Методическая разработка
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №117 Невского района Санкт – Петербурга
Совместная деятельность с детьми старшего возраста
«Домашнее задание для Буратино»
Конспект составил:
Воспитатель
Шуварова
Татьяна Александровна
Санкт – Петербург
2019
Цель: закрепить знания детей о диких животных родного края, об их подготовке к зиме.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение выделять общие признаки диких животных путём сравнения;
- формировать умение объединять диких животных в подгруппы по способу питания;
- показать детям способ составлять загадки с опорой на сходство.
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательный интерес;
- развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом, работать в команде;
- развивать творческое и комбинаторное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать доброжелательность и желание помогать другим, оказавшимся в затруднительной ситуации.
Образовательные области:
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа:
- просмотр презентации о диких животных нашего края;
- беседы на тему «Дикие животные»;
- отгадывание загадок о диких животных;
- составление описательных рассказов по картинкам;
- дидактические игры: «Данетка», «Четвёртый лишний», «Теремок», «Расскажи и покажи».
Оборудование:
- морфологическая таблица, таблица для составления загадки, мольберт, магнитофон, теремок.
Материалы:
- костюм Буратино (взрослый), маска лисы, картинки с изображением диких животных, три коробочки.
Содержание:
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, сегодня на встречу к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: - А как вы думаете, как ещё можно приветствовать гостей, друзей?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, ребята, можно кивнуть головой, помахать рукой, а можно улыбнуться – создать хорошее настроение друзьям и гостям.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Дети и взрослые приветствуют друг друга улыбками.
Воспитатель: - А теперь мне хочется настроить вас, ребята, на необычное, но интересное занятие. Повторяйте вместе со мной:
Встало солнышко давно,
Заглянуло нам в окно,
Собрало друзей вокруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И беседовать начнём.
Дети встают вместе с воспитателем в круг и выполняют упражнение в соответствии с текстом.
Воспитатель: - Ребята, ко мне сегодня рано утром пришёл в гости один сказочный персонаж (вы его очень хорошо знаете). Он узнал, что в нашей группе очень умные, много знающие интересного и полезного дети (это вы) и попросил меня познакомить его с вами. Познакомимся?
Ответы детей.
Воспитатель: - Хотите узнать кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда задавайте мне вопросы, на которые я смогу ответить «да» или «нет».
Игра «Данетка».
Воспитатель отвечает на предположительные вопросы детей:
- Это животное?
- Это человек?
- Это чудовище?
- Это игрушка? Кукла?
- Это кукла девочка?
- Это кукла мальчик?
- Кукла сделана из пластмассы?
- Из дерева?
- У него длинный нос?
- Это Буратино?
Воспитатель: - Да! Молодцы, это Буратино!
Звучит музыка и в зал входит взрослый в костюме Буратино.
Буратино: - Здравствуйте, ребята…
Дети здороваются с Буратино.
Воспитатель: - Буратино, расскажи, почему ты такой грустный, мы можем тебе помочь?
Буратино: - Я недавно стал школьником. Но в отличии от вас, я не ходил в детский сад, не посещал занятия по математике, по развитию речи. Поэтому теперь мне очень трудно справляться с домашним заданием. Пожалуйста, помогите мне!
Воспитатель: - Ну как, ребята, поможем Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель: - Присаживайтесь, пожалуйста, ребята и ты Буратино на стульчики. Посмотрим, какие же задания получил Буратино.
Основная часть:
1. Первое задание.
Воспитатель: - Сейчас осень. Скоро наступит зима. Нужно вспомнить, как лесные звери готовятся к этому времени года. Конечно, я уверенна, что вы можете рассказать об этом. Но Буратино должен сам выполнить это задание, мы можем ему только помочь. Дадим ему подсказку – составим таблицу.
Воспитатель выставляет на мольберт таблицу с пустыми ячейками (пустографку).
Воспитатель: - Вы знаете, что разные звери к зиме готовятся по-разному. Объясните как. А я буду заполнять нашу таблицу.
(Дети предположительно отвечают:
- звери делают запасы на зиму, чтобы было чем питаться;
- впадают в спячку;
- накапливают жир, который помогает перезимовать;
- утепляют свою шубку – наращивают подшёрсток, чтобы не замерзнуть)
Воспитатель: - Молодцы, всё верно.
Воспитатель выкладывает на верхней строке таблицы схематичные изображения, сообщённых детьми данных.
Воспитатель: - Ребята, а какие животные обитают в наших лесах?
Ответы детей (лиса, заяц, волк, медведь, белка, ёж)
Воспитатель: - Сейчас я поставлю картинки с изображениями зайца, медведя, белки, лисы в первом столбце таблицы.
Воспитатель: - Теперь скажите, как готовится к зиме заяц?
Ответы детей (меняет шубку с серой на белую)
Воспитатель: - Зачем он это делает?
Ответы детей (Чтобы его не было видно на снегу)
Воспитатель: - Что делает медведь, чтобы подготовиться к зиме?
Ответы детей (Накапливает жир, затем впадает в спячку)
Воспитатель: - Молодцы, а что делает белка?
Ответы детей (делает запасы: орешки, грибы, ягодки)
Воспитатель: - Мы заполнили почти всю таблицу. Теперь скажите, как готовится к наступлению зимы лиса?
Ответы детей (наращивает подшёрсток, чтобы не замерзнуть)
Воспитатель заполняет знаками нужные ячейки.
Воспитатель: - Буратино, эта таблица поможет тебе составить рассказ о том, как звери готовятся к зиме?
Буратино: - Да, как здорово! Теперь у меня всё получится. Спасибо, ребята.
2. Игра «Теремок».
Воспитатель: - Перед тем, как мы приступим к выполнению следующего задания, поиграем в игру «Теремок». Перед вами картинки с изображениям диких животных (воспитатель выставляет на мольберт изображения животных). Назовите их, пожалуйста.
Ответы детей (заяц, волк, ёж, лось, белка, медведь, лиса, олень)
Воспитатель: - Возьмите по одной картинке. Сегодня хозяйкой теремка будет лиса.
Воспитатель одевает маску или просто берёт картинку с изображением лисы. Дети выбирают себе понравившееся изображение.
Воспитатель: Каждый приходящий в домик сможет в него попасть только, если скажет, чем его животное похоже на животное – хозяина теремка (лисы). Ключиком – волшебные слова: «Тук – тук. Кто в теремочке живёт?» - и ответ: «Это я – лиса, пущу, если скажешь, чем ты похож на меня».
Первый ребёнок: - Тук – тук. Кто в теремочку живёт?
Воспитатель: - Это я лиса. А ты кто?
Первый ребёнок: - Это я заяц.
Воспитатель: - Пущу, тебя в теремок, если скажешь, чем ты на меня похож…
Предположительные ответы детей:
- у нас тобой лиса одинаковое строение тела: четыре лапы, туловище, хвост, два уха, голова…
- мы с тобой дикие животные;
- я тоже хищник;
- тоже утепляю свою шубу к зиме (наращиваю подшёрсток;
- тоже красивый рыжий хвост;
Возможно участие Буратино в игре, при этом он специально ошибается, а дети исправляют его.
По аналогии с первым ребёнком проводится игра диалог с другими животными.
Воспитатель: - Молодцы, всех зверей в теремок заселили. Давайте продолжим помогать Буратино, присаживайтесь.
3. Второе задание.
Воспитатель: - Нужно объединить животных в три группы по такому признаку, как способ питания. Вы можете помочь Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда разложите ваши картинки, рассмотрите животных, а затем объедините их в три подгруппы: хищные, травоядные, всеядные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Почему вы объединили лису, волка, рысь?
Ответы детей (хищные животные)
Воспитатель: - Почему вы объединили оленя, лося, зайца?
Ответы детей (питаются травой, грибами, ветками деревьев – травоядные)
Воспитатель: - Почему вы объединили белку, ежа, медведя?
Ответы детей ( питаются и растениями, и животной пищей – всеядные)
Воспитатель: - Умницы, Буратино ты всё запомнил?
Буратино: - Да, так здорово, вы всё – всё знаете, даже больше моей подруги Мальвины. А давайте поиграем?
Воспитатель: Поиграем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Колокольчик звенит,
Колокольчик поёт,
Он девчонок, мальчишек
Играть с ним зовёт.
Дети выходят на середину к воспитателю, становятся в импровизированный круг.
4. Игра «На вопрос ответ не скажем, на вопрос ответ покажем».
Дети вместе с Буратино играют, изображая животных, воспитатель отгадывает, кого изобразили дети.
(Или игра «Логоритмика «Дикие звери»
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
(Идут вперевалку)
Находят в дуплах мёд
И в рот себе кладёт.
(Поочерёдно подносят руки ко рту)
Облизывает лапу
Сластёна косолапый.
(«Облизывают лапу»)
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
(Выполняют подскоки, руки согнуты в локтях перед грудью)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
(Указательными и средними разведёнными пальцами изображают ушки)
Шорох тихий раздаётся:
(Пугливо оглядывается)
Кто – то по лесу крадётся.
(Медленно на носочках идут на месте)
У лисицы острый нос
(Показывают руками, какой нос у лисицы)
У неё пушистый хвост
(Показывают воображаемый хвост)
Шуба лисоньки – лисы
Несказанной красоты.
(Гладят себя грудь, бока, воображаемый хвост)
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
(Идут медленно, величаво)
Воспитатель: - Молодцы! Буратино, тебе понравилось с нами играть?
Буратино: - Конечно, играть – не учиться! Но у меня осталось ещё одно задание.
5. Третье задание.
Воспитатель: - Да, присаживайтесь ребята. Нам нужно составить загадки про лесных обитателей. Поможем Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель выставляет на мольберт таблицу, спрашивает, про кого дети хотят составить загадку. Дети выбирают предположительно ежа.
Воспитатель: - Составляем загадку про ежа. Когда ёж сворачивается, какой он?
Ответы детей (круглый)
Воспитатель: - Что бывает таким же круглым?
Ответы детей (клубок, мяч, солнышко)
Воспитатель: - Какой ёж ещё?
Ответы детей (колючий)
Воспитатель: - Что ещё бывает колючим?
Ответы детей (кактус, В подушечке иголочки)
Воспитатель: - А какой ёжик по способу питания?
Ответы детей (всеядный)
Воспитатель: - Всеядный, правильно, как кто?
Ответы детей (как белка, медведь)
Ответы детей воспитатель заносит в таблицу (можно рисунками)
Какой? | Что такое же? | |
круглый | клубок | |
колючий | кактус | |
всеядный | медведь |
Воспитатель: - Ребята, скажите какие слова помощники нам понадобятся для составления загадки, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Верно. Слова «как» или «но не». Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто готов озвучить загадку?
Ответы детей. При затруднении, воспитатель помогает детям.
(Круглый, как клубок. Колючий, как кактус. Всеядный, как медведь)
(Круглый, но не мячик. Колючий, но кактус. Всеядный, но не белка).
Воспитатель: - Молодцы. Я думаю наша таблица поможет Буратино справиться и третьим заданием. Поможет Буратино?
Буратино: - Да, спасибо. Я возьму все ваши подсказки себе домой (берёт 3 конверта с животными (по типу питания), морфологическую таблицу, и таблицу с загадкой) и побегу скорее делать домашнее задание. Мне с вами было так интересно, что даже не терпится начать заниматься. Спасибо вам большое. А это вам подарки (конфетки «Золотой ключик») (отдаёт пакетик с конфетами воспитателю). До свидание, я ещё вернусь к вам. Можно?
Ответы детей.
Рефлексия.
Воспитатель: - Убежал Буратино. И нам пора на прогулку. Давайте вспомним, какое задание было первым?
Ответы детей
Воспитатель: - Какое задание было вторым?
Ответы детей
Воспитатель: - И какое задание было последним – третьим?
Ответы детей
Воспитатель: - Вам понравилось делиться своими знаниями и помогать?
Ответы детей
Воспитатель: - Мне тоже очень понравилось. Спасибо вам большое. До свидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...