни о какой технике. Так и с навыками общения. Они вначале трудны и необычны, но, когда вы ими овладеваете, техника исчезает и переходит в искусство общения.
- Рефлексия по плану: что узнали нового, что чувствовали, чему научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг с родителями "Активное слушание"
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Эмоциональное развитие – основа готовности к школе.Техника активного слушания,...
Активное слушание как средство оптимизации общения родителей и детей
Краткое объяснение принципа уникальной техники "активного слушания", предложенной Ю.Б. Гиппенрейтер...
Рекомендации для родителей по выбору книг и формированию интереса к активному слушанию литературных произведений у детей раннего возраста.
Сегодня, в эру компьютерных технологий, чтение стало, мягко говоря, не популярным занятием. Но оно, безусловно, является очень полезным навыком. Чтение позволяет детям расширить свой кругозор и получи...
активное слушание
Презентация для воспитателей, родителей по методике "Активного слушания"...
Активное слушание для родителей
Лекция для родителей...
Развитие навыков активного слушания у детей в целях профилактики конфликтов.
В данной статье говорится о детских конфликтах. О причинах возникновения и способах разрешения конфликтов....
Буклет "Способы активного слушания"
Буклет "Способы активного слушания"...