"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "
статья (подготовительная группа)

Евпак Ольга Владимировна

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором  начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_krayniy_variant.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "

Введение

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать  из поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором  начинает формироваться социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственная и творческая активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.

Приобщение детей к национальной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Именно поэтому я считаю, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. И эта деятельность чаще всего сопровождается игрой с игрушкой. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Актуальность

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.  Народная кукла была и остаётся незаменимым спутником ребёнка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции (помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения). Почему я  выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?  Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её, ребёнок узнаёт историю своего народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Самодельная кукла – она полна доброты, красоты, в ней есть душа. Куклы, сделанные в семье и передаваемые из поколения в поколение, содержали сокровенную родовую информацию, информацию любви и защиты от болезней, злых людей. При изготовлении народной куклы отсутствует понятие неудачи. Каждая кукла, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой.

Никому не секрет, что сегодняшнее поколение, а тем более сегодняшние дети, совсем ничего не знают о настоящей народной игрушке, когда-то здесь образовалась брешь, пустота. С большим сожалением смотришь на современные детские игрушки и видишь, как дети с ними обращаются, играют и понимаешь, что необходимо детям прививать совсем другие ценности. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды.  С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Дети стремятся быть похожими и внешне и внутренне на эти новомодные куклы.

Возникает противоречие:  как, играя современными игрушками развить духовный мир ребенка, основанный не на потреблении материальных ценностей, а на добре и чистоте мыслей, взглядов, поступков. Как не утратить свою индивидуальность  в погоне за «чужим образом», сохранить свое «Я», свою уникальность и самобытность?   Основным условием для решения данной проблемы, я считаю, в возможности использования самодельных игрушек, в том числе народных кукол. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. При изготовлении самодельных кукол, дети видят,  насколько разными получаются их куколки, непохожими и неповторимыми. В процессе изготовления каждый ребенок, стремится украсить свою куклу в особенном стиле, придать ей черты неповторимости. В этом заключается проявление индивидуальности каждого ребенка. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Все вышеизложенное позволило определить цель моей работы:

Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное изготовление тряпичных кукол.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Обучающие задачи:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • расширять  и обогащать знания о куклах традиционной культуры;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью

Воспитательные задачи:

  • содействовать нравственно-патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе, создавать   эмоционально-положительный настрой.

Новизна состоит в том, что в своей работе с детьми я стараюсь объединить исторические традиции и рукотворчество  детей и родителей посредством изготовления и выставки народной игрушки, используя в дальнейшем их для украшения и оформления интерьера дома и  детского сада.

Алгоритм занятий  по изготовлению тряпичной куклы:

  • Вводная часть (сформулировать цель работы)
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия (выставочная деятельность).

В процессе деятельности я использую следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
  • показ;
  • объяснение;
  • наблюдение;
  • импровизации;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • анализ и самоанализ.

Используемый материал:

  • ткань разной фактуры, тесьма;
  • нитки мулине, шерстяные нитки;
  • лыко, пенька;
  • береста, ветки деревьев;
  • вата;
  • солома

Формы взаимодействия с детьми:

  • Ручной труд, конструирование
  • Мастер-классы,  творческие мастерские
  • Творческие проекты
  • Экспериментирование, проектирование, коллекционирование;
  • Беседы, рассматривания, наблюдения;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Игры, викторины, чтение и обсуждение;
  • Оформление выставок;
  • Инсценировка и драматизация;
  • Слушание, пение, танцы;
  • Портфолио;

Формы взаимодействия с родителями:

  • Творческие конкурсы;
  • Творческие мастерские;
  • Дни открытых дверей;
  • Творческие проекты;
  • Показ открытых занятий;
  •  Мастер-классы;
  • Совместные посиделки;
  • Консультации;
  • Дискуссии;
  • Информация на сайте ДОУ;
  • Круглые столы;
  • Родительские собрания;
  • Показ и обсуждение видеоматериалов;
  • Решение проблемных педагогических ситуаций;
  • Выпуск газет, информационных листов, буклетов для родителей;
  • Обновление информации для родителей на сайте организации.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
  2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
  3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
  4. Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
  5. Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол.
  6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы.

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка перспективного плана.

Основной этап

Работа с детьми:

  1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки».
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?»,  «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки?».
  3. Занятия – эксперименты: «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
  4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
  5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Неразлучники»; «Пеленашка»,  «Кувадка», и др.
  6. Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек».
  7. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
  8. Продуктивная деятельность детей: рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»; изготовление кукол «Зайчик-на-пальчик»; «Кукла на ложке».
  9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
  10. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Результат опыта работы над данной темой:

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители:

  • дети начали проявлять интерес к народной игрушке, народно – прикладному искусству;
  • овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • начали проявлять доброту, заботу и бережное отношение к игрушкам;
  • возросла речевая активность в разных видах деятельности;
  • сформировались знания о русской народной игрушке – кукле;
  •  освоили технику изготовления тряпичной куклы, очень хорошо стала получаться кукла на ложке.

Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

Родители:

  • освоили технику изготовления народной куклы;
  • были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность,  укрепились семейные связи;
  • обогатили родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком;
  • развитие творческих способностей родителей;
  • повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение  игрушкам, сделанной своими руками).

Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:

  • процесс изготовления куклы приносит радость;
  • работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности;
  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , активизируется словарь;
  • играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли;
  • застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию;

возможность оформления куклами и тряпичными игрушками интерьера детской комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"

Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Презентация "Приобщение детей к русской народной культуре посредством дымковской игрушки у детей среднего дошкольного возраста".

Знакомство с декоративно-прикладным искусством: дымковской росписью, основными элементами. Формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности"...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством инновационных технологий

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. ...

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...