Опыт работы по технологии Музейная педагогика.
методическая разработка (старшая группа)
Мини – музей города Полевского в старшей группе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по технологии Музейная педагогика.
Мини – музей города Полевского в старшей группе ДОУ.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, воспитанию патриотических чувств.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини - музеев.
Задумавшись о том, как поддержать интерес к прошлому, истории родного края, я пришла к выводу - на помощь может прийти музейная педагогика.
Особенности музейной педагогики:
- она помогает решать практически все задачи дошкольного образования;
- играет большую роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к историческому, культурному, и природному наследию;
- способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию детей;
-обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьёй и социумом.
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей!
- Сказала мне сестра.
Эти слова из стихотворения Сергея Михалкова многие из нас помнят с детства.
А многие ли из нас, отложив в выходной все насущные дела в сторону, идут в музей?
Для начала давайте разберёмся, что же такое МУЗЕЙ. МУЗЕЙ – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.
Но что такое «Мини - музей»? Это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; повышается образованность, воспитанность; где идет приобщение к вечным ценностям.
«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки; он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; мини-музей может быть как результатом, или частью какого-либо проекта, так и самостоятельным проектом.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей
Создание мини-музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
- Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как родительские гостиные, консультации, индивидуальная работа.
- Выбор помещения, учёт количество посетителей и экспонатов музея.
- Сбор экспонатов. Оформление мини-музея.
4.Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей и родителей с экспонатами.
5.Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
6.Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Часто ли наши дети бывают в музее? Мною был проведен опрос – анкетирование среди родителей, которое выявило, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения исторического музея города Полевского, куда родители ходили с детьми по нашей просьбе
Мы приняли решение о создании мини-музея города Полевского, посвящённого 300 юбилею.
Была проделана большая предварительная работа с родителями. Родительское собрание, консультации.
В создании музея принимали активное участие семьи воспитанников: кто-то делился экспонатами, уже у них имеющимися, кто-то приобретал что-то новое (книги, минералы, камни, старые снимки, фото знаменитых жителей, делал поделки и др.).
Перед собой я поставила цель: узнать об истории возникновения нашего города, завода и как можно это использовать в работе с детьми. Разработала проект « Мой город Полевской».
Мы узнали с детьми, что город строился вокруг Северского завода, вместе с детьми посетили Северскую Домну, узнали, почему на реке Полевой решили строить завод, какие залежи полезных ископаемых находили возле реки.
Вместе с детьми мы делали макет Северской Домны.
В ЦРДЮ им Н.Е.Бобровой посетили музей археологии Полевского края, который организован юными археологами. Узнали о музее пограничных войск и посетили его.
Узнали о музее пограничных войск и посетили его. Дети поняли, что сами могут создать свой мини – музей и рассказывать всем о его экспонатах. Увидели работу экскурсовода. Заинтересовались этой профессией, узнавали о ней, много читали.
Стали подбирать экспонаты.
Родители и дети принимали активное участие в оформлении музея, готовили вместе с детьми сообщения о интересных людях, названиях улиц, делали поделки.
Изучали фото старого города, завода, применили технологию река времени для полного представления о течении времени. Цикл занятий был посвящён легендам города Полевского. Самые интересные легенды обыгрывали с детьми, делали зарисовки и рассказывали родителям.
Создавая экспозиции мини – музея, дети знакомились с понятиями: район и город в целом, достопримечательности, исторические места и памятники. Вместе с детьми мы узнавали в честь кого они воздвигнуты и почему названы именно так. Знакомились с гербом нашего города. Подробно изучили рисунок нашего герба. Сделали вместе с детьми герб города.
Изучали минералы и камни, полезные ископаемые, для чего их добывают и что из них делают. Знакомились с почётными и интересными жителями нашего города: металлургами, писателями, долгожителями. Дети с родителями готовили фото-сообщения о родственниках, которые работали и работают на предприятиях города, на СТЗ, спортсменами, писателями, поэтами, художниками.
Изучили жизнь и творчество П.П.Бажова. Прочитали много сказов, делали поделки, участвовали в интеллектуальной игре «Всезнайка», посвящённой Бажовским местам в городе, Участвовали в конкурсе книга своими руками «Сказы Бажова глазами детей».
Экспозиции музея менялись, была создана экспозиция к юбилею П.П.Бажова, юбилею СТЗ, 75летию Свердловской области. Дети сами проводили в групповом мини – музее экскурсии для младших групп, родителей, гостей.
На ГМО «Социально – коммуникативное развитие» показали итоговое занятие «Открытие музея города Полевского», где дети сами выступали в роли экскурсоводов, журналистов. Рассказывали о том, что знают о истории нашего города, о легендах, знаменитых людях, живших в нём.
Участие в создании мини - музея, погружение в деятельность позволило детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникала потребности в этом.
А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего родного города, своей малой родины.
Музейная педагогика в детском саду даёт ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
В процессе создания и работы в мини – музее у детей:
-Развивается познавательный интерес, выявляются творческих способностей детей.
-Формируется интеллектуальное и нравственное развитие, ценностное отношение к прошлому, истории, традициям, своего родного края, чувство гордости за достижения жителей своего города.
-Формируется талерантность, чувство уважения к другим народам
-Расширяется представление о содержании музейной культуры; развитие начальных навыков восприятия музейного языка; появляется интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик на социальные события.
Мы продолжаем работу по формированию патриотических чувств, любви к Родине, её историческому наследию.
К 75летию Великой Победы создаём мини – музей «Мы помним о великих тех годах». С помощью родителей собираем экспонаты, готовим экспозиции, подбираем литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика
Конспект непосредственной образовательной по ознакомлению с окружающим для детей 5-6 летс использованием...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-264984-1424272922.jpg)
Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/09/picture-465667-1436425809.jpg)
Технология музейной педагогики
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-436011-1571758020.jpg)
Статья "«Систематизация опыта работы в ДОУ по парциальной культурно-образовательной программе «Кругозор». Диссеминация в ДОУ методов, техник и технологий музейной педагогики. Разработка и апробация части программы, формируемой участниками образовательных
В данной статье систематизируется опыт работы педагога по дополнительным общеразвивающим программам "Наш Кругозор" и "Сказка-календарь"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-727331-1450459567.jpg)
«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».
В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1444858-1671475371.jpg)
статья о формах проектной деятельности в ДОУ: "Применение технологии "музейная педагогика" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Статья о формах проектной деятельности в ДОУ...