Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний и развитие мировоззрения.
Задачи:
1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
3) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.
4) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_nashi_prava.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»
Цель:
Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний и развитие мировоззрения.
Задачи:
1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
3) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.
4) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
Методы и приемы:
• наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов.
• словесные: ребусы, пословицы, загадки.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу, конвенцию прав ребёнка, Цветок с листиками.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, подведение итогов.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разрезные картинки по сказкам, лепестки, медальки.
Ход занятия
I. Водная часть.
Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу, садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях, написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». И сегодня мы поговорим о ваших правах. А что такое право? (Высказывания детей). Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством. Я предлагаю вам разделиться на две команды: «Радуга» и «Солнышко». (Дети выбирают карточки с изображением радуги и солнышка и садятся за столы с этими картинками).
II. Основная часть.
Итак, наша игра с названием «Счастливый случай» начинается. (Педагог-психолог на фланелеграфе показывает ромашку, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8). Нам нужно собрать лепестки цветка, они нам помогут вспомнить и узнать о ваших правах. Под каждым лепестком обозначено какое-то право. Что же за право под первым лепестком? (Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано солнце). Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.
Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
1 станция «Серая Шейка».
- Ребята, кто изображен на этой станции? (Серая Шейка). На этой станции нам нужно выполнить задание: «собрать пазл» и по собранным картинкам отгадать, какие права Серой Шейки нарушены! (Дети собирают пазл: 3 картинки: право на жизнь, право на защиту, право на семью)
-Итак, ребята, мы собрали картинки. Рассмотрите их и ответьте, какие же права Серой Шейки нарушены? (право на жизнь, право на семью)
- Посмотрите, на этой картинке зайчик защищает Серую Шейку. Какое право выполняется зайчиком? (Право на защиту).
-Почему зайчик решил защитить Серую Шейку? (Ему стало жалко её.)
Берем второй лепесток. (Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «2», символ – изображение свидетельства о рождении).
Что же это за документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Первый документ, который получает ребенок после рождения – это свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином, какой страны является ребенок. А мы с вами граждане, какой страны?
Дети: России.
У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей). Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя. У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами). Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.
Фоновая музыка «Счастье». Ребята, закройте глаза, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька – котенка. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить котенка, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте его, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите рядом с вами, убедитесь, что котенок в полной безопасности. Теперь приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Выключается музыка.
Берем третий лепесток. (На третьем лепестке схематично изображена семья) Что же это за право? (рисунок семьи).
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
- А благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)
Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились вы!
Дети имеют право на воспитание в семье. В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?
Дерево держится корнями, а человек семьей.
На что и клад, когда в семье лад.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Семьей дорожить – счастливым быть.
Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу. Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей). Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей. Идем на следующую станцию.
2 станция «Маугли».
-Кому мы поможем на этой станции? (Маугли)
-Ребята, кто такой Маугли?
- Чем он отличается от нас с вами? (он живет в джунглях с животными, а мы с родителями)
-Для того, чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус. Внимание на экран. (7Я) А у Маугли есть семья?
- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга)
-Где Маугли живет? (в джунглях)
- Кто его друзья? (животные)
- Как он общается с ними? На каком языке? (На языке животных: воет как волк)
- А на каком языке он должен говорить? (На родном языке)
- Какое право нарушено? (Право говорить на родном языке)
-Внимание на экран – (изображено право в картинках).
- Ребята, это ещё не все права, которые нарушены у Маугли.
-Вспомните, кто за ним ухаживал? (Стая волков)
- Как волки моются? Как залечивают свои раны? (Своей слюной)
- Ребята, мы люди, никогда не сможем залечить свои раны слюной. Куда мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (К врачу)
- У Маугли был врач? (Нет)
-Какое право нарушено? (право на медицинский уход)
Педагог-психолог берет четвертый лепесток уточняет, что дети имеют право на медицинскую помощь. Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
Физкультминутка
Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за психологом).
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Молодцы, ребята!
Далее берем пятый лепесток, символ – дом).
- Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на жилище.
- Назовите сказки, в которых нарушалось это право.
(Команды по очереди называют сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.).
3 станция «Царевна-лягушка».
-На этой станции нас просит о помощи «Царевна - Лягушка». Поможем? (ДА)
- Нам надо отгадать загадки.
1.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…(Кожа)
2.Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – Не пропало,
Румяной булкой стало. (Ответ: Печь)
(Шестой лепесток, символ – книга).
Дети имеют право на бесплатное образование. Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания. Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни. В школе дети получают необходимые знания.. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?
Век живи – век учись.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Учиться никогда не поздно.
Учиться всегда пригодиться.
4 станция. Буратино.
- Кто же нас ждет на следующей станции? (Буратино)
-Спешим на помощь к Буратино!!!
– Нарушители прав Буратино зашифровали само нарушение, поэтому нам будет нелегко разгадать его…. Для этого, мы поиграем в игру «Продолжи пословицу», я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами. Готовы?
Век живи…(век учись)
Учиться всегда …(пригодится)
Ученье – свет…(а не ученье-тьма)
Тяжело в ученье…(Легко в бою) –
Что общего у этих пословиц? (они все про ученье)
- Как по-другому можно назвать учение, обучение? (Образование)
-Посмотрим фрагмент из мультфильма, где Буратино учится… Какое право нарушается? (право на бесплатное образование)
-Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?
Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите!
Конвенцию мы изучаем
И вас к тому же призываем!
Психолог предлагает взять седьмой лепесток и объяснить какое право спрятано за ним. Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? (Ответы детей).
III. Заключительная часть.
- Дети, вот и собрали мы свой цветок и помогли нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?
-Серая Шейка? (Право на жизнь, на семью, право на защиту)
-Маугли? ( право на семью, право говорить на родном языке, право на медицинский уход)
- Царевна –лягушка? (право на личную жизнь, на тайну)
-Буратино? (право на бесплатное образование)
- Как называется документ, в котором все эти права прописаны? (Конвенция)
- Наше занятие подошло к концу, ребята! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе"Я ребёнок и я знаю свои права"
Занятие направлено на знакомство и расширение знаний о своих правах,а также какие обязанности имеются у детей....
Собрание для родителей старшей группы в форме игры «Счастливый случай».
Цели и задачи: - рассказать родителям о достижениях детей за год, - познакомить с перспективами на следующий учебный год, - способствовать установлению сотрудничества между педагогами и родителями по ...
Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"
Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"...
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?».
Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры предназначено для воспитателей ДОУ....
Интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры-квест.
Интегрированное занятие в подготовительной группе в форме игры-квест....
Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры «Умники и умницы»
Формировать у детей понятия сложение и вычитание, знание цифр до 20 и арифметических знаков.Формировать умения детей решать и придумывать математические задачи.Закрепить знания о последовательно...
конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры "Что? Где7 Когда"
Тема: Итоговое занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» Интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Ц...