Современные педагогические технологии в доу.
статья
Данное исследование посвящено важному вопросу в воспитании дошкольников - вопросу речевого развития детей в семье через использование современных игровых технологий. В современных условиях реализации ФГОС ДО дошкольные учреждения демонстрируют методы и формы воспитания, которые обкспечивают сохранение здоровья, развитие творческих способностей, предпосылок учебной деятельности и, как следствие, формирование всесторонне развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_v_dou.docx | 68.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
З.А.Огородова
воспитатель первой квалификационной категории,
Е.И.Малевич
воспитатель первой квалификационной категории,
М.М.Джазова
канд. филолог. наук., доцент, воспитатель высшей квалификационной категории
Е-mail: dgazova@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Аннотация
Актуальность – данное исследование посвящено очень важному вопросу в воспитании дошкольников – вопросу речевого развития дошколят в семье через использование современных игровых технологий и наиболее полному развитию личности ребёнка. Речь ребёнка начинает формироваться в семье, значит родители должны в деле воспитания детей использовать наиболее результативные методы. Дошкольные учреждения существенно помогают родителям в воспитании дошкольников, а в современных условиях реализации ФГОС ДО демонстрируют методы и формы воспитания, которые обеспечивают сохранение здоровья, развитие творческих способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формирование всесторонне развитой личности. В детских дошкольных учреждениях проводятся конференции, мастер-классы, квесты, круглые столы с непосредственным участием родителей, которые способствуют вовлечению их в образовательную деятельность учреждения.
Цель нашей работы – это продемонстрировать и помочь семье развивать речь ребёнка, формировать коммуникативные навыки, используя современные педагогические здоровье сберегающие технологии.
Метод - эффективной формой реализации, в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей в образовательную деятельность, можно считать родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.
Ключевые слова:
Дошкольное воспитание, педагоги, родной язык, речь, коммуникативные навыки, дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время во всех дошкольных учреждениях широко применяются различные инновационные педагогические технологии. В связи с этим хочется выяснить, а что же такое педагогическая технология. Прежде всего, это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо мастерстве. Исходя из этого определения, можно сказать, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, то есть она организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. На сегодняшний день система образования претерпевает изменения, и как следствие, изменяет педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Изменяется содержание обучения в ДОУ: педагоги могут выбирать и конструировать педагогический процесс. Появляются новые современные педагогические технологии, в которых необходимо ориентироваться педагогу, воспитателю.
Одной из современных образовательных технологий является квест-технология. Она появилась совсем недавно и сыграла немалую роль в воспитательном и образовательном процессе. Что же такое квест-технология?
В переводе с английского слово quest означает «поиск», «приключение».Собственно, на поиске решения для какой-то конкретной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Для того, чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, было предложено использовать игру, как метод обучения, ведь именно в игре у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего.
Квест – проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключающаяся в продолжительном целенаправленном поиске, связанномс приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты, приключенческие, или игровые квесты, «живые квесты». Особый интерес представляют «живые квесты», направленные на выполнение определённого задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанной с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы. Преимуществом квест-технологии является использование активных методов обучения. Квест-занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы. Обучающийся в процессе работ над квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, проникает в глубь процессов, явлений, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квестом его участнику необходимы навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Квест-технология была использована нами в работе с родителями на конференции «От книги к общению». Перед собой мы поставили следующие задачи: развивать социально-комуникативные навыки, сплотить коллектив и уметь решать поставленные задачи вместе, прививать интерес к чтению.
Целью квеста было собрать ключевую фразу: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» и узнать из какой сказки эта фраза. (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
После того, как были собраны все фрагменты фразы, участники собирали всё высказывание, и продемонстрировали результат ведущим. Местом проведения стала групповая комната.
Ход квеста:
Б.Я.: Какие дорогие гости ко мне пожаловали! Как я вам рада, а то меня совсем стороной обходят, злыдней считают.
Л.: Да не злыдня ты вовсе! А хорошая Бабуся- Ягуся!
Б. Я.: Спасибо, Леший! А еще я умная и сказочки почитываю… (держит сборник сказок). А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо..
Б. Я.: Сегодня меня попросили(как самую умную и красивую) провести вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти не просты.
Л:Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы. Вы готовы к испытаниям?
Б.Я.: Тогда слушайте задание: вам нужно найти слова, составить из них мудрую фразу, которую сказал когда-то очень известный писатель.
Л.: И, конечно же, сказать, в какой сказке эта фраза была упомянута впервые.
Б.Я.: Ну что, начнем? Тогда, гости дорогие, загадку отгадаете- предмет волшебный узнаете. А в предмете том задание на сообразительность и внимание. Задание выполняете - слово получаете!
- Л: Много верст впереди-
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть
Одолеешь мигом путь. (Сапоги- скороходы)
Участники ищут в группе сапоги-скороходы, в которых будет следующее задание:
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки он порвал.
С Лешим в чехарду играл.
Помогите их собрать
Сказку русскую назвать.
Команда собирает из разрезных картинок сказки и называет их и отгадывает слово СКАЗКА.
2. Б. Я.: Если ты ее наденешь,
Можешь хоть куда идти,
И при этом неприятель
Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)
Участники ищут в группе шапку-невидимку и обнаруживают в шапке-невидимке задание: подобрать правильное название к сказке (на столе разложены в беспорядке карточки с названиями сказок - перевертышей и карточки с названиями настоящих сказок). После выполнения находят в шапке- невидимке слово из фразы: ЛОЖЬ.
«Лиса и шестеро цыплят» – «Волк и семеро козлят»,
«Собачья развалюха» – «Кошкин дом»,«Дворец» – «Теремок», «Утки - селезни»- «Гуси - лебеди», «Жаба – домоседка» - «Лягушка- путешественница», «Трусливый волк» - «Храбрый заяц», «Оловянное животное» - « Золотая рыбка», «Курочка Серебряная лапка» - «Петушок Золотой Гребешок»,
«Больной - Ойздоров» - «Доктор Айболит», «Коза и семеро волчат» — «Волк и семеро козлят», «По заячьему отказу» — «По щучьему велению», «Царь и заяц» — «Мужик и медведь», «Жарилко» — «Морозко», «Михаил Крестьяныч и беленький зайчик» — «Иван Царевич и серый волк»,«Жук-жужжак» — «Муха-цокотуха», «Девочка-с-ручку» —«Мальчик-с-пальчик
3. Л.: Стоит только расстелить -
Всех сумеет накормить.
Много всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)
В скатерти-самобранке задание: найти блюда, которые использовались в русских народных сказках. Команда находит слова: да в ней
в | к | и | с | е | л | ь | ш | ь | и |
с | п | е | и | т | б | ю | л | м | т |
и | б | о | б | п | ц | и | й | щ | и |
г | л | ш | ь | и | у | б | к | с | т |
н | и | ю | о | р | м | и | д | в | я |
е | н | х | у | о | ч | к | в | а | с |
к | ы | ж | к | г | с | т | р | й | ю |
й | а | э | е | и | м | ь | т | у | б |
к | а | ш | а | н | и | о | у | ц | ь |
ц | в | х | л | е | б | т | м | е | д |
4.Б. Я.: Как у Бабы Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный (Ступа).
А в ступе лежит задание: угадать и назвать из какой сказки предметы (картинки на столе). Участники находят слово: НАМЕК.
Полено (А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
Сундук («Морозко»)
Топор («Каша из топора»)
Печка («По щучьему веленью»)
Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
Невод («Золотая рыбка»)
Игла («Кощей Бессмертный»)
Стрела («Царевна- лягушка»)
Скалка (« Лисичка и скалочка»)
Золотая цепь («Лукоморье»)
Команды получают слова: да, молодцам
5. Л: В него смотрелся тролль,
Царица, сердцем злая…
Принёс осколок боль
И холод в сердце Кая! (Зеркало)
Задание: Соотнести цитаты- телеграммы с книгами. Находят слово: добрым.
1. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»
Ответ: Медвежонок («Три медведя»)
2.«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» Ответ: Волк («Лиса и волк»)
3. «Спасите, нас съел серый волк»
Ответ: Козлята («Семеро козлят»)
4. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»
Ответ: Мышка («Курочка Ряба»)
5. «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома»
Ответ: Маша («Маша и медведь»)
6. «Помогите, мой брат превратился в козленочка»
Ответ: Алёнушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
7. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»
Ответ: Иван-царевич («Царевна-лягушка»)
6. Б.Я.: Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю.
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
Задание: расшифровать, в каких русских народных сказках встречается печь. Команда находит слово: молодцам
п | щ | о | у | ч | ь | е | м | в | л | н | ю | ж | х | и | а | к | р | с | г | д | б | з | т | я |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 4 | 9 | 7 | 10 | 7 | 11 | 15 | 12 |
Ответ: «По- щучьему велению»
1 | 15 | 14 | 16 | 18 | 17 | 16 |
Ответ: «Жихарка»
20 | 4 | 19 | 15 | 10 | 7 | 22 | 7 | 21 | 15 |
Ответ: «Гуси- лебеди»
17 | 3 | 10 | 3 | 22 | 3 | 17 |
Ответ: «Колобок»
9 | 3 | 10 | 17 | 19 | 7 | 8 | 7 | 18 | 3 | 17 | 3 | 23 | 10 | 25 | 24 |
Ответ: «Волк и семеро козлят»
7. Л.: Всем он каши наварил,
Съесть ее не хватит сил (горшочек)
Задание: Продолжить фразеологизмы, которые пришли к нам из сказок. Команда получает слово: урок.
1.В тридевятом царстве, …в тридесятом государстве.
2.Ни в сказке сказать,… ни пером описать.
3.У разбитого… корыта.
4. Встань передо мной, …как лист перед травой.
5.Сказка про ..белого бычка.
6. Сказка сказывается,… да не скоро дело делается.
7.Поди туда - не знаю куда, …принеси то - не знаю что.
Команда выкладывает из слов высказывание.
Б.Я.: Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. А в какой же сказке оно было впервые упомянуто? ( В Сказке «О золотом Петушке»).
Л.: Мы поздравляем команду за активное участие в игре. Всем спасибо.
Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявляется индивидуальность каждого участника, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Квест – игра, в которой самостоятельно или совместно со взрослым, каждый участник открывает или приобретает новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что именно игра, для ребенка, является средством познания окружающего мира.
Список использованной литературы.
- Гурьева Н.А. «Учимся по сказке» Игры-занятия с детьми 4-7 лет.
- Литрес (электр книги) Гербова В. «Развитие речи в детском саду»
- Николаева И.В. Образовательные квест - проекты, как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm
- Осяк С.А. Образовтельный квест - современная интерактивная технология/С.А. Осяк //Современные проблемы науки и образования, 2015. https://science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf
© М.М.Джазова, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...
Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Конспект проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...