Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "На помощь Незнайке"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pomoshch_neznayke.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №49 "Росинка" города Канска Красноярского края
Конспект ООД
по развитию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через исследовательско-экспериментальную деятельность
на тему: "На помощь Незнайке"
Составитель:
Воспитатель МБДОУ № 49 «Росинка»
Иванова Людмила Михайловна
2019 год
Цель: развитие социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через исследовательско-экспериментальную деятельность
Группы задач:
Образовательная:
- формировать социально - коммуникативные навыки работы детей друг с другом (умение делиться на пары, работать в парах, умение выслушать другого ребенка);
- обобщить знания детей о свойствах воды (цвет, запах, текучесть) через организацию исследовательско-экспериментальной деятельности;
- расширить детское представление о профессии лаборант.
Развивающие:
- развивать отзывчивость, умение оказать помощь в проблемной ситуации;
- развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства;
- способствовать развитию наблюдательности, внимательности, любознательности, мыслительной деятельности;
- поддерживать интерес к исследовательско-экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать навыки культурного поведения и общения с другими детьми;
- воспитывать навыки активности, самостоятельности; навыки сотрудничества с другими детьми.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы: телевизор для просмотра смонтированной программы «Новости», магнитофон для музыкального сопровождения с записью из кинофильма «Усатый нянь», магнитная доска, наградные медальки по количеству детей. Инвентарь для проведения исследований: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, разносы, сахар, пищевой краситель, ложечки, стакан с молоком, камешки, салфетки, символы, обозначающие свойства воды. Для проведения эксперимента «Вулкан» - пищевая сода, уксус, «Фери», макет вулкана на разносе.
Предварительная работа: разучивание с детьми речовки «Дружно за руки возьмемся»; проигрывание коммуникативных игр: «Клубок», «Найди свою пару»; закрепление ранее изученного материала о свойствах и качествах воды; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Роль воды в жизни человека».
Методы и приемы:
- технология экспериментирования и исследования;
- метод наблюдения;
- метод проблемной ситуации;
- метод использования условных обозначений (символов);
- метод речевого развития (беседа).
Ход образовательной деятельности:
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», дети входят в группу, становятся в круг и берутся за руки.
Организационный этап: (мотивация детей, вовлечение в деятельность).
Воспитатель: Ребята, тема сегодняшнего нашего занятия «На помощь Незнайке». Вы помните, что каждое занятие мы начинаем с речовки:
Дружно за руки возьмемся, 1,2,3, (взмахи руками, вверх – вниз)
Влево, вправо повернемся, 1,2,3, (повороты)
И друг другу улыбнемся на 4,5, (дарим улыбочку)
Будем дружно заниматься, (взмахи руками, вверх – вниз)
После весело играть!
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам просмотр экстренного выпуска новостей. Хотите посмотреть? (Да).
Просмотр выпуска новостей по видеозаписи со следующим текстом: Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодняшний выпуск новостей мы начинаем с экстренного сообщения. Незнайка совершил полет на ранее неизвестную планету, исследовал ее, и обнаружил там неизвестную ему жидкость. Незнайка просит оказать помощь и исследовать в лаборатории данную жидкость, пробы которой он переслал в капсуле на планету земля.
Воспитатель: Ребята, что же делать, у Незнайки проблема, поможем ему? А как мы можем это сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы помочь Незнайке нам нужно отправиться в лабораторию.
- А что такое лаборатория?
- Кто работает в лаборатории?
- Как вы считаете, лаборант – это важная профессия? Почему?
- А вы хотите побывать в роли лаборантов? (Ответы детей)
Воспитатель: Только сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории. А тот, кто их нарушит, будет вынужден покинуть лабораторию.
- Не шуметь, не кричать.
- Не брать ничего со стола в рот.
- Быть аккуратным во время работы в лаборатории.
- Быть вежливым и уважительным к другим детям.
Воспитатель: Итак, правила, мы повторили. Но для того, чтобы работать в лаборатории, нам нужно разбиться на пары. Я предлагаю вам это сделать с помощью коммуникативной игры «Найди свою пару».
(Дети разбирают половинки картинок с изображением предметов. Им нужно найти свою вторую половинку картинки.)
Воспитатель: Ну, что друзья, теперь вы готовы, отправится в лабораторию. Давайте оденем фартуки, и будем занимать места.
Основной этап:
Воспитатель: Итак, ребята, посмотрите, какую капсулу нам доставили для исследования. У вас на столах пробы неизвестной жидкости. С чего мы начнем наше исследование? (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте проверим, обладает ли текучестью данная жидкость. Как мы можем это проверить? (Ответы детей).
Исследование № 1 «Обладает ли текучестью данная жидкость?» Переливаем жидкость в разные емкости.
Воспитатель: Хорошо переливается? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
Вывод: значит данная жидкость - текучая. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
(прикрепить на доску).
Воспитатель: Как будем дальше исследовать нашу жидкость? Предлагайте.
Исследование № 2 «Имеет ли данная жидкость запах?»
Воспитатель: Я предлагаю вам, понюхать исследуемую жидкость. Пахнет ли она чем-нибудь? (Ответы детей).
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Вывод: жидкость ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается символ этого свойства)
Воспитатель: Как будем дальше исследовать нашу жидкость? Предлагайте.
Исследование № 3. «Имеет ли жидкость цвет?»
На столе у меня стакан с молоком и стакан с нашей жидкостью.
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про данную жидкость, что она белого цвета? (Ответы детей).
- Сейчас мы проведем эксперимент. Для этого мне нужен помощник.
Возьмем стакан с молоком и кинем в него камешек. Камешек спрятался? Почему? (Ответ ребенка).
Возьмем стакан с неизвестной жидкостью, и тоже кинет туда камешек. Камешек спрятался? Почему? (Ответ ребенка).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: исследуемая жидкость не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
(перед детьми вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: Ребята, какое исследование еще можно провести? Предлагайте.
Исследование № 4 «Может ли жидкость растворять в себе вещество?»
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой эксперимент. Положите в стаканчик с жидкостью вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Посмотрите, что стало с веществом?
(Ответы детей). Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: исследуемая жидкость может растворять в себе вещество, которое в него добавили.
(перед детьми вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: Ребята, какое исследование еще можно провести? Предлагайте.
Исследование № 5 «Может ли жидкость изменить свой цвет?»
Воспитатель: На столах у вас волшебные кристаллики, добавьте их в жидкость, размешайте, и посмотрите, что с ней произойдет.
- Какая стала жидкость у вас в стаканчике? (ответы детей).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: жидкость может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
(Вывешивается символ).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на доску. Сколько символов на ней набралось в процессе исследования и экспериментов.
Вы догадались, что это за жидкость? (Ответы детей).
(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать попробовать на вкус, это вода).
Воспитатель: Ребята, а зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода?
Стих о воде
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька - замерзает,
В лес - туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, с помощью опорных знаков, расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня отлично поработали в лаборатории, и за это, я хочу вам показать интересный эксперимент, который называется «Вулкан». Хотите посмотреть?
Если соединить пищевую соду, краситель, немного воды разведенную с «ФЕРИ», и добавить туда уксусную кислоту, то при взаимодействии всех этих веществ, произойдет реакция – извержение вулкана. Для этого мне нужны помощники. Подходите к моему столу.
Воспитатель: Ребята, вы провели огромную работу в лаборатории, но у нас опять возникла проблема. Как мы наш результат отправим Незнайке? Ведь он на другой планете, и ждет ответа. Что нам делать? Предлагайте.
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю собрать наши результаты в конверт, и отправить их по почте на космодром. А уже оттуда космонавты на космическом корабле доставят их Незнайке.
- А кто такие космонавты? Чем важна их профессия?
А сейчас, давайте немного подвигаемся. Физминутка «Ракета».
Мы идем на космодром (шагаем на месте)
Дружно в ногу мы идем (продолжаем шагать)
Мы походим на носках,
А потом на пяточках.
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете (руки вверх)
На носки поднимись
Так летит ракета ввысь!
Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю всем присесть в круг и с помощью коммуникативной игры «Сложи цветок» выразить свое мнение о сегодняшнем занятии. Предполагаемые вопросы:
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Что позволило нам помощь Незнайке в его проблеме?
- Какое исследование тебе больше всего понравилось? Почему?
- Что ты расскажешь родителям о сегодняшнем занятии?
Воспитатель: Дети, вы справились с проблемой и помогли Незнайке найти ответ на его вопрос. И я думаю, что вы все заработали медали «Юные исследователи». (Детям раздаются памятные медальки).Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».Цели:1. Закрепить знания детей о ...
КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста (совместно с музыкальным руководителем) ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»
КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮдля детей старшего дошкольного возраста(совместно с музыкальным руководителем)ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...
КОНСПЕКТ РОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок»
Ход деятельности.Организационный момент (голос в записи) ...
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...