Критерии здоровья
классный час (средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова Мария Ивановна

Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: I — абсолютно здоровые, II — рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III — имеющие какое-либо хроническое заболевание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_zdorovya.docx47.98 КБ

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

      Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: I — абсолютно здоровые, II — рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III — имеющие какое-либо хроническое заболевание.

      Практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.

      Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.

      Как родителям разобраться в своем ребенке, если врач не сказал им об этом, а если сказал, то что это означает, по каким критериям отнесли его к той или иной группе здоровья? Для этого мы предлагаем педагогам и родителям познакомиться с критериями здоровья.

      I критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез).

      Для более полной оценки I критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный анамнез. Благодаря семейному анамнезу можно определить направленность риска, т. е. выяснить, грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

      Знание о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка, о том, не было ли у малыша перинатальной энцефалопатии 2, для того чтобы помочь ему справиться со всеми трудностями внеутробной жизни и хорошо подготовиться к переходу в школу.

      В том случае, если у малыша были перинатальная энцефалопатия или другие серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что эти дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягчающим фактором для центральной нервной системы, а также чаще подвергаются ЛОР-заболеваниям.

      Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение, ухудшением его здоровья.

      По своим умственным способностям дети с перинатальной энцефалопатией не отличаются от сверстников. Но, к сожалению, они нуждаются в индивидуальном подходе, связанном с темпом и методами обучения.

      Работы по обследованию детей с задержками психического развития показали, что они имели патологию внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни. Отсутствие своевременной и квалифицированной помощи со стороны родителей и педагогов детского сада привело к задержкам в психическом развитии детей, а ученики с задержками психического развития (ЗПР), как правило, попадают в число стойко неуспевающих в школе.

      Важное значение для здоровья ребенка имеет социальный анамнез. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи позволяет педагогам и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления.

      Ученые считают, что недалек тот день, когда родители каждого ребенка в нашей стране будут иметь на руках медицинский паспорт, в котором прежде всего будет представлен биологический и социальный анамнез.

      К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи часто сталкиваются со сведениями такого характера: «сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения и в раннем развитии, а социальные условия его жизни тоже не соответствуют принятым нормам. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

      Но если мы, взрослые, не будем учитывать данные анамнеза, то детский сад может стать еще одним дополнением к набору неблагополучных факторов. Это связано с тем, что «рискующим» детям недопустимо проводить мероприятия, рекомендованные детям I группы здоровья, т. е. в соответствии только с требованиями возраста, — это может привести к противоположному результату.

      Предлагаем для рассмотрения факторы, на которые в анамнезе следует обратить внимание. По мнению врачей, именно они способствуют развитию у ребенка синдрома дефицита внимания и гипермоторности (повышенной двигательной активности).

 

      Кроме того, и на девочек, и на мальчиков одинаково отрицательно влияют факторы, которые связаны с профессиональной деятельностью их родителей до зачатия ребенка: пыль фиброгенного действия и производственный шум, вредные химические вещества (у матери) и производственная вибрация (у отца).

      Таким образом, родителям и педагогам важно знать, что любые отклонения в раннем развитии ребенка — это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действие факторов риска?

      Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т. е. к I группе здоровья. Такие дети относятся ко II А группе, т. е. к группе «рискующих», и мы, взрослые, несем большую ответственность за то, чтобы риск никак не проявился, так как слишком активные интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

      II критерий здоровья — физическое развитие (здесь и далее — ФР) и степень его гармоничности.

      Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Бóльшая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту).

      Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост». Тогда, как правило, он низкий и у родителей (или у кого-либо из родственников), но в остальном ребенок здоров, об этом нам «скажут» другие критерии здоровья.

      Знание о ФР ребенка нужны всем: родителям — для того чтобы ориентироваться в том, как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям — для того чтобы правильно подбирать мебель для занятий, а воспитателям по физкультуре — чтобы правильно подбирать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.

      В течение второго года жизни (и тем более третьего) отмечается дальнейшее замедление скорости роста ребенка. В среднем на втором году жизни его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а длина — на 12 см; на третьем году жизни масса тела увеличивается на 2 кг, а длина — на 8—6 см. Уже с девятого месяца ребенок начинает «худеть» и вытягиваться, для второго и третьего года жизни характерны небольшой лордоз (прогибание позвоночника вперед в поясничном отделе) и слегка выступающий живот.

      Медики пользуются специальными таблицами. Зарубежные педиатры предлагают простые и полезные формулы для определения нормальных показателей длины и массы тела в возрасте от 1 года до 6 лет:

      масса тела (кг) = возраст (годы) × 2 + 8;

      длина тела (см) = возраст (годы) × 6 + 77.

      В течение второго года жизни общее число зубов достигает 16—20. Порядок прорезывания зубов может варьироваться.

      В возрасте 18—24 месяцев ребенок обычно вступает в возраст «резвости». Он может быстро оказаться в опасности и нуждается в постоянном контроле.

      Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. Дома дети опустошают корзины для бумаг, выдвигают ящики и полки и могут пытаться изучить все, что находится в пределах их досягаемости. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.

      На втором году жизни замедляется и скорость увеличения головного мозга. Окружность головы, увеличиваясь на первом году жизни на 12 см, на втором увеличивается лишь на 2 см.

      К концу первого года жизни мозг достигает приблизительно 2/3, а к концу второго — 4/5 от размеров мозга взрослого человека.

      На ФР влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинскими работниками в образовательном учреждении или в поликлинике (для этого есть специальные таблицы).

      Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативам, а фактической длине ребенка.

      Важным показателем здоровья и ФР ребенка является его осанка.

      Осанка — это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функциях. Правильная осанка создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая.

      Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона тела, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата.

      При правильной осанке голова немного приподнята, плечи развернуты и находятся на одном уровне, грудь вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны.

      Любые, даже самые начальные отклонения могут осложнить жизнь малыша при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему придется меньше двигаться, больше сидеть за столом (вынужденные статические позы приводят к мышечному напряжению и создают определенные трудности: вызывают головные боли, неусидчивость и многие другие нежелательные явления).

      Поэтому в дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам и родителям чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалисту.

      Кроме того, в семье и детском саду необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. При проведении занятий по физкультуре для девочек следует включать больше движений танцевального характера, упражнений на гибкость, ограничить поднятие и перенос тяжестей. Так, например, девочкам-дошкольницам нельзя разрешать носить маленьких детей (младших братьев и сестер). Чрезмерные нагрузки могут повлечь смещение органов малого таза, что в дальнейшем способствует развитию гинекологической и акушерской патологии.

      Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей этого возраста, является стопа.

      Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

      Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Избыточная масса тела также способствует плоскостопию.

      Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине, в статике и в движении).

      III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка.

      Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов (зрение, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти.

      Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы.

      Важными в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

      Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта. Следует помнить, что дети 5—7 лет особенно чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к проявлению неврозов.

      Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.

      Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующие: предъявляемые строгие дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения); неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня; приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

      Родители и педагоги могут судить о состоянии здоровья ребенка по следующим ориентировочным показателям его нервно-психического развития.

 

 

4 года

1. Мышление и речь        Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т. п.        Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика        Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь вперед). Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки        Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно

3. Внимание и память        Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно        Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты        Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры        Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье        Без отклонений        Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

5 лет

1. Мышление и речь        Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию        Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика        Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда        Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

3. Внимание и память        Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно        Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты        Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры        Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье        Без отклонений        Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

6 лет

1. Мышление и речь        Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы        При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика        Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с        Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с

3. Внимание и память        Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно        Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты        Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры        Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье        Без отклонений        Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

      Для предупреждения проявлений невротических состояний у ребенка родителям и педагогам нужно уже в детском саду прививать ему интерес ко всему, что происходит вокруг него, формировать любознательность, стремление к полноценной жизни, отвлекая его от тенденций замкнутости на внимании только к самому себе, на своих ощущениях, проблемах.

      Для того чтобы родители могли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения.

      В индивидуальной беседе с педагогом родители могут узнать многое о своем ребенке:

      • какие звуки родного языка ваш ребенок произносит неправильно;

      • как развит его речевой слух;

      • насколько разнообразен его словарный запас;

      • как у него обстоит дело с грамматическим составом речи;

      • умеет ли ребенок связно излагать свои мысли и вступать в диалогическое общение;

      • каков уровень развития мелкой моторики вашего ребенка.

      IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости.

      Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная.

      Если он болеет от четырех до шести раз, то его резистентность снижена и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении 4.

      Как определить резистентность?

      Необходимо подсчитать, сколько раз ребенок болел за год, предшествующий осмотру.

      Каждый раз, когда родители ведут ребенка после очередного заболевания в детский сад, им стоит вспомнить и подсчитать, какое это по счету заболевание за год (не календарный, а предшествующий этому дню). Например, в марте этого года по сравнению с мартом прошлого года это уже четвертое заболевание. Следовательно, ребенок готов перейти в ряды часто болеющих детей. Не ждите, когда состояние здоровья ухудшится, задумайтесь сегодня, обратитесь к врачу.

      То же относится и к воспитателю. Не ждите, когда вас проинформирует медицинский работник после очередного годового отчета, а, принимая ребенка в группу после болезни, поинтересуйтесь, сколько раз он болел за год, предшествующий сегодняшнему дню. Обратите на это внимание родителей и вместе займитесь индивидуальным оздоровлением ребенка по рекомендации врача.

      Если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно оценить по индексу частоты респираторных инфекций (индекс резистентности — З. С. Макарова):

 .

            При нормальной резистентности Ir не превышает 0,32.

      Часто болеющие дети (по данным З. С. Макаровой) — это особая группа детей, объединенная одним признаком: сниженная резистентность и предрасположенность к повторным инфекциям.

      Часто болеющих детей можно разделить на две группы.

      «Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4—5 раз (индекс 0,33—0,49), заболевания протекают легко, без осложнений, повышение заболеваний приходится на период адаптации к новым микросоциальным условиям (ясли, детский сад, школа). Переход в хронические заболевания отмечается редко. Такие дети не нуждаются в проведении специальных мероприятий, повышающих иммунитет. Оздоровительная работа в этих случаях заключается в облегчении адаптации к ДОУ и школе (подготовка в поликлинике и непосредственно в ДОУ).

      Для «истинно» часто болеющих детей характерны:

      значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников этих детей есть хронические бронхолегочные заболевания);

      высокая частота (6—7 раз и более в течение года, индекс резистентности — 0,5 и выше) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2—3 лет и более);

      наличие сопутствующих морфофункциональных отклонений со стороны различных органов и систем;

      тяжелая адаптация к дошкольному учреждению;

      быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе хронических очагов инфекции.

      Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.

      Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

      V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

      Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.

      Здесь мы приводим те показатели, которые доступны для определения и информативны в доврачебной ситуации.

      Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведение. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой».

      Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «мямлики» иногда неоправданно подвижны, крикливы и плаксивы. Специалисты пишут: «Есть дети с частой сменой настроения, плаксивые, раздражительные, неряшливые в одежде и еде, драчливые, склонные к агрессии, чрезвычайно подвижные». Это могут быть дети после длительных инфекционных заболеваний, дети, находящиеся в периоде адаптации, дети с перинатальной постгипоксической энцефалопатией в анамнезе.

      Об эмоциональном напряжении свидетельствует настроение ребенка (часто плачет, капризничает, у него мало положительных эмоций, гневлив); некоммуникабельность (трудно вступает в контакт, либо, наоборот, конфликтен); сниженная познавательная деятельность (неохотно занимается, не ищет нового), сниженная игровая и двигательная активность либо бесцельная двигательная активность; нарушенный аппетит и сон.

      А вот такие симптомы, как энурез (недержание мочи), энкопрез (непроизвольное отхождение кала), периодически появляющееся заикание, наличие таких привычек, как сосание пальца, языка, привычка грызть ногти, дергать себя за волосы, ерзать на стуле и др., свидетельствуют о том, что эмоциональное напряжение носит хронический характер и здесь без вмешательства специалиста не обойтись.

      Необходимость подчиняться усиливающемуся контролю и воздействию социальных и культурных факторов вызывает у ребенка второго года жизни беспокойство и раздражение, это обусловливает обычно вспышки гнева, закатывание при крике и др. С этим не всегда легко справиться. Самое главное — в любом случае необходимы консультации специалистов, чтобы отличить норму от патологии.

      Известный специалист по воспитанию детей раннего возраста Н. М. Аксарина так характеризует особенности функционального состояния детей раннего возраста: «Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устранить эти причины. Например, ребенок не выспался ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит, чтобы его уложили спать, и даже часто на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно».

      Утомленный ребенок, как показывают специальные исследования, может иногда прийти на некоторое время в повышенно возбужденное состояние и производить впечатление активного, бодрого, что дает взрослым повод оттягивать его укладывание на сон.

      Однако последующее состояние ребенка (раздражительность, отказ идти спать, медленное засыпание, двигательное беспокойство) свидетельствует о том, что кажущееся чрезмерно активное поведение было результатом переутомления нервной системы ребенка.

      О функциональном состоянии педагоги и медицинские работники судят 5:

      а) по результатам утреннего приема;

      б) по результатам анкетирования родителей и воспитателей.

      Показатели психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста

      1. Эмоциональный статус.

      1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

      1.2. Настроение (для второго — шестого годов жизни):

      а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

      б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);

      в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

      г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

      д) неустойчивое (может быть весел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

      е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).

      2. Вегетативный статус.

      2.1. Сон:

      а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

      б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;

      в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

      2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

      2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.

      2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.

      2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

      3. Психомоторная стабильность.

      3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.

      4. Особенности личности, индивидуальные особенности.

      4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

      4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.

      4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, морщит нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.

      Обычно целесообразно заполнять эту анкету одновременно родителям и воспитателям (но отдельно друг от друга), тогда совпадение тех или иных пунктов будет истинной характеристикой функционального состояния ребенка.

      VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста, и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

      У каких врачей-специалистов желательно проконсультироваться — см. в таблице ниже.

      Если по каким-либо причинам эти специалисты не посмотрели ребенка в детском саду, необходимо самим родителям позаботиться об этом.

      Объем и сроки проведения профилактических осмотров

      в раннем и дошкольном возрасте

РЕЖИМ

      Существуют стандартные рекомендации по режиму для детей раннего и дошкольного возраста.

      Помимо возрастных, могут быть еще оздоровительные (щадящие) режимы. Конечно, в условиях детского сада трудно организовать режим так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, но если в группе много детей, нуждающихся в каких-то особенностях режима, то, естественно, целесообразно взять за основу именно один из оздоровительных режимов, пользуясь рекомендациями Ю. Ф. Змановского:

      1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня. То есть если в группе преобладают «жаворонки», то организацию занятий необходимо делать с учетом пика их активности в первой половине дня, а если преобладают «совы», то некоторые занятия, возможно, будут более результативными во второй половине дня (учеными доказано, что такие занятия, как физкультурные и музыкальные, лучще проводить во второй половине дня).

      В этом плане интересен опыт зарубежных детских садов (например, в одном из детских садов Берлина), где было более свободное отношение к режиму: особенно ярко выраженных «сов» приводил в детский сад тот родитель, который уходил на работу последним, а забирал ребенка (любого) тот из родителей, который приходил с работы первым, для того чтобы малыш не переутомлялся.

      2. При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны:

      время приема пищи;

      укладывание на дневной и ночной сон;

      общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

      Остальные компоненты режима динамические, т. е. они не должны быть строго «вколочены» в одни рамки и необязательны раз и навсегда.

      3. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребенка трех моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

 

      Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребенка. При организации дневного сна целесообразно больше пользоваться поступлением свежего воздуха.

      Температура воздуха в спальне при этом может не превышать +5° С. Запомните: нет ничего хуже, чем сон ребенка в спертом воздухе.

      5. При организации оздоровительного режима желательно учитывать сезонные особенности. Поэтому в детском саду желательно иметь два, а лучше четыре сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

СОН

      От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки, второй — или после обеда, или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у разных детей может быть неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10—11 часов.

      Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в адаптации к детскому саду (яслям), сохраняют себе второй сон дольше 1,5 лет. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда созреют. Переход на один сон — процесс крайне индивидуальный.

      Ранний переход (до 1,5 лет) на один сон нежелателен, так как дети утомляются от длительного бодрствования, перевозбуждаются и не могут уснуть.

      Если при переводе на один сон ребенок не справляется с новым режимом, нужно временно перевести его на прежний режим.

      При назначении режима учитывают индивидуальные особенности, поведение ребенка, длительность бодрствования без признаков утомления, длительность засыпания.

      В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

      Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам, в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

 

 

      Примечание. Перевод ребенка на режим второй подгруппы осуществляется постепенно. Показателями для него являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании (1 год 6 месяцев), физическое развитие и состояние здоровья.

      С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования детей: оно становится более разнообразным. Следует помнить, что однообразные занятия, длительное ожидание ведут к снижению активности детей, к утомлению. Особенного внимания требуют эти вопросы при организации бодрствования детей в раннем возрасте.

      Назначение режима должно происходить на основании комплексной оценки состояния здоровья ребенка. Это позволит в полной мере учесть не только возраст (в том числе биологический) и здоровье, но и индивидуальные особенности ребенка (потребность в длительном бодрствовании, частота и длительность дневного сна и т. п.).

      Какие же признаки могут свидетельствовать о правильно назначенном режиме? К ним относятся:

      1. Ребенок активен и спокоен во время бодрствования.

      2. К концу бодрствования наступает утомление (но не возбуждение).

      3. Ребенок сохраняет аппетит.

      4. Спокойно и быстро засыпает.

      5. Крепко спит.

      6. Просыпается бодрым.

      Если в одной и той же группе находятся дети, нуждающиеся в разном режиме сна и бодрствования, то необходимо установить два или три режима, разделив детей на подгруппы. Воспитатель должен иметь пофамильный список этих детей. Для создания лучших условий дети из различных возрастных подгрупп должны быть максимально разобщены. В этом случае дети меньше устают от общения друг с другом, а взрослые могут уделять каждому ребенку максимум внимания.

      С 1,5 до 2 лет ребенок спит днем один раз — около двух часов. Сокращается и ночной сон, но общая продолжительность сна составляет не менее 14—13 часов.

      Безусловно, режим требует строгого соблюдения. Однако, если поведение ребенка свидетельствует о том, что он утомился, его следует уложить спать раньше, чем предусмотрено по режиму; если он продолжает крепко спать, будить малыша насильственно не следует. Если подобные отступления в режиме ребенка часты, это может свидетельствовать о несоответствии установленного режима индивидуальным особенностям ребенка. О необходимости перевода ребенка на другой режим могут свидетельствовать: возраст (целесообразно не только ориентироваться на паспортный возраст, а учитывать степень зрелости и состояние здоровья); трудности в засыпании (особенно последний дневной сон); сокращение сна; отсутствие утомления перед сном.

      При организации режима детей раннего возраста очень важно учитывать воспитательную роль режимных процессов.

      Режимные процессы — это кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур.

      Правильное проведение режимных процессов играет огромную роль в воспитании ребенка, требует четкого соблюдения всех требований, терпения со стороны взрослых, так как дети нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

      В раннем возрасте один из ведущих принципов — принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс; при организации кормления за стол усаживают первыми тех 2—3 детей, которые не умеют есть самостоятельно. Остальные в это время продолжают играть.

      Наиболее удачно на втором году жизни комплектование группы, когда половину группы составляют дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев («двухсонники»), а половину — от 1 года 6 месяцев до 2 лет («односонники»).

      В режимных процессах у ребенка воспитываются умения, связанные с подготовкой ко сну, выходом на прогулку и возвращением с нее, уходом за волосами, зубами, навыки опрятности.

ПИТАНИЕ

      Принципы питания детей практически одни и те же на протяжении раннего и дошкольного возраста.

      1. Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т. е. бактериями, населяющими пищевой тракт.

      У большого числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемые проявления раздраженного кишечника; при этом необходимая для правильного пищеварения флора замещена другими микроорганизмами.

      Поэтому очень важно правильно кормить ребенка, чтобы корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта.

      2. Приток питательных веществ в организме происходит за счет того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.

      3. Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка), они обязательно должны включаться в пищу. Растительные волокна нейтрализуют многие вредные вещества, поступающие в организм извне, и вводят в него пектины — очень ценные вещества для обмена веществ.

      Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

      1) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);

      2) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ; именно поэтому ученые не очень рекомендуют многие нетрадиционные диеты для детей, так как созревание ферментных систем еще не закончилось; необходима также здоровая сердечно-сосудистая система, так как она осуществляет «доставку» переработанных пищевых продуктов и кислорода;

      3) рациональный режим питания: это современная технология приготовления пищи (традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребенка) и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.

 

      Практически во всех учреждениях имеет место II вариант (или I), и если ребенок уже привык к определенному алгоритму (порядку) приема пищи, то следует его придерживаться и дома (в субботу и в воскресенье, а также организуя ужин).

      III вариант, по данным научных исследований, также физиологичен у детей, так как небольшие, равные части пищи хорошо перевариваются, эвакуируются из желудка и усваиваются в организме.

      Практически это достигается тем, что в обед ребенок получает либо более густой суп и третье блюдо (в отличие от традиционных I, II), или второе и третье блюдо (перед этим ребенка можно напоить водой).

      Данный режим питания созвучен современным тенденциям в зарубежных публикациях; чтобы избежать избыточной массы, есть часто и равномерно мало.

      IV вариант можно рекомендовать в летнюю жару, когда под влиянием высокой температуры окружающего воздуха у ребенка имеет место некоторое угнетение деятельности желудочно-кишечного тракта; тогда вместо обеда он может съесть то, что полагалось в полдник, а поспав и отдохнув, с удовольствием съест то, что предназначено для обеда (в детских учреждениях в таких случаях рекомендуется готовить обед и полдник в соответствующее время, тогда никаких претензий со стороны органов санэпиднадзора не будет).

      При организации питания детей в возрасте старше одного года необходимо ориентироваться на нормы потребления основных пищевых веществ и энергии, принятые для детей раннего и дошкольного возраста (см. табл.).

 

 

      Известно, что при большинстве соматических и наследственных заболеваний потребность ребенка в основных пищевых веществах и энергии практически не отличается от потребности здорового ребенка (К. С. Ладодо, Г. Ю. Сажинов, 2000).

      В пищевом рационе должны постоянно присутствовать молоко и молочные продукты. Важно, чтобы ребенок систематически получал разнообразную пищу с достаточным содержанием белка, минеральных солей, витаминов и других веществ.

      Как узнать, получает ли ребенок все необходимые пищевые вещества?

      Во всех детских садах питание организовано согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, поэтому всмотритесь внимательно в Примерный суточный набор продуктов, рекомендуемых ребенку дошкольного возраста, и вы убедитесь, что ребенок питается правильно.

      Еще лучше, если вы будете интересоваться ежедневно, что и сколько ел ребенок в детском саду и что рекомендуется на ужин (в детском саду соответственно желательно иметь примерные рекомендации ужинов).

      Такие продукты, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо, надо использовать каждый день; рыба, яйца, сыр, сметана, творог могут использоваться не каждый день, но в течение недели ребенок должен их получить 1—3 раза.

      Ребенок не должен в один день получать по два мучных или крупяных блюда. Отдельные блюда необходимо правильно сочетать даже в течение дня. Так, например, если в обед был суп, заправленный крупой, то на гарнир ко второму блюду следует предложить овощи.

      Еще раз подчеркиваем слово примерный, так как у каждого ребенка свой аппетит, свой обмен веществ, свои вкусовые пристрастия, свой индивидуальный темп развития. Поэтому первое и главное правило для всех — никогда не кормить ребенка насильно.

      Источник белка — молочные продукты, мясо, яйца.

      Необходимо помнить, что не менее 60% белка в пище должно быть животного происхождения.

      Не менее важны в пище жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а также вводят в организм жирорастворимые витамины.

      На работе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.

      При дефиците витамина В1 мышцы плохо сокращаются, у ребенка снижен тонус мышц (так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения.

      Нарушает белковый обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок

      Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту.

      Наиболее важные для работы мышц минеральные вещества — калий, магний, кальций и железо.

      Дефицит кальция и магния понижает сохранительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.

      Ниже приводятся примерные схемы правильного питания ребенка, а также некоторые симптомы алиментарно зависимых (зависимых от питания) состояний.

      Дети начиная с полутора лет, не страдающие различными отклонениями в развитии и поведении, могут получать всю пищу в обычной кулинарной обработке. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую, консервированную или сухую зелень (петрушка, укроп, сельдерей), зеленый лук, щавель, ревень и др. Из рациона целесообразно исключить лишь перец, острые приправы и пряности.

      При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать компоты, соки, фруктовые и овощные пюре.

      Количество жидкости, которое ребенок ежедневно получает, составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела с учетом жидкости, содержащейся в пище. В жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100—120 мл на 1 кг массы тела. Для питья детям следует давать воду комнатной температуры, кипяченую и несладкую.

      Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, необходимо строго соблюдать хорошо известные правила кулинарной обработки продуктов.

      Большое значение в правильном питании детей раннего и дошкольного возраста имеют объемы предлагаемых ребенку блюд. Они достаточно строго нормируются, и существенные отклонения от них в любую сторону чреваты легко предсказуемыми последствиями.

      В ДОУ должно составляться перспективное двухнедельное меню с учетом сезонного наличия свежих овощей и фруктов, зелени. При составлении меню следует добиваться соблюдения обеспечения ежедневной потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. При этом необходимо следить за правильным соотношением в рационе белков и жиров животного и растительного происхождения. Жиры растительного происхождения должны составлять около 25—30% общей потребности ребенка в жирах, животные белки — не менее 50—60%.

      Для обеспечения ребенка необходимым количеством воды в рационе питания пять блюд должны быть жидкими:

      молоко, кофе или чай с молоком — на завтрак;

      первое и третье блюдо — на обед;

      кефир, молоко или чай с молоком — на полдник;

      кефир, простокваша или компот — на ужин.

      Для более полного обеспечения рациона витаминами и микроэлементами в меню необходимо ежедневно включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты, давать соки и фруктовые пюре для детского питания (промышленного производства).

      Для правильной организации питания большое значение имеет обстановка, в которой дети принимаюет пищу. Процесс кормления должен проходить спокойно, в уютной, доброжелательной обстановке. Это способствует выработке у детей положительного отношения к процессу приема пищи.

      Для обеспечения правильного питания в течение дня необходимо соблюдать соответствие в питании детей в ДОУ и дома. Для этого в группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время и в выходные дни с учетом того, какие продукты получили дети в ДОУ. В выходные и праздничные дни, во время летних отпусков рекомендуется придерживаться режима питания, принятого в ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

АННОТАЦИЯ         Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...

Критерии психического здоровья

Описаны критерии психического здоровья, рекомендации в работе с дошкольниками для оптимизации образовательного пространства в ДОУ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков

Все, что Вы хотели узнать о группах здоровья детей и подростков....

Консультация для воспитателей "Физиологические критерии здоровья"

Вопросы, касающиеся оценки качкства жизни детей младшего дошкольного возраста и формировании привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей...