Проведение самоанализа педагогами своих профессиональных знаний и умений по теме: «Организация детской двигательной деятельности на прогулке».
методическая разработка

Буклинова Лариса Серафимовна

К проведению самоанализа педагогами своих профессиональных знаний и умений по теме:  «Организация детской двигательной деятельности на прогулке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение самоанализа педагогами

своих профессиональных знаний и умений по теме

 «Организация детской двигательной деятельности на прогулке».

Цель организации самоанализа: изучить  рациональность организации детской двигательной деятельности   в ходе прогулок.

Задачи:

  • Выявить теоретическую готовность педагогов к руководству активным отдыхом детей на прогулке.
  • Определить правильность выбора методов и приемов работы с детьми, их эффективность.
  • Оценить факторы и условия безопасного использования физкультурно-игрового оборудования.

Объект: прогулка  как элемент образовательного процесса в ДОУ.

Предмет: регулирование двигательной деятельности детей на прогулке.

Методы: наблюдение,  собеседование и др.

Сроки проведения:  

Ответственные за проведение: Заведующий ДОУ. Зам.зав. по УВР. Руководитель физического воспитания. Старшая медсестра. Воспитатели.

Обсуждение результатов: на заседании педагогического совета.  

Содержание исследования

Кто проводит

Примечание

1

Безопасное использование детского игрового оборудования.

Зав.ДОУ

2

Внешний вид детей на прогулке (замерзшие – вспотевшие, разгоряченные): реагирует ли на их состояние воспитатель.

Ст.медсестра

3

Наблюдение и анализ организации двигательной деятельности детей   с использованием физкультурного оборудования.

Руководитель физического воспитания

4

Характер руководства активным отдыхом детей (участие – невмешательство, организация подвижных игр).

Зам. УВР

5

Вопросник к самоанализу для педагогов: Проведите с детьми беседу об их любимых двигательных играх  и занятиях на прогулке и проанализируйте свое руководство активным отдыхом детей.

1) Какие виды двигательных игрушек следует пополнить?  

2) Какие правила безопасного использования игрового оборудования на участке вы установили для детей?

3) Использование физкультурного оборудования на участке для сюжетной игры (какие сюжеты вы предлагаете, какие придумали дети)?

4) Использование игрового оборудования на вашем участке для формирования основных движений (какие виды движений вы предлагаете детям выполнить)?

5) Каковы цели вашего руководства  активным отдыхом детей на прогулке  и какие приемы вы  для этого используете?

6) Какие виды двигательной активности кроме подвижных игр вы организуете на прогулке?

Воспитатели

Ответы к вопроснику для самоанализа:

1) Мячи, кегли, обручи, игрушки-двигатели…

2) Смотреть соответствие инструкции по Охране труда.

3-4) Эффективно использовать физкультурное и игровое оборудование на участке  – значит обеспечивать его применение в течение всей прогулки для интеграции и двигательной и игровой деятельности, чтобы дети упражнялись в разных видах движений и проявляли творчество как игровое, так и двигательное.

Один из приемов – новизна: размещение на оборудование дополнительных деталей (навесных, приставных), объединение оборудования в комплексы (полоса препятствий) с помощью физкультурных игрушек (скакалки, обручи…). Для участка рекомендуются , например, разные полотна из плотной яркой ткани с завязками и окошками, аппликацией… 

5) Цели: регулирование двигательной активности – обеспечение биологической достаточности движений, вызывание интереса и потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями – мотивация к движениям особенно малоподвижных детей, формирование умения играть в коллективе.

  • Вопрос, загадка, совет, предложение физкультурных игрушек при затруднениях в выборе пособия для движений.
  • Наблюдение и оказание помощи на игровом оборудовании.
  • Обережение пространства (места) для движений  ребенка.
  • Улыбка, поощрение для снятия напряжения и скованности.
  • Объединение (без навязывания) детей разной подвижности в совместной парной игре с одним предметом на двоих (мяч, скакалка, обруч…).
  • Показ вариантов действий с физкультурной игрушкой.
  • Показ малоподвижным детям новой игрушки.
  • Предложение малоподвижным детям активных движений и перемещений в пространстве, детям с большой подвижностью – движений, требующих точности, осторожности (лазание всех видов, прокатывание мяча, ходьба, бег с препятствиями).
  • Использовать сюжет для внесения смысла в бесцельную беготню подвижного ребенка (Ты кажется едешь на машине? Но почему без руля? Нужен руль. Вот этот подойдет?)
  • Включение в совместную игру с ребенком. Чтобы показать новые движения.
  • Обыгрывание новых пособий и игрушек с показ разных вариантов действий с ними (доска – ходить. Бегать, прыгать, прокатывать машинку. Мяч; скакалка – крутить вдвоем, делатьиз нее дорожку, круг и выполнять в них разные движения, в т.ч.с куклой; мяч – вращать на месте, отбивать, прокатывать, подкидывать. Бросать, играть вдвоем).
  • Строить с детьми «полосы препятствий» и учить преодолевать их по-разному.
  • Вводить движения в сюжетно-ролевые игры.

6) Разные варианты выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, лазанье, перелезание, подлезание, пролезание, ходьба на равновесие). Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Построения и перестроения. Подвижные игры. Эстафеты. Полоса (преодоление) препятствий. Спортивные развлечения (спортивные упражнения – лыжи, санки, самокаты…; спортивные игры).

К анализу полученных результатов:

        Обеспечение двигательной активности - это обеспечение биологической достаточности движений, потому что движение - жизненно необходимая потребность дошкольника. Низкая ДА рассматривается как фактор риска для здоровья и развития ребенка.

        Весь период до школы у детей преобладает кинестатическое восприятие, проще говоря, для нормального умственного развития необходимо движение, поэтому и существует рекомендация организовывать деятельность с повышенной умственной нагрузкой на основе движения, передвижений, а статичное стояние и сидение только при необходимости (например, при работе в графических тетрадях).

        40% необходимого суточного объема движений дает ребенку активный отдых на прогулках - дети должны двигаться не менее 70% длительности прогулки.

        По результатам многих исследований активный отдых на воздухе увеличивает умственную работоспособность. Эффект от такого же отдыха в помещении значительно ниже.

        Ошибочно мнение о том, что дети лучше отдохнут, если не вмешиваться в их игры, что детям нужно дать «свободу». При «невмешательстве» определенную двигательную активность могут проявлять некоторые мальчики (играют в футбол, снежки…). Остальные дети, в основном все девочки, либо ходят по участку, либо стоят группами и разговаривают, играют в свои малоподвижные игры.

        Руководство взрослого и направлено прежде всего на обеспечение двигательной активности, что означает ее регулирование в зависимости от подвижности ребенка.

        ДА можно измерить с помощью приборов: шагомером по объему шагов в день, часами по длительности двигательной деятельности, а можно чисто по наблюдениям за детьми.

        У детей средней подвижности поведение плавное, спокойное, их подвижность равномерна в течение всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хорошей постановке работы они самостоятельно активны. Движения у них обычно достаточно развиты. Их ДА  саморегулируется,  не требует специального внимания взрослых.

        Дети большой подвижности всегда заметны, хотя составляют примерно четвертую часть от всех детей. Они находят возможность двигаться в любых условиях, неусидчивы. Из всех видов движений выбирают чаще всего бег и прыжки, часто наблюдается бесцельная беготня, движения быстры и резки. Чрезмерная подвижность - сильный раздражитель для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением: часто попадают в конфликтные ситуации, проявляют несдержанность, крикливость и даже агрессивность.

Высокая ДА быстро утомляет их, они не могут самостоятельно переключиться на спокойную деятельность. Их ДА необходимо регулировать.

        Наиболее уязвимы в плане здоровья малоподвижные дети. Их характеризует общая вялость, они быстрее других устают. В самостоятельных играх чаще сидят с игрушкой, стараются уйти в сторону. чтобы никому не мешать, не любят подвижные игры. Особенно тревожно то, что они привыкают к малоподвижному образу жизни. Их ДА необходимо регулировать, побуждать их к активному движению.

        Изучение понимания воспитателями целей  руководства активным отдыхом детей на прогулке показывает, что многие педагоги затрудняются в выделении таких конкретных специфических целей  заменяя их общеразвивающими: развивать личностные качества, свободное общение, приобщать к ЗОЖ и др.

Общеразвивающие цели относятся ко всей образовательной работе в целом, в том числе и к активному отдыху на прогулке. Но необходимо четко выделить приоритетные специфические цели организации двигательной деятельности на воздухе:

1) регулировать ДА, уделяя особое внимание детям с пониженной и повышенной подвижностью;

2) воспитывать интерес и потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, побуждать к проявлению двигательного и игрового творчества.

        Используемые приемы:

По цели регулирования ДА:

  • Предложение малоподвижным детям активных движений и перемещений в пространстве.
  • Показ малоподвижным детям новой игрушки.
  • Предложение детям с большой подвижностью – движений, требующих точности, осторожности (лазание всех видов, прокатывание мяча, ходьба, бег с препятствиями).
  • Использовать сюжет для внесения смысла в бесцельную беготню подвижного ребенка (Ты кажется едешь на машине? Но почему без руля? Нужен руль. Вот этот подойдет?
  • Объединение без навязывания детей разной подвижности в совместной парной игре с одним предметом на двоих (мяч, скакалка, обруч…).

По цели воспитания интереса и желания заниматься физкультурой:

  • Наблюдение и оказание помощи на игровом оборудовании.
  • Обережение пространства (места) для движений  ребенка.
  • Улыбка, поощрение для снятия напряжения и скованности.
  • Вводить движения в сюжетно-ролевые игры.
  • Вопрос, загадка, совет, предложение физкультурных игрушек при затруднениях в выборе пособия для движений.
  • Показ вариантов действий с физкультурной игрушкой.
  • Обыгрывание новых пособий и игрушек с показом разных вариантов действий с ними (доска – ходить, бегать, прыгать, прокатывать машинку. скакалка – крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг и выполнять в них разные движения, в т.ч.с куклой; мяч – вращать на месте, отбивать, прокатывать, подкидывать, бросать, играть вдвоем).
  • Включение в совместную игру с ребенком, чтобы показать новые движения.
  • Строить с детьми «полосы препятствий» и учить преодолевать их по-разному.

          

        Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной. Формы организации двигательной деятельности детей на прогулке  те же, что в помещении:

  1. Разные варианты выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, лазанье, перелезание, подлезание, пролезание, ходьба на равновесие).
  2.  Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
  3.  Построения и перестроения.
  4. Подвижные игры/назвали все.
  5. Дидактические игры и дидактические упражнения с движениями.
  6. Эстафеты.
  7. Полоса (преодоление) препятствий. Физкультурная тропа .
  8. Спортивные развлечения (спортивные упражнения – лыжи, санки, самокаты…; спортивные игры).

        

При организации двигательной деятельности мы используем физкультурные игрушки и спортивное и физкультурно-игровое оборудование. Анализ наличия игрового материала для зимних прогулок показал необходимость их пополнения. В целом в набор физкультурных игрушек вошли:

Игрушки-двигатели (машинки, каталки, коляски, санки для кукол).

Вожжи.

Мячи, скакалки, кегли, обручи.

Спортивные игры: хоккей, футбол, бадминтон, городки, серсо, бильбоке.

Рационально использовать оборудование в аспекте ДА - значит на каждом из видов оборудования обучать всем возможным основным движениям + развивать у детей умение выполнять на этом оборудовании все знакомые движения.

        Эффективно его использовать – значит  обеспечивать его применение в течение всей прогулки для интеграции и двигательной и игровой деятельности, чтобы дети упражнялись в разных видах движений и проявляли творчество как игровое, так и двигательное. К оборудованию для младшего возраста это прямое требование - оно должно быть именно физкультурно-игровое с возможностью для детей свободно переходить от чисто двигательной деятельности к игровой и наоборот.

        Эффективность тесно связана с рациональностью: рационально, чтобы те движения, которым обучит на оборудовании воспитатель, дети потом повторяли самостоятельно. Поэтому варианты эффективности необходимо очень хорошо продумывать на риск травматизма, чтобы вместо профилактики травм не научить самим детей тому, что травмоопасно.

Вопрос повышения эффективности касается прежде всего ко спортивного оборудования (использовать его и для игры) и физкультурно-игрового (ввести в него возможность новых движений). Не следует распространять проблему повышения эффективности на оборудование с четким функциональным назначением и придумывать какие-то движения для него. Например, для песочниц – они изначально не для движений, у них четкое назначение – для игр с песком и ни для чего более, равно как скамейки на участке – для сидения.

Поэтому следует признать неудачными следующие  варианты повышения эффективности:

  • Песочница как нора для мышек в игре «Мыши и кот»;
  • Ходьба по бортикам песочницы для упражнений в равновесии;
  • Ползание по скамейке с подтягиванием на руках;
  • Бег между оборудованием;
  • Подтягивание на лесенке и прыжки с нижней ступеньки;
  • Использование домика в игре «Лохматый пес» - дети убегают в домик: задача педагога – предвидеть риски, а это давка и толчея;
  • Раскачивание качалки для тренировки мышц рук;
  • Бросание мяча через скамейку;
  • Бросание мяча в песочницу;

Если взглянуть на все эти варианты в аспекте рисков безопасности при самостоятельном повторении детьми этих движений, мы увидим, что все эти варианты нежелательны: либо они сомнительны, либо прямо запрещены.

Таким образом следует сделать вывод об использовании оборудования по прямому назначению. Варианты повышения эффективности как педагогическое творчество должны сочетаться с подходом «Не навреди», очень хорошо должен продумываться  риск травматизма, чтобы не было эффекта  с точностью до наоборот.

Можно порекомендовать к использованию 2 проверенных приема повышения эффективности использования оборудования:

  1. новизна за счет использования небольших дополнительных деталей: тенты, кубики для перешагивания («лежачий полицейский»)…
  2. предложение к имеющемуся образу аналогичных: поезд использовать и для игры в метро, трамвай; кораблик для сюжетов путешествие по морю, поездка по Неве и т.д.

        Самое главное, на чем базируется и рациональность и эффективность - это  охрана жизни и здоровья детей   при использовании.

        Это и есть центральный вопрос сегодняшнего педсовета - инструкция по охране труда  на прогулке.

        Проблема профилактики травматизма актуальна постоянно. Мелкие травмы (мелкие ушибы, ссадины) происходят, но при правильном грамотном поведении педагогов (деликатное объяснение родителям причин травмы с признанием своего недостаточного контроля, неравнодушное отношение – мягкое выяснение последствий) родители реагируют на них спокойно.

Однако для себя мы должны отметить, что есть травмы, которые нельзя было предвидеть (ребенок спотыкается на ровном месте, и никто не бегал и не толкал его) и объяснение для таких травм – «Это дети», а есть  травмы, которые происходят явно по непродуманности и недостаточному контролю со стороны педагога.

В приказе об ответственности сотрудников за охрану жизни и здоровья воспитанников выделена задача усиления работы по профилактике травматизма.

В профилактике мы можем выделить 2 основные составляющие:

1) предвидеть риски;

2) обучать детей правилам безопасности (прежде всего примером своего поведения) и следить за соблюдением этих правил.

Новое оборудование на территории ГДОУ должно быть предметом постоянного неусыпного контроля. Следует отметить, что ряд предложенных со стороны воспитателей  правил свидетельствует о низком уровне  воспитательной работы с детьми (не вставать на скамейку ногами, не прыгать со скамейки, не залезать на столик и не вставать на него ногами). Однако, если такие  правила и актуальны для воспитанников  группы, необходимо их озвучивать детям, пока проблема воспитания поведения не будет решена – нельзя  чем не учесть все возможные риски для безопасности детей.  Поведенческими являются и  правила бережного отношения к оборудованию – это чисто воспитательная задача, но при нерешенности и она может стать угрозой  для  безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация детской продуктивной деятельности на прогулке"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация детской продуктивной деятельности на прогулке».

Консультация для воспитателей  на тему: «Организация детской продуктивной  деятельности на прогулке»....

Педагогический совет не тему «Организация детской экспериментальной деятельности в условиях современного детского сада»

Цель: расшерение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

Доклад на тему: «Организация детской исследовательской деятельности»

Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.Изучим методическое пособие А, И. Ивановой" Органи...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Методическая разработка в форме консультации для педагогов по созданию условий  для проявления  познавательной активности дошкольников  в летний период....