Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире
статья (старшая группа)
Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного и социального мира должно быть единым и целостным.
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_starshih_doshkolnikov_predstavleniy_ob_okruzhayushchem_mire.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева С.Г., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 93 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире
( из опыта работы)»
Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Видение ребенком предметного и социального мира должно быть единым и целостным.
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
Современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения.
Новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании стали мультимедийные презентации.
Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность – все должно быть направлено на решение цели и задач НОД, а не на развлечение детей.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические игры, подвижные игры, эколого-психологические тренинги, дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, иллюстративно-наглядные материалы на электронных носителях:
1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
3. Мультимедийные презентации.
При этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Компьютер, в совокупности с мультимедиа проектором, имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.
Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
На занятиях, в процессе которых дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.
Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.
Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры "Четвертый лишний", "Найди сову", загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.
В циклах занятий по временам года можно использовать еще одно преимущество мультимедийных презентаций — прослушивать голоса птиц, животных – в сочетании с видеоматериалами. В презентации «Экологические проблемы» дети не только знакомятся с экологической ситуацией, её проявлением по направлениям, но и просматривают минутные звуковые видеоролики с пингвинами, тиграми, и другими животными, занесёнными в Красную книгу.
Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:
1. Во вступительной части занятия перед воспитанниками появляется проблемно-игровая ситуация, которую необходимо разрешить. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации.
2.При изучении общих понятий явлений, законов, процессов экран позволяет продемонстрировать их условную схему, модель.
3. С помощью педагогических наблюдений может быть установлена степень усвоения материала ребёнком, услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.
4.При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала с помощью дидактических игр. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.
На основе этого мы пришли к выводу что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формиро...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.
Государственное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад № 16 Московского района Г. Санкт-Петербурга.Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире.Бекетова Ольга Миха...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир....
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы)
Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире (из опыта работы) Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредс...
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире: технология работы в соответствии с требованиями ФГОС.
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлени...