Формирование самостоятельности произвольности у детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности и произвольности у детей дошкольного возраста
Зайцева М.А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 77 «Василек»
Г. Нижний Новгород
Что бы не говорили о том, что дошкольное детство является самоценным периодом, а не подготовительным к школе, не надо впадать в крайности и совершенно не принимать в расчет тот факт, что начальная школа так или иначе случится.
Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с тем, многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и не усвоению школьной программы. Дети с хорошими интеллектуальными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы часто начинают демонстрировать весьма посредственные достижения в учебе.
С другой стороны, своевременное формирование произвольности необходимо не только для учебы, но и для успешной адаптации в социуме, потому что в обществе не любят тех, кто поступает вопреки социальным правилам. Поэтому каждому, уже с детского сада, надо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе. Добавим к этому, в той или иной степени, отягощенный неврологический статус значительного количества детей и проблема формирования произвольности представится весьма актуальной.
Давайте разберемся, что представляет собой данное понятие. Если говорить кратко, то произвольность – это способность управлять своими действиями, контролировать его.
На основе произвольности формируются следующие умения:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу,
- умение ориентироваться на заданную систему требований
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
В целом, поведение дошкольника характеризуется импульсивностью (зависимостью от стихийных внутренних влечений) и ситуативностью (зависимостью от случайных внешних обстоятельств). Поэтому ясно, что данные умения формируются не одномоментно.
За их развитие отвечают лобные доли головного мозга, формирование которых происходит к возрасту 4-6 лет. В это время и появляется у детей способность контролировать свои действия. Более того, считается, что импульсивность, видимо, нужна ребенку в первые шесть-семь лет жизни для его развития, так как благодаря неустойчивости мотивов он легко переключается с одного предмета на другой, и это позволяет ему получать все новые и новые впечатления, что в свою очередь ведет к развитию. Но дальнейшее развитие ребенка после семи лет начинает зависеть от концентрации его внимания в течение длительного времени на одном объекте (предмете) и появляется необходимость в произвольном поведении .
Этапы формирования произвольности:
Первый этап начинается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ребенок этого возраста произвольно направляет свои движения к предметам.
На следующем этапе (когда начинает развиваться речь) ребенок уже проявляет речевое регулирование.
Затем ребенок учится выделять и следовать правилам. Эти правила и регулируют детское поведение.
Наконец, поведение ребенка регулируется им вполне осознанно.
Здесь мы подходим к тому факту, что главной чертой развитого произвольного действия является его осознанность. Невозможно управлять своими действиями без осознания их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Встает вопрос - как научить этому детей?
Исследования психологов отмечают следующие интересные моменты:
В экспериментах изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль часового, охраняющего «фабрику». Оказалось, что в условиях игры время удержания позы значительно увеличивается.
В другом случае экспериментально подтверждены следующие факты:
- дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.
- в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта с простой установкой на запоминание.
Таким образом, первым эффективным средством формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Бесспорно, что игре ребенок контролирует свое поведение, Однако сказать, что он делает это полностью осознанно, будет неправильно. В сюжетно-ролевой игре действия ребенка задаются ролью и ребенок следит за своим поведением как бы со стороны, через зеркало-роль. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилами. Игры с правилами отличаются от ролевых тем, что здесь правило открыто, то есть адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.
Процесс освоения правила в игре происходит следующим образом. Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально и непосредственно. Их привлекает игровой материал или просто возможность подвигаться. Однако взрослый постоянно обращает внимание, что и когда следует делать, поддерживает их правильные действия. В результате дети все более подстраивают свое поведение к требуемым действиям. Происходит осознание правила. В этом легко убедиться, если обратить внимание на замечания, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Они ревностно следят друг за другом, охотно отмечая промахи других. Следующий шаг – ребенок старается сделать все правильно сам. Однако способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива; она требует дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадается и дети «забывают» все ее правила. Длительность этого участия зависит от сложности и доступности конкретного правила.
Когда дети самостоятельно начинают играть по правилам, показанным взрослым, и при этом сами следят за соблюдением правил, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого.
Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает.
Понятно, что в жизни осознанное поведение не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне. И вот здесь центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит совместной со взрослым деятельности, сопровождающейся речевым общением. Важнейшая функция речи состоит в том, что она дает возможность планировать свое поведение. Ребенок фиксирует в слове свое действие или намерение, следовательно осознает.
Следующее понятие – это самостоятельность. Ни для кого не секрет, что жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а способность самостоятельно видеть проблемы и самостоятельно же их решать.
Только ребенок с высоким уровнем развития самостоятельности может в дальнейшем успешно учиться в школе. Понимают это все, НО! В практике работы дошкольных учреждений и особенно в семье большое внимание уделяется вопросам подготовки к школе в плане интеллектуального, эстетического и (что тоже крайне важно!) физического воспитания детей, в то время как проблема воспитания самостоятельности отошла на второй план.
Как результат – ребенка, который вполне уже по возрасту способен кушать самостоятельно, кормят с ложки. Того, который в состоянии самостоятельно одеться – одевают. Продолжать можно бесконечно: готовим уроки только со взрослым, как собран портфель нужно проверять и т.д. Заметим, что даже самообслуживание удается с трудом, не говоря уже о том, чтобы оказать какую-либо помощь другим. Чем это все может закончиться, в утрированной форме демонстрирует следующая история: «Доктор, мой сын все время лепит куличики из песка и делает вид, что их ест…» И все это при том, что каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Кризис 3-х лет проходит под лозунгом «Я сам!»
Причин тому может быть несколько.
- Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, он слишком мал, или его никто не научил.
- Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!». А взрослые берут главную роль на себя или вообще делают все сами, так как ребенок действует медленно, не всегда аккуратно, совершает ошибки. Так благоприятный период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.
- Другая крайность - взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.
- Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.
Итак, когда мы выяснили, что самостоятельность необходима, разберемся, что это такое. В психолого-педагогической литературе понятие самостоятельности неоднозначно.
С одной стороны, самостоятельность - это характеристика способа деятельности. С этой точки зрения структура самостоятельности будет соответствовать структуре деятельности и включать мотив, цель, отдельные действия и т.д. Согласно этой точки зрения, степень самостоятельности ребёнка определяется именно как степень его независимости от помощи извне.
С другой стороны, самостоятельность рассматривается как одно из качеств личности характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. Развивать самостоятельность личности необходимо уже в дошкольном возрасте. На это нас нацеливают и исследования психологов, и нормативные документы, причем выделяют следующие этапы:
- Ребенок действует без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого в обычных для него условиях, (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
- Ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, но близких и однородных ситуациях. Например, ребенка в детском саду учат, что гостям надо предлагать стул. Дома без просьбы взрослого ребенок сам приносит из комнаты на кухню стул для зашедшей к маме соседки.
- На третьем этапе возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило действий приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением детьми разных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной и др.) при этом трудовая деятельность отличается более непосредственной связью с жизнью взрослых, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуация, в которой они выполняются, вполне реальны и приводят к получению конкретного результата.
«Трудовая деятельность создаёт условия для проявления и развития самостоятельности ребёнка, потому что дает возможность для удовлетворения тех потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены в других видах деятельности, в том числе и в сюжетно-ролевой игре». Это социальные потребности, одна из которых – быть полезным.
Закончить хочется словами французского писателя Эрнста Легуве. «Главная цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...