Консультация для родителей "Семья как критерий здоровья"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Семья как критерий здоровья
С приходом весны все чаще и ярче начинает светить солнце. Солнечный свет бодрит, дает ощущение здоровья и силы.
Это происходит потому, что через орган зрения свет воздействует на нервную систему, возбуждая ее, а она в свою очередь регулирует состояние и тонус других систем организма. Солнечный свет активизирует обменные процессы, регулирует биоритмы. Вызвать такую реакцию с помощью любого другого источника света намного сложнее, поскольку главный приемник световой энергии — глаз — сформировался в условиях естественного освещения поэтому для хорошего самочувствия всех членов семьи необходимо полноценное естественное освещение квартиры, облучение комнат прямыми лучами солнца— инсоляция. Ультрафиолетовые лучи, обладая большой биологической активностью и воздействуя через кожу, повышают устойчивость организма к болезнетворным ; микробам, химическим загрязнителям I воздуха и другим неблагоприятным воздействиям. Длительное пребывание в условиях дефицита естественного ультрафиолетового излучения может ослабить организм, снизить иммунитет, увеличить риск заболеваний. Особое значение ультрафиолетовая радиация солнца имеет для детей. Закаливание солнцем — эффективное средство оздоровления и стимулирования роста ребенка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом.
Вот несколько советов, которые помогут поставить солнечный свет на службу здоровья вашей семьи.
- Максимально используйте светонесущую площадь окон. Плотные шторы днем должны быть максимально раздвинуты. Допустимы лишь легкие прозрачные занавески.
- Места для игр и занятий детей располагайте ближе к окну, так как солнечный свет детям особенно необходим.
- Создайте условия для максимального отражения естественного света стен, мебели, пола. В комнатах, где естественного света мало, предпочтительны светлые обои, мебель, напольные покрытия. Следует учесть, что пол вблизи окон активно отражает падающий на него свет, поэтому не застилайте этот участок темным (поглощающим свет) ковром.
- В теплое время года распахивайте окна. Для защиты от прямых солнечных лучей, которые способствуют перегреву квартиры, используйте жалюзи, легко регулируемые шторы.
- До разумного предела сократите количество растении на подоконниках и в подвесных кашпо. Если расположить растения у стен, они получат достаточно света и не будут затенять комнату.
• Не желательно застеклять лоджии, это значительно затрудняет приток естественного света и свежего воздуха.
• Ближе к маю можно качать принимать солнечные ванны у окна, а лучше
— выйдя на улицу. Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более пяти минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на пять—десять минут и постепенно довести до одного—двух часов в день с обязательными десяти— двадцатиминутными перерывами в тени. Детям полезнее играть под рассеянным листвой деревьев солнцем.
• Помните, что солнце — сильнодействующий фактор, поэтому, принимая солнечные ванны, следует учитывать возрастные особенности и состояние здоровья членов семьи. При обострениях хронических заболеваний, атеросклерозе, различных новообразованиях закаливание солнцем противопоказано.
Наряду с солнцем, мощным закаливающим воздействием обладает воздух. Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Утром, днем или вечером, хорошо проветрив комнату (температура воздуха должна быть около 18 градусов), быстро разденьтесь на 2—3 минуты. Ежедневно увеличивайте продолжительность воздушной ванны на 1—1,5 минуты. Постепенно довести ее можно до 1,5—2 часов. Эти процедуры повышают устойчивость организма к длительным Холодовым воздействиям.
Такие ванны можно совмещать с выполнением домашних дел, играми, занятиями физическими упражнениями.
Спустя 10—15 дней воздушные ванны целесообразно начать сочетать с местным закаливанием — хождением босиком по полу в течение 3 минут, ежедневно увеличивая его продолжительность, до 1,5—2 часов. Детям и пожилым людям вначале лучше ходить по полу в тонких носках и лишь потом босиком. После процедуры рекомендуется вымыть ноги теплой водой (36—37 градусов), а затем вытереть их. Через 7—10 дней ноги можно не вытирать — пусть они обсыхают на воздухе. Оптимальная температура воздуха в помещении, где играют дети, +16...+20°С
Хорошо закаливает кратковременное пребывание в помещениях с контрастной температурой. При этом желательно выполнять менее интенсивные физические упражнения в течение 2—3 минут в более теплом помещении и циклические движения (бег, ходьба) в течение 1 —1,5 минут — в прохладном. Температура воздуха в теплом помещении может быть -21...+24 °С, в холодном + 13...-Ы6 °С. При этом на эмоциональный тонус будет положительно влиять сопутствующая упражнениям ритмичная музыка. Если есть возможность, в «прохладном» помещении следует установить физкультурный уголок, простейшие тренажеры. В соответствии с рекомендациями профессора Ю.Ф. Змановского, минимальная разница температур в помещениях должна быть 3 °. Спустя два месяца она постепенно может доходить до 15 ° у детей четырех лет и до 20 ° у детей 5—6 лет, далее оставаясь неизменной.
Эффективный способ закаливания воздухом — подвижные игры на прогулке, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках. Результативный способ закаливания органов дыхания — ночной сон в постоянно проветриваемом помещении или на свежем воздухе. После 20—30 воздушных ванн можно переходить к водным процедурам, которые улучшают терморегуляцию и обмен веществ, активизируют
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ножные ванны. Ребенок погружает ноги до голеностопных суставов в таз с водой, нагретой до 34—36°С, на 3—10 секунд. Температуру воды следует снижать на 1 градус каждые 3—4 дня, доведя ее до 20—24°С. Контрастные ножные ванны.
Ставят один таз с горячей водой (38°), другой — с водой на 3—4 градуса холоднее. Каждые последующие 3—4 дня во втором тазу температуру воды понижают на 1—2 градуса, постепенно доводя ее до 20°. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов в горячую воду на 2—3 секунды, затем — сразу же во второй таз на 5 секунд, потом вновь в первый и снова во второй (уже на 10 секунд). Так повторяют 4 раза, доводя время погружения в холодную воду до 20 секунд. Затем ступни хорошо вытирают и растирают махровым полотенцем. Эти процедуры лучше делать по утрам, после сна. Это является хорошим профилактическим мероприятием против катаров верхних дыхательных путей, ангин.
Обтирание — своеобразная подготовка к таким сильным закаливающим процедурам, как обливание и душ. Для первого обтирания температура воды должна быть не ниже 36— 34°. Через каждые три процедуры следует понижать ее на один-два градуса. Детям и пожилым людям достаточно снизить температуру до 20°. Молодые и здоровые родители могу снизить температуру до 12°. Сначала обтирают руки и тут же вытирают их насухо мягким полотенцем, затем так же — ноги, грудь, живот и спину. Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна. Продолжительность обтирания по мере снижения температуры воды нужно постепенно уменьшать с 1,5—2 минут до полминуты. Обливание водой желательно начинать летом. Лейка, кувшин, ведро наполняются водой, температура которой 36—34°. В течение 1,5—2 минут последовательно обливаются все части тела, начиная с головы. Температура воды и продолжительность процедур регулируются так же, как при обтирании. Если при обливании появилась «гусиная кожа», необходимо растереться полотенцем и сделать несколько гимнастических упражнений. Душ — еще более сильная закаливающая процедура, сочетающая в себе температурное и механическое воздействие. Но прежде чем приступить к этому виду закаливания, не мешает посоветоваться с врачом. Начинать процедуру следует с приема теплого душа (температура воды 36—34°) в течение 1,5—2 минут. Во время последующих процедур нужно постепенно снижать температуру воды на 1 —2°, доведя ее до 20° (продолжительность до 0,5—1 минуты). Молодые здоровые люди могут снизить температуру воды до 12°. Такой душ хорошо тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром.
Днем, вечером, после занятий физическими упражнениями, для снятия утомления можно пользоваться контрастным душем. Для первой процедуры температура теплой воды должна быть 34—36°. Приготовить ее удобнее в тазах, кувшинах или больших лейках. 1 В течение 20—30 секунд идет обливание теплой водой, затем столько же времени — прохладной. Процедура повторяется 3—5 раз. Через три дня] температуру горячей воды следует повысить до 36—38°, а холодной снизить (до 28—26". Взрослые могут постепенно довести температуру горячей воды до 40—41°, а холодной — до 18—20°. Зимой контрастные обливания завершаются холодной водой, летом — горячей.
Очень полезна такая водная процедура, как плавание. Занятия плаванием 2 раза в неделю в закрытом бассейне приводят к существенному снижению числа случаев OP3, улучшению сна, аппетита, функции внешнего дыхания. В то же время к купанию детей в проруби — «моржеванию» — надо относиться осторожно. По мнению профессора И. А. Аршавского, оно может привести к исчерпыванию адаптационных возможностей и в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости.
Очень полезны обтирания, обливания и душ в сочетании с воздушными ваннами. Они повышают устойчивость организма к слабым, но длительным
Холодовым воздействиям. После водной процедуры (температура воды 36 — 38°) следует лишь слегка промокнуть полотенцем поверхность тела, оставив мелкие капли воды. Если появилась «гусиная кожа», то спустя минуту необходимо растереться или сделать несколько физических упражнений. Через неделю паузу можно увеличить до 2 минут, еще через неделю — до 3, и т. д. Со временем «гусиная кожа» перестанет появляться спустя даже 7—10 минут, неприятные ощущения исчезнут. Используя солнце, воздух и воду в качестве средств, укрепляющих здоровье членов семьи, важно соблюдать главные правила закаливания:
1. Осуществление закаливания только при полном здоровье.
2. Постепенное увеличение дозы закаливающих воздействий. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболеваний.
3. Учет индивидуальных особенностей организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки, прежде чем начать закаливаться, необходимо проконсультироваться с врачом.
4. Систематичное и последовательное проведения закаливающих процедур. Закаливаться систематически надо в течении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести нет эффект от закаливающих процедур проводимых в течении длительного времени .
5. Недопустимо, проведения закаливающих мероприятий в отношении ребенка при отрицательных эмоциональных реакциях на них самого ребенка.
6. Необходимое приучение себя к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.
7. Проведение воздушных и солнечных ванн во время бега, ходьбы, выполнения развивающих упражнений, подвижных игр
Это повышает эффективность закаливания.
8. Чередование контрастных закаливающих процедур (ходьбы босиком, полоскание горла прохладной водой и т. п.) так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.
9. Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в ДОУ, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
Все, что Вы хотели узнать о группах здоровья детей и подростков....
Консультация на тему "Семья как критерий здоровья"
Семья как критерий здоровья...
Консультация для родителей "Психологические критерии готовности ребенка 7-ми лет к обучению в школе»
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.П...
Критерии здоровья
Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: I — абсолютно здоровые, II — рискующие р...
Консультация для воспитателей "Физиологические критерии здоровья"
Вопросы, касающиеся оценки качкства жизни детей младшего дошкольного возраста и формировании привычки к здоровому образу жизни у детей и их родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «КРИТЕРИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ».
В статье описаны критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Статья будет интересна педагогам ДОУ для пополнения базы теоретических знаний по данной проблеме....
Консультация для родителей детей «Критерии подготовленности ребенка к школе?»
Информация для родителей, будующего школьника...