НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Давлетшина Азалия Халиловна

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaazaliya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ББК:

Давлетшина Азалия Халиловна

магистрант кафедры педагогики и психологии СФ БашГУ, г. Стерлитамак

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Средний дошкольный возраст представляет собой этап, который характеризуется активным формированием нравственных взаимоотношений и качеств, моральных норм и правил поведения. Процесс нравственного воспитания занимает важнейшее место в последующем совершенствовании личности дошкольника, потому что влияет на ход физического, умственного, эстетического и трудового развития.

Действия и поступки, которые соответствуют моральным нормам социума, являются значимым критерием нравственного воспитания. Человеческие ценности, моральные нормы, сформированные людьми в ходе исторического процесса развития социума, относятся к базе нравственного воспитания. Они включают в себя наличие таких личностных качеств, как трудолюбие, гуманизм, долг, уважение, порядочность, справедливость, честность. Развитие социума предопределило появление новых принципов и ценностных ориентаций, привычек модели поведения и моральных норм. К ним относятся требовательность к себе, гражданский долг, патриотизм, интерес к событиям, протекающим в социуме, уважение к государственной символике, закону, представителям власти [1, с. 112].

Процесс нравственного воспитания человека осуществляется в ходе всей его жизни, но база формируется еще в детском возрасте. Первооснова нравственного воспитания создается в семье под воздействием опыта жизни, норм этики, сформированных в семье и соответствующего труда. В связи с этим воспитание детей среднего дошкольного возраста требует к себе первостепенного внимания в плане развития нравственных качеств и чувств. Важное значение имеет эмоциональная открытость детей, которая возникает к 5 годам. В этом возрастном периоде осуществляется совершенствование чувств любви к близким и родным. По этой причине появляется необходимость воспитания у дошкольников навыков семейной взаимопомощи, труда, умений общения в быту. Дети принимают авторитет взрослых и беспрекословно подчиняются их требованиям. В связи с этим формируется уважение к старшим  и послушание как признак модели поведения. Для развития у детей среднего дошкольного возраста отношения гуманности к своим сверстникам воспитатель обязан реализовывать цели превращения и совершенствования положительных взаимоотношений. Одновременно с этим необходимо развитие у детей взаимопонимания, уважения других точек зрения, готовности оказать взаимовыручку и т.п. Для совершенствования чувств любви к родному краю, природе, к стране воспитатель должен сформировать условия, вызывающие у ребенка данные переживания и чувства. К примеру, воспитатель может организовывать экскурсии, этические беседы, демонстрировать разные произведения искусства, осуществлять мероприятия, связанные с природой истории страны [2, с. 78].

Нравственно воспитание детей среднего дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) – оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей.

2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы – воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали.

3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) – способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса.

4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) – влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития [3, с. 54].

Итак, нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста – одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы среды его жизнеобитания. Для того, чтобы уберечь формирующуюся личность от последствий ее негативного влияния, следует заложить в ней основы гуманистической морали, культуры поведения и уважительного отношения к окружающим людям. Необходимо воспитать из него человека с устойчивыми нравственными принципами и правильными жизненными взглядами. Формировать мировоззрение подрастающего ребенка важно на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться и потому можно уже с малых лет задать верный вектор его социальной и личностной направленности.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2012. – 248 с.

2. Логинова В.И. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 2014. – 375 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Владос, 2016. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 387 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...