Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
проект (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Проект
«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Мы применяли словесные, наглядные и игровые методические приёмы. К словесным относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал развития словарной деятельности.
В нашей группе мы провели диагностику детей (3-4 года, для этого детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой.
По результатам диагностики детей разделили на две группы: с высоким уровнем развития словаря и со средним и низким уровнем.
В нашей работе мы использовали дидактические игры по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные А. К. Бондаренко и О. С. Ушаковой. По темам был отобран ряд дидактических игр, направленных на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста: "игрушки" – "Найди игрушку", "Чего не стало? ", "Чудесный мешочек"; "одежда" – "Кукла Катя проснулась", "Кукла идет на прогулку"; "Когда это бывает? "; "посуда" – "Кукла Катя обедает", "Подбери посуду для куклы", "Сложи картинку"; "Кто это? Что это? "
Игры по теме "Игрушки":
1. "Чудесный мешочек".
Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек; используются имена существительные (пирамидка, машинка, кукла, мяч, глаголы (играть, едет, сидит, стоит, побрасывать, ловить, прилагательные (красивая, нарядная, треугольная, разноцветная) .
2. "Найди игрушку".
Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; закреплять умения использовать имена существительные, глаголы, прилагательные.
3."Чего не стало? ".
Дидактическая задача: продолжать учить детей называть знакомые игрушки; упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.
Игры по теме: "Одежда":
1. "Кукла Катя проснулась".
Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама. Упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.
2. "Кукла Катя идет на прогулку".
Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии одежды для прогулки. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку: осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, толстая, гладкая, блестящая, шерстяная и т. д.
3. "Найди пару".
Дидактическая задача: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в родительном падеже (белая кофта, желтый сарафан и т. д.)
Дидактическая задача была решена в полном объеме, дети используют в своей речи прилагательные правильно, соотносят их с существительными.
Игры по теме "Посуда":
1. "Кукла Катя обедает".
Дидактическая задача: закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать речь детей глаголами (приготовить, поставить, сварить, налить) ; воспитывать культуру поведения во время еды.
Дидактическая задача была решена, дети используют в своей речи глаголы, соотнося их с существительными.
2. "Подбери посуду для куклы".
Дидактическая задача: закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды) .
Дидактическая задача была выполнена, дети закрепили знания о предметах посуды, использовали в своей речи слова-предметы, слова-действия, тем самым обогащая и активизируя свой словарь.
3. "Узнай посуду по описанию".
Дидактическая задача: учить детей узнавать предметы посуды по описанию; закреплять в речи детей названия предметов посуды (активизировать словарь) .
Дидактическая задача решена частично, практически все дети выполнили ее после дополнительной помощи: по наводящим вопросам и показу.
Контрольное обследование проводилось с использованием того же метода индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря с применением заданий, взятых из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О. С. Ушаковой. Беседа проходила в доверительных условиях, отдельно с каждым ребенком.
Видно, что словарь детей значительно увеличился и обогатился. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия). Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря необходимо широко использовать дидактические игры.
Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально установленный контакт матери и отца с малышом развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.
Слово– это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.
Исходя из вышесказанного, я могу сделать заключение, что выбранная мною тема для написания данной работы очень актуальна и имеет практическую значимость.
Я выделила основные задачи работы:
1. Использовать обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Внедрить дидактические игры по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Совершенствовать диалогическую речь с использованием раздаточного дидактического материала.
1. Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста (теоретическая часть)
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Я выделила две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.
По моему мнению, именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.
Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Мною широко применялись словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
1. Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.
2. Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.
4. Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.
5. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими – "Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда? " и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – "Почему? Зачем? Чем похожи? " вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.
Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Таким образом, в словарной работе я использовала совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Я сделала вывод, что наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.
1.1 Роль дидактических игр в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым я отношу дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.
Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие, игровой результат.
Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в проводимой мной игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене) .
Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.) . Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи я использую дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, я помогаю определить и назвать его размер, цвет.
Для формирования словаря я использую дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами.
Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».
Овладение словарным составом родного языка, по мнению ряда исследователей таких, как Ю. С. Ляховская, Е. М. Струнина, Н. П. Савельева, В. ИЯшина и др. - это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова.
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.
По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками.
Значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.
Для реализации словарной задачи в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.
В ходе проведения диагностического обследования речевого развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.
Поэтому мы определили направление нашей работы с детьми «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» и поставили цель: расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отработать артикуляцию, расширить активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.
Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали возрастные особенности детей: игровые зоны расположили в доступном месте, оформили тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобрали яркие игрушки, которые побуждали малышей к общению.
На первом этапе работы по речевому развитию использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи.
В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей нам помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др. В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас. К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать) .
В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось? » каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке, об обновке.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения.
Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что? », «Какой? », «Где? », применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.
Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.
Для формирования словаря также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.
Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.
В младшем дошкольном возрасте дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.
На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже? », «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.
В процессе дидактических игр мы внимательно следили за их ходом, за поведением детей, выявляли особенности ребят, что позволяло планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
Кроме того, расширению игрового опыта способствовало использование нескольких вариантов игры, различных видов дидактических игр, их последовательное усложнение.
Музыкально-дидактические игры: «Какой инструмент играет? », «Чей домик? », «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.
Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику .
Дидактические игры помогли нам обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Аналитический отчет по самообразованию
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».
Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.
Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр»
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему р...
«Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры».
В статье представлен практический материал по использованию дидактических игр для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста....
ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....
Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми...
«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».
Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...
« Развития речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Если целеноправленно развивать культуру речи детей посредством дидактических игр, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста....