План саморазвития
методическая разработка (младшая группа)

Любченко Валентина Анатольевна

План работы по саморазвитию во второй младшей группе с исполльзованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya.docx272.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя Любченко Валентины Анатольевны

на 2019 – 2020 учебный год

Тема:  Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием мнемотехники»

Актуальность:  В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование

деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т. к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к необычному, формирует и развивает фантазию.

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, нами составлен проект «Мнемотехника – как один из методов развития речи» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники.

Цель работы по самообразованию (расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики, предмета, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня): Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники.

Дата начала работы над темой 1 сентября 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы 31 мая 2019г.

Этапы работа с мнемотаблицей

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице? Про кого это произведение?».

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

воспитателя Любчеко Валентины Анатольевны

на 2019 – 2020 учебный год

№ п/п

Мероприятия, запланированные воспитателем

Срок, отметка

о выполнении

1

2

3

1

Изучение научно-методической литературы (указать выходные данные: автор, издательство, год издания) - Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011, Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007,  Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53, Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115, Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003, Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

Август-сентябрь

2

Участие в открытых педагогических мероприятиях:

  • Открытые показы ООД внутри ДОО (вид, тема) НОД во 2 младшей группе с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».

  • Консультации, конференции, семинары, мастер-классы, педсоветы и т. п. (тема, категория слушателей) Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», памятка «Знакомство со сказками» с использованием мнемотаблиц при пересказывании сказки, мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»

ноябрь

 3

Участие в конкурсах (уровень: районный) не участвовала в районном конкурсе

________________________________________________

_________

4

Создание, обновление и пополнение развивающей среды группы

Примеры таких мнемосхем по которым ребенок может составлять предложения представлены на рисунках 2 и 3:

 hello_html_4ddfa091.jpg              hello_html_8cf0c68.jpg

Рис. 2                                              Рис.3

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Игра с мнемокубиками (рис.4) была создана с целью помочь детям старшего дошкольного возраста освоить серию стихотворении С.Маршака «Круглый год». С помощью кубика ребенок знакомился с литературным произведением, последовательно запоминал опираясь на картинку выражения из стихотворения, тем самым облегчая заучивание стихотворение.

Игра «Карусель» (рис.5) используется для игры с детьми в количестве 5-6 человек. Подгруппа детей бежит в одном направлении. По сигналу воспитателя останавливаются и с помощью картинки схемы определяют свойство предмета. Предмет размещен в середине поля. С помощью этой игры дети закрепляют свойство предметов (запах, вес и т.д), учатся отвечать полным ответом.  Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

hello_html_70559405.jpg    hello_html_5fa0a1.jpg

Рис 4. - Игра «Мнемокубики» Рис.5 - Игра «Карусель»

Сентябрь-май

6

Подготовка к аттестации:

1. Разработка и создание собственных инновационных педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Благодаря использованию уникальных таблиц, я решаю следующие проблемы у детей:

  • развитие памяти, сохранения и

запоминания информации;

  • развитие логического мышления;
  • становление речи, в частности

улучшение дикции, произношения звуков;

  • помогает ребенку научиться правильно

формировать свои мысли и составлять предложения;

  • повышает способность концентрировать

внимание на одном занятии;

  • техника формирует возможность

составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст.

        Успешность работы по использованию метода мнемотехники в познавательно-речевом развитии определяется организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды. Изготовила и использую мнемотехнические квадраты, дорожки, таблицы для развития фонематического восприятия, фонетического представления и аналитико-синтетической деятельности; автоматизации и дифференциации звуков; составления описательных и сравнительных рассказов; пособие «Логопедические карты», системный оператор «Телевизор».

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение детей по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

На подготовительном этапе повышаю  интерес у дошкольников  умению кодировать и декодировать информацию, учу читать модель:

- сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы;

- рассматривание готовой мнемотаблицы, расшифровка символов,  декодирование информации;

-пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу самостоятельно или с моей помощью;

     - графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.

  На основном этапе ознакомлю детей  с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях:

- сообщение темы;

- рассматривание общей схемы кодирования;

 На заключительном этапе учу детей самостоятельному кодированию полученной информации:

- совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта;

- самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

Таким образом, мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

Ноябрь-начало декабря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План саморазвития учителя-логопеда Кирягиной О.В.

Один из вариантов плана саморазвития учителя-логопеда по выбранной проблеме...

План саморазвития педагога

Тема саморазвития:Русская народная культура, как средство формирования духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...

План саморазвития воспитателя Домниной Л.И. на 2015 - 2016 учебный год

План саморазвития  воспитателя Домниной Л.И. на 2015 - 2016 учебный год...

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога. Воспитатель: Парфилова Ольга Петровна. План саморазвития воспитателя на 2015-16 уч.год.

Индивидуальный маршрут профессионального развития воспитателя. План саморазвития воспитателя на 2015-2016 год.                         ( ...

план саморазвития педагога на 2015-2016 учебный год

Использование  ИКТ  в  коррекционно-образовательном процессе с детьми-логопатами дошкольного возраста...

План саморазвития на 3 года. «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей».

План саморазвития на 3 года.«Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей»....