План по самообразованию 2015-2019гг.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Пугачева Эльвира Махмутовна

План по самообразованию 2015-2019гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_pugacheva_e.m.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 90 «ПОДСОЛНУШЕК» Г.НИЖНЕКАМСК

Ф.И.О. СИБАЕВА ЭЛЬВИРА МАХМУТОВНА

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ»(3-4Г)

ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО МЕТОДИКЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НОВЫХ ПРОГРАММ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОПЫТОМ РАБОТЫ ДРУГИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПЕДАГОГОВ.

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический
продукт как результат
(тема,название)

Субъективные
достижения

Формы представления
результатов

(место и дата)

I этап  - Аналитический

Период 2015-2016г.

Изучение проблемы

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы;  провести диагностические исследования,

составить метод.копилку, картотеки

Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта,  интернет-ресурсов;  

мониторинг диагностических исследований;

картотека,

оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).

самоотчет,

само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка

- педчас,

- информации на профессиональных сайтах (альтернативный сайт)

II этап – Конструирующий

Период 2016-2017г.

Создать методическое сопровождение

1.Разработать программу (цикл занятий,…)

 Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, пакеты диагностических методик, метод.рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка ( примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

самоотчет, аналитическая справка, отзыв коллег, родителей

- педчас,

- информации на профессиональных сайтах

- открытый показ,

III этап - Формирующий

Период  2017-2018г.

Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, выступлений и т.д.),

оформление результатов диагностики,

оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

самоотчет,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

 отзыв коллег, родителей

- педчас, семинар, МО,

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ.

IV этап - Обобщающий

Период   2018-2019г.

Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция перспективных планов работы с детьми,  проектов, метод.рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей,

оформление методических рекомендаций;

участие в конкурсах различного уровня.

самоотчет,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО,

- информации на профессиональных сайтах

- открытый показ, мастер-класс.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Тема самообразования: «Сенсорные эталоны»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

2015-2016 гг.

2

Постановка целей, задач работы

Цель самообразования: Систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.

Задачи самообразования: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной  теме (подготовка  консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

1-й год

3

Выдвижение гипотезы

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Составление плана работы по самообразованию

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

1-й год работы над темой

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

Изучить литературу по данной теме:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010 .

6. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком  3 лет». ТЦ М. 2011.

7. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 3-4 лет» ТЦ М. 2011.

8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей младшего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

10. Интернет ресурсы

2-й, 3-й года работы

над темой

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп

Работа с родителями:

-Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

-Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

-Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

-Анкетирование родителей

-Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Работа с детьми:

1. Изобразительная деятельность (нетрадиционные техники рисование на песке и пальчиковое рисование на бумаге)
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти, пальцев рук и тактильного восприятия. Происходит продолжение знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
2. Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
3. Массаж ладоней и пальчиков рук (массажные мячи с шипами) - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. (игры с массажными мячиками) .
Игры «Ежики», » «маленькие гномики», «в огороде ли, в саду».
4. Пуговицы- развивают зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Игры «Сортировка», «башенка», «цепочка».
5. Игры с крупами-способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. «Месим тесто», «наполни банку», «веселые шарики», «Ягодки».
6. Шнуровка- развивает мышление, самостоятельность, совершенствуется моторика рук. «Елочка», «бабочка», «туфелька».

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

3-й год

(4-й, 5-й годы)

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов,, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

Продолжить работу по теме:

  1. «Сенсорные эталоны». (согласно возрастной группе);
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  3. Изучить новинки методической литературы.
  4.  Продолжать работу с родителями по ФЭМП

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:

  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

3

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

4

Участие в педагогических конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период 2015-2019гг. воспитателя МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида» г.Нурлат Республики Татарстан.

Актуальность темы:Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированн...

индивидуальный план самообразования 2015-2019гг.

план по сомообразованию инструктора по физической культуре...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...