Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в разновозрастной группе 2019-2020 учебный год
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.perspektivnyy_plan_nr-patr.docx | 78.89 КБ |
2.nasha_rodina_-_rossiya._zashchitniki_otechestva.docx | 757.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5» в с.Столыпино Никольского района Пензенской области
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ :
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
• Формировать элементарные знаний о правах человека.
• Расширять представлений о городах России.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
•Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
•Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Мой родной край (Сентябрь)
Моя малая Родина (Октябрь)
Детский сад (Ноябрь)
Моя семья (Декабрь)
Мой дом (Январь)
Наша Армия (Февраль)
Моя мама (Март)
Космос (Апрель)
Родная страна (Май)
Месяц | Задачи | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь Октябрь | Мой родной край Моя малая Родина Дать знания детям о родном селе, области: история, символика, достопримечательности. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село Столыпино(область) Познакомить с культурой и традициями села, (области). Пробудить в детях чувство любви к своему селу, уважение к его традициям и обычаям Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного села | Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д. Экскурсии по селу Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего села Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Моя Родина –Столыпино», «Возникновение села Столыпино. Его история», «Столыпинцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», Посещение краеведческого музея. Встреча в музее – родители, дети. | Оформление дидактических игр по краеведению: | Сюжетно-ролевые игры. Рисование: «Мои впечатления о природе родного края» |
Ноябрь | Детский сад Цель: формирование у детей полного представления о детском садике, его работниках, назначении, развитие патриотических чувств. Задачи: Активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь. Развивать творческое воображение и фантазию, познавательные способности детей. Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционально насыщенного общения. Воспитывать чувство гордости за свой детский сад. | Беседы («Наш детский сад», «Кто работает в детском саду», «Наша группа», «Наши игрушки» и др.), | Составление творческих рассказов, разгадывание загадок по теме «Наш любимый детский сад»; Чтение художественной литературы (В.Зайцев «Я одеться сам могу», О.Кригер «На прогулку», О.Высотская «Детский сад», Н.Найденова «Наши полотенца», «Правила поведения в детском саду для воспитанных детей» и др.) | рисование, аппликация, лепка на тему «Наш любимый детский сад» |
Декабрь | Моя семья Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Задачи: Обогатить представления о семье: дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях. Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции. Учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них. | Беседа). «Полное и неполное имя» (игра). Этюд «Назови ласково». НОД «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей». НОД «Моя семья», «Традиции семьи». Беседа: «Мама, папа на работе». Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». | Игры и проблемные ситуации для обсуждения.) Оказание помощи: «Бабушка болеет», «Учись жить дружно», «Готовимся к празднику». Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т. д. Обсуждение ситуации из жизни семьи. | Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Рисование «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
Январь | Мой дом Закрепление представлений о семье, доме, домашней мебели, посуде. Формирование представлений о правах ребёнка. Формирование представле-ний детей: о себе как человеке (имя, возраст), о собственной принадлежности к членам своей семьи; о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге; о своей (и других детей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женины нежные, заботливые и др.); Формирование, уточнение и обогащение нравственных представлений на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, литературы и др. Развитие интереса к деятельности взрослых; умение вступать в коммуникацию со взрослыми и детьми. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей. Систематизация правил вежливого поведения. | НОД: Детский сад наш общий дом; Я люблю свой дом и тех кто в нём; Мебель в моём доме; Мой адрес; Профессии моих родителей. «Мои права» - беседа о правах ребёнка; | Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», В. Сухомлинский «У бабушки руки дрожат», Рус. нар. сказка «У страха глаза велики» Пальчиковая игра «Строим дом» | Рисование «Дом моей мечты» Дидактические игры: Как раздеваться в прихожей; Помощники человека в доме; Один дома Мой адрес |
Февраль | Наша Армия -воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости; - расширить представления детей о Российской Армии; - развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект; -проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье. | НОД: «Рода войск», «Наша Армия» «Наша родина – Россия. Защитники Отечества» Беседы о Российской Армии (о погонах, знаках отличия, званиях, родах войск). | Спортивные подвижные игры, проводимые при участии пап. Спортивные подвижные игры, проводимые при участии пап.
| Рисование «Мой папа-Защитник Отечества», Лепка «Военная техника» Дидактическая игра: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?», «Секретное донесение», Сюжетно-ролевая игра «Моряки». |
Март | Моя мама Уточнить и расширить знания о профессии мамы, её делах дома. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме, желание всегда ей помогать, беречь её. Развивать умение общаться со взрослыми членами семьи. активно вступать в познавательное общение, развивать связную речь. | НОД - «Самый дорогой на свете человек», заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» НОД «Художественное творчество. Аппликация» - «Нарядное платье для мамы» Проблемные ситуации: «Мама пришла с работы уставшая», «У мамы вечером много дел по хозяйству», «Мама заболела». Беседы: «Моя мама», «Как мы помогаем маме», «Мама, папа, я дружная семья», «Любовь к маме», «Нет милее дружка, чем родная матушка». | Рассматривание папок: «Моя семья», «Эмоции», «Профессии наших мам». Чтение художественной литературы Сказки: ненецкая народная сказка «Кукушка», нанайская народная сказка «Айога», русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», Г. -Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Волшебница». Подвижные игры: «Что мы видели не скажем, а что делали покажем», «Повар», «Иголка, нитка и узелок», «Сделай фигуру», «Платок», «Бусинки», «Садовник». Рассматривание иллюстраций с изображением труда мам дома и на работе. | Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Мама на работе» (продавец, парикмахер, врач,), «Поможем маме приготовить праздничный обед». Дидактические игры: «Маленькие помощники», «Подарки для мамы», «Я люблю своих родных», «Что мы делаем, когда…», «Что маме нужно на кухне». Сюжетно – ролевая игра «Полечим маму» |
Апрель | Космос - формирование элементарных знаний о космосе; - рассказать детям о замечательных людях, прославивших свою страну; - рассказать детям о профессии «космонавт»; - развитие любознательности и расширение кругозора; - уточнять представления о планетах, звездах; - воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа, которых связанна с освоением космоса;
| Беседы с детьми: - «первый космонавт»; - «планеты солнечной системы»; - «наша вселенная»; - «кто такие космонавты»; - «герои космоса»; - беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе? » НОД «Первый полет в космос» Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос». Беседа «Кого принимают в космонавты?» Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние» Аппликация «Звездное небо», «Ракета». | Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”. Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние; эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь» отгадывание загадок, сочинение рассказов на тему «Космические истории» | Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» |
Май | Родная страна -ознакомить детей с праздником «День народного единства»; - рассказать о современной государственной символике России; - дать знание о том, что такое столица, что такое герб, - познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России, стремление беречь и приумножать их; - воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину. | НОД «Моя Родина», «День народного единства» Чтение художественной литературы: П. Воронько «Лучше нет родного края», А. Прокофьев «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живём», Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия». Аппликация: «Национальный костюм». Беседа с чтением художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. | Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Перелёт птиц», «Совушка», «Охотник и зайцы». Игр.упр: «Цапля», «Перелезь через бревно», «Подбрось и поймай». Возложение цветов к мемориалу. | Дидактические игры ««Да-нет», «Кому что нужно», Путешествие по родному селу», «Лего», «Что лишнее», «Лото» |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад №5»
в с. Столыпино Никольского района Пензенской области
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие
Тема: «Наша родина – Россия. Защитники Отечества»
2 разновозрастная группа.
Подготовила:
воспитатель
Ларина Валентина Викторовна
с.Столыпино, 2019г.
Тема: «Наша родина – Россия. Защитники Отечества»
Цель:
Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия».
Задачи:
- Дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить со снаряжением русских богатырей.
- Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Формировать у детей представление о Руси .
Предварительная работа.
Беседы о Родине.
Заучивание пословиц о Родине.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск, фотографии показывающие будни армии.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Иллюстрации с изображением русских пейзажей. Иллюстрации с изображением различных родов войск. Предметы армейского обмундирования: каска, пилотка, бескозырка.
Одежда богатыря: шлем, плащ, нагрудник, щит и меч.
Виды детской деятельности в НОД:
Коммуникативная (Беседы Рассматривание фотографии и репродукции русских пейзажей. Чтение стихотворения о Родине. Чтение пословиц и поговорок, сложенных русским народом о Родине. Беседа с рассматриванием иллюстраций, изображающих различные рода войск- танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев и т.д.)
Чтение(восприятие) стихотворение о Родине.
Двигательная деятельность (физ. минутка)
Познавательно - исследовательская (Рассматривание фотографии и репродукции русских пейзажей. Рассматривание иллюстраций, изображающих различные рода войск- танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев и т.д.
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
- У детей вызвано желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, постепенно формируется чувство гордости за свою армию и страну.
Критерии оценки деятельности детей на НОД
Активность
Самостоятельность
Взаимодействие со сверстниками и взрослым
Сопереживание
Эмоциональность
Самооценка
Интеграция образовательных областей
Области | Виды детской деятельности | Решаемые задачи |
Художественно-эстетическое развитие | коммуникативная | Формировать умение оценивать поступки людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания. Формирование первичных представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить со снаряжением русских богатырей. |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы Восприятие | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, |
Физическое развитие | двигательная | Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. |
Речевое развитие | Беседы, ответы на вопросы | Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
План НОД
1.Вводная часть: 2мин. Создание мотива для деятельности детей (Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: - Что такое Родина?) Определение цели, выводы.
2. Основная часть 20 мин. Беседа -Что такое Родина? Рассматривание фотографии и репродукции русских пейзажей. Чтение стихотворения о Родине. Чтение пословиц и поговорок, сложенных русским народом о Родине. Беседа с рассматриванием иллюстраций, изображающих различные рода войск- танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев и т.д. Рассказ о доспехах богатырей с рассматриванием иллюстраций 3.Заключительная часть: 3 мин. Беседа о красоте Родины. Подведение итогов НОД. Длительность НОД 25мин. |
Ход образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть | Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором: Россия, Русь. | Социально-коммуникативное развитие |
2. Основная часть. | Ответов на этот вопрос может быть много: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. Послушайте стихотворение о Родине. За ясные зори, умытые росами, Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них: Нет земли краше, чем Родина наша! Все они учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. —Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отчества. А кто такие защитники Отечества? {Предположения детей.)
Какая одежда была у солдат? — Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас. Как мальчики могут тренироваться? (Заниматься зарядкой и физкультурой) Физминутка. Раз, два - стоит ракета. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
3.Заключительная часть | Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в наше время и в давние времена. Раньше защитников Отечества называли богатырями. Они носили совсем другую военную одежду – доспехи. На голове шлем – железный, у меня он не настоящий, но какой же формы, одет в кольчугу – рубашка из железных колец, в руках щит, на поясе меч, на плечах развивается плащ. Вот эти доспехи русских воинов можно потом рассмотреть на этих иллюстрациях. Вы, дети, еще очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала еще краше. Например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное — любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учиться в школе. Наша страна очень большая и красивая. У каждой страны, и у России тоже, есть свой флаг. Я вам подарю ленточки с цветами Российского флага, на следующе занятии мы поговорим о нём. | Социально-коммуникативное развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в группе старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в группе старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
В данном разделе представлен примерный план работы по направлению НПВАктуальность проблемы: перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят за...
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
Автор: Протасова Т.С. воспитательМБДОУ детский сад № 5 "Радуга", г. Жердевка Тамбовская областьМатериал полезен дя вспитателей средней группе по патриотизму....
Перспективно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей в средней группе 2019 – 2020 учебный год;
Перспективно-тематическое планирование организованной деятельности...
Перспективный план работы с родителями в дошкольной разновозрастной группе 2019 – 2020 учебный год
Перспективный план работы с родителями в дошкольной разновозрастной группе2019 – 2020 учебный год...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 2019-2020
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 2019-2020...