Статья "Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании личности дошкольника"
статья
Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании личности дошкольника
Вопрос воспитания здорового ребенка волновал умы многих ученых, философов, педагогов. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, воспитание здорового ребенка в процессе обучения является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. Я. Лыкова, Л. Г. Татарникова и многие другие) [1, с. 155].
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [3, с. 138]. Учёные многих стран давно утверждают, что личность ребёнка (за счёт опыта, интеллекта, общения, развития психических процессов и духовно – нравственного компонента) формируется в дошкольном возрасте.
Исследование на тему «Развитие личности в дошкольном возрасте» показало, что возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально– потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [3, с. 142].
Весомый вклад в разрешение поставленной задачи внесло педагогическое наследие выдающегося педагога, новатора, мыслителя Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Разработанная им система формирования, воспитания и развития личности ребенка была основана на глубокой заботе о сохранении, восстановлении, укреплении здоровья каждого воспитанника, на идеи гармонизации физического и духовного развития [1, с. 156].
Детство – это период формирования личности. Ребёнок познает окружающий мир и «впитывает» в себя всё происходящее вокруг. В это время проявляются его черты характера, формируется мировоззрение и определенные ценности. Это наиболее важный период жизни человека, так как он определяет его судьбу. Василий Александрович говорит о том, что важно заложить в ребёнка правильные ценности и воспитать (посеять) в нём положительные качества [5].
Одним из компонентов поддержания эмоционального равновесия и создания психологического комфорта в процессе обучения, является сказка. По словам В. А. Сухомлинского, сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, поэтому невозможно представить себе обучение, как в школьном, так и дошкольном учреждении без слушания и без создания сказки.
В своем опыте В. А. Сухомлинский использовал народные, авторские сказки, собственного сочинения и старался, чтобы каждый ребенок сам создал свою сказку, свой выразительный художественный образ. Например, в Павлышской школе были созданы «комната сказки», в которой была представлена обстановка, где дети чувствовали себя в мире сказочных образов, «Остров чудес» [1, с. 156-157].
В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.
Опыт работы убеждает, что нравственные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, становятся сферой его духовной жизни. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом [7].
Вопросы воспитания личности маленьких детей были затронуты и найдены в цитатах известной книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которые являются олицетворением знаменитых золотых принципов гуманного воспитания педагога.
1) «Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»
2) «Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека»
3) «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств»
4) «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями»
5) «Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке» [6].
В раннем возрасте закладывается фундамент взаимоотношений между личностью и людьми, которые их окружают. Моральные нормы постепенно формируют содержание поступков, определяют, что именно следует делать, а культура поведения раскрывает, как реализуются в поведении требования нравственности, насколько органично они слились с образом жизни ребенка, стали для нее повседневными жизненными правилами. Поэтому ранняя воспитательная работа в дошкольном учреждении ведёт к формированию здоровой личности ребёнка.
Важное значение в воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении воспитатель отводит сказке, ведь сказка для детей – это пища для души, потому что в ней бушуют человеческие чувства. Сказка не только забавляет, восхищает, трогает детские сердца, но и поднимает серьезные жизненные вопросы, побуждает каждого ребенка к активным действиям, раскрывает ей общечеловеческие ценности, высокую мораль и побуждает к действию. Поэтому воспитатели, обращаются системе взглядов выдающегося педагога по формированию особого мира детства – мира добра, человечности, сострадания, справедливости, любви: воспитание у детей доброты к людям, милосердие, щедрость, любовь к окружающим, любовь к дому и природе.
Произведения Василия Сухомлинского стали незаменимыми в работе, ведь они побуждают разум и чувства каждого ребенка к анализу поступков литературных персонажей, вызывают желание им подражать, или, наоборот, поступать по-другому, обогащают лексику детей, развивают умение свободно выражать свои мысли.
Используя различные сказки Василия Сухомлинского, дети не только слушают, коллективно инсценируют, но и учатся анализировать конкретные ситуации, находить оригинальные пути их решения. Василий Александрович утверждал, что сказки открывают не только красоту, но и истину, что без сказки и сказочной ситуации все объяснения для ребенка мертвые, ибо молчит сердце [4].
Сухомлинский прошёл через тяжелые события, через всю эту жестокую и кровавую войну. Василий Александрович видел много горя и ненависти, но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, мягко и тепло относился ко всем людям.
Этот замечательный педагог жил в период огромных социальных потрясений, массового уничтожения людей, он прошёл через войну и личную трагедию. Но сила его духа всё преодолела, он не утратил гуманного отношения к людям и стремился воспитать в детях лучшие человеческие качества, как нашего будущего поколения [2].
Деришева М.А.
Ссылки на источники находятся в документе (файл для скачивания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_suhomlinskiy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Деришева Милена Анатольевна
Педагог-психолог МКДОУ №70 г. Кирова
Сказки В.А. Сухомлинского в воспитании личности дошкольника
Вопрос воспитания здорового ребенка волновал умы многих ученых, философов, педагогов. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, воспитание здорового ребенка в процессе обучения является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. Я. Лыкова, Л. Г. Татарникова и многие другие) [1, с. 155].
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [3, с. 138]. Учёные многих стран давно утверждают, что личность ребёнка (за счёт опыта, интеллекта, общения, развития психических процессов и духовно – нравственного компонента) формируется в дошкольном возрасте.
Исследование на тему «Развитие личности в дошкольном возрасте» показало, что возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально– потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [3, с. 142].
Весомый вклад в разрешение поставленной задачи внесло педагогическое наследие выдающегося педагога, новатора, мыслителя Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Разработанная им система формирования, воспитания и развития личности ребенка была основана на глубокой заботе о сохранении, восстановлении, укреплении здоровья каждого воспитанника, на идеи гармонизации физического и духовного развития [1, с. 156].
Детство – это период формирования личности. Ребёнок познает окружающий мир и «впитывает» в себя всё происходящее вокруг. В это время проявляются его черты характера, формируется мировоззрение и определенные ценности. Это наиболее важный период жизни человека, так как он определяет его судьбу. Василий Александрович говорит о том, что важно заложить в ребёнка правильные ценности и воспитать (посеять) в нём положительные качества [5].
Одним из компонентов поддержания эмоционального равновесия и создания психологического комфорта в процессе обучения, является сказка. По словам В. А. Сухомлинского, сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, поэтому невозможно представить себе обучение, как в школьном, так и дошкольном учреждении без слушания и без создания сказки.
В своем опыте В. А. Сухомлинский использовал народные, авторские сказки, собственного сочинения и старался, чтобы каждый ребенок сам создал свою сказку, свой выразительный художественный образ. Например, в Павлышской школе были созданы «комната сказки», в которой была представлена обстановка, где дети чувствовали себя в мире сказочных образов, «Остров чудес» [1, с. 156-157].
В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка – это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.
Опыт работы убеждает, что нравственные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, становятся сферой его духовной жизни. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом [7].
Вопросы воспитания личности маленьких детей были затронуты и найдены в цитатах известной книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которые являются олицетворением знаменитых золотых принципов гуманного воспитания педагога.
1) «Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»
2) «Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека»
3) «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств»
4) «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями»
5) «Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке» [6].
В раннем возрасте закладывается фундамент взаимоотношений между личностью и людьми, которые их окружают. Моральные нормы постепенно формируют содержание поступков, определяют, что именно следует делать, а культура поведения раскрывает, как реализуются в поведении требования нравственности, насколько органично они слились с образом жизни ребенка, стали для нее повседневными жизненными правилами. Поэтому ранняя воспитательная работа в дошкольном учреждении ведёт к формированию здоровой личности ребёнка.
Важное значение в воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении воспитатель отводит сказке, ведь сказка для детей – это пища для души, потому что в ней бушуют человеческие чувства. Сказка не только забавляет, восхищает, трогает детские сердца, но и поднимает серьезные жизненные вопросы, побуждает каждого ребенка к активным действиям, раскрывает ей общечеловеческие ценности, высокую мораль и побуждает к действию. Поэтому воспитатели, обращаются системе взглядов выдающегося педагога по формированию особого мира детства – мира добра, человечности, сострадания, справедливости, любви: воспитание у детей доброты к людям, милосердие, щедрость, любовь к окружающим, любовь к дому и природе.
Произведения Василия Сухомлинского стали незаменимыми в работе, ведь они побуждают разум и чувства каждого ребенка к анализу поступков литературных персонажей, вызывают желание им подражать, или, наоборот, поступать по-другому, обогащают лексику детей, развивают умение свободно выражать свои мысли.
Используя различные сказки Василия Сухомлинского, дети не только слушают, коллективно инсценируют, но и учатся анализировать конкретные ситуации, находить оригинальные пути их решения. Василий Александрович утверждал, что сказки открывают не только красоту, но и истину, что без сказки и сказочной ситуации все объяснения для ребенка мертвые, ибо молчит сердце [4].
Сухомлинский прошёл через тяжелые события, через всю эту жестокую и кровавую войну. Василий Александрович видел много горя и ненависти, но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, мягко и тепло относился ко всем людям.
Этот замечательный педагог жил в период огромных социальных потрясений, массового уничтожения людей, он прошёл через войну и личную трагедию. Но сила его духа всё преодолела, он не утратил гуманного отношения к людям и стремился воспитать в детях лучшие человеческие качества, как нашего будущего поколения [2].
Примечания
1) Даниленкова, Т.О. В.А. Сухомлинский О воспитании здорового ребенка в процессе обучения [Текст] / Т.О. Даниленкова // Омский научный вестник: психологические и педагогические науки. 2010. №1. С. 155–157.
2) Годы детства это, прежде всего, воспитание сердца. [Электронный ресурс]: Gigabaza.ru. URL: https://gigabaza.ru/doc/10376.html (дата обращения: 21.02.19).
3) Масленникова, У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста [Текст] / У.Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012. С. 138–142.
4) Народная сказка с ребенком дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Подготовка дошкольников к школе. О развитии и воспитании дошкольников. URL: https://podrastu.ru/vospitanie/skazka-v-rabote-s-rebenkom.html (дата обращения: 21.02.19).
5) Проблема воспитания детей. Высказывание Сухомлинского: «Годы детства...». [Электронный ресурс]: Kritika24.ru. URL: http://www.kritika24.ru/page.php?id=41879 (дата обращения: 21.02.19).
6) Цитаты из книги «Сердце отдаю детям». [Электронный ресурс]: Livelib. URL: https://www.livelib.ru/book/1001548998/quotes-serdtse-otdayu-detyam-v-a-suhomlinskij (дата обращения: 21.02.19).
7) Чубар И.В. О воспитании добра на основе работы над произведениями В.А. Сухомлинского. [Электронный ресурс]: Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-o-vospitanii-dobra-na-osnovie-raboty-nad-p.html (дата обращения: 21.02.19).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка,как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника.
В помощь воспитателям ДОУ....
Статья на тему "Воспитание личности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности"
Статья на тему"Воспитание личности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности"...
Статья на тему "Воспитание личности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности"
Статья на тему "Воспитание личности дошкольника в различных видах музыкальной деятельногсти"...
«Семейное чтение - форма нравственного воспитания личности дошкольника»
«Семейное чтение - форма нравственного воспитания личности дошкольника»Подготовила Лобжанидзе Р.Р.«Читать — это еще ничего не значит,...
публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.
Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...
статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Образованию отводит...