Знакомство детей с чувашским фольклором. Консультационный материал для педагогов ДОУ. (Из личного опыта)
консультация
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Фольклор дает прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_chuvashskim_folklorom.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Знакомство детей с чувашским фольклором»
Широкие круги общественности обеспокоены тем состоянием, в котором оказался чувашский язык. Поэтому, 27 октября 1990 года был принят закон «О языках в Чувашской Республике». Государство берет на себя обязанности гаранта полноценного и полнокровного функционирования языка коренного населения республики и тем самым обеспечивает существование и будущее чувашского народа, как нации.
Обучению детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».
Изучая язык, ребенок приобщается к истории города, где он живут, с памятными местами, которые их окружают, с истоками народной мудрости: сказками, потешками, пословицами, поговорками, песнями, хороводами, загадками.
Основными задачами работы МБДОУ в этом направлении является:
- воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
- развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;
- формировать желание слушать и понимать чувашскую речь.
Эти задачи решаются не только на занятиях обучения чувашскому языку, но и в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности детей.
Чувашский народ создал огромную количество изустной литературы: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струи, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные и бытовые.
Не совсем верно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственной облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Дошкольники активно реагируют на воздействия окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ чувашского устного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали педагогическими средствами. Пословицы и поговорки содержат педагогическую идею и оказывают воспитательное влияние.
Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружелюбия.
Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Целью воспитания народ всегда считал подготовку молодёжи к самостоятельной жизни. К этой основной цели направлялась все усилия, все виды, формы и методы воспитания.
Тема труда прочно утвердилась в песнях и играх детей. В них воспевается труд, трудолюбие, высмеиваются лентяи - лежебоки или же такие мастерицы, как Дуня - тонкопряха, чьи нитки «потолще каната, потоньше ослабли».
Как гармоническое слияние труда и искусства выступает традиционные трудовые праздники, имеющиеся у каждого народа. Праздники эти обычно связаны с завершением весенне-полевых работ. У чувашей традиционным праздником является «Акатуй».
В МБДОУ тоже проводятся такие традиционные праздники, как: «Акатуй», «Сурхури». На этих праздниках используется песни на чувашском языке, музыка, хороводы, танцы и игры.
Воспитание - мощный ускоритель общественного прогресса. Ещё на заре человечества, когда под воспитанием в основном подразумевалась питание, уход за детьми, передача им трудовых навыков и умений, общественная значимость этого вида человеческой деятельности была исключительно велика.
Практические цели, задачи воспитания постоянно активизировали мыслительную деятельность людей, способствовали возникновению воспитательных идей и традиций, воспитание было и будет всегда. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Напрасно мы хотим выдумывать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ».
Приобщение же к искусству, любовь к родному краю, к родному языку начинается с первых дней жизни ребенка - колыбельными песнями убаюкивали ребенка. Матери, бабушки, сестры, нередко братья поют эти песни над колыбелью или укачивая ребенка на руках. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. В колыбельные песни вложено очень много ласки, любви. Как отмечает Г.Н. Волков, слова песни детям, лежащим в колыбели, ещё не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, не проходит бесследно.
Колыбельная песнь - это, действительно, вызывающий изумление гениальный сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный содействовать росту и развитию ребенка.
Народная песня чрезвычайна разнообразна. Немало чувашских песен, сочиненных специально для детей. Ни одна возрастная группа не обижена, песни есть для каждого. Недавно малыши засыпали под песню матери, а теперь сами поют колыбельную своим куклам. Известный чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев говорил о песнях, как о наиболее яркой части духовного богатства чувашского народа.
Важную роль в воспитании личности ребенка занимает загадки.
Загадки умны, высокопоэтичны, иные несут в себе нравственную идею. Они соответственно оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышления детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Много загадок имеется о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека. Например:
- Пéр çãмхан çичé шãтãк (голова - пуç).
- Икé тãван урам урлã пурãнаççé, нихãçан пéр-пéрне курмаççé (куç - глаза).
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песни, пословицы, поговорки, загадки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Я работаю над проблемой «Влияние чувашского народного фольклора на развитие личности ребенка» со второй младшей группой. Что же заставило меня работать над этой проблемой?
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе народный чувашский фольклор. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Для успешного решения своей проблемы я изучила такую литературу:
1. Г.Н. Волков «Этнопедагогика», Чебоксары, 1974 г.
2. «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
3. В.Я. Канюков «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.
4. М.Я. Сироткин «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
5. «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.
6. «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.
7. М.И. Скворцов «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.
Начала я работу с детьми младшей группы. В группе основная часть
детей была из чувашских семей. Но они не все владели чувашским языком. Поэтому мы поставили перед собой такую цель - развивать у детей чувашскую речь, знакомить с чувашским устным народным творчеством.
Для успешного решения этих задач по изучению чувашского языка и культуры родного края нам нужно было создать условия для работы.
В групповой комнате у нас есть специальный чувашский уголок. Там есть куклы в национальных костюмах. Детям нравится играть с ними. Также у нас выделено место для изделий чувашских мастеров из керамики и из дерева. Есть разные книжки чувашских писателей и поэтов: «Асанне юррисем» К. Вишневская, «Ача садéнче» П. Ялгир, «Утãра» И.Я. Яковлев. Специально для работы с детьми по чувашскому фольклору изготовили альбомы: «Шухã вайãсем», «Шапа сãввисем», «Тупмалли юмахсем», «Ваттисен сãмахéсем», «Сãпка юррисем». Всё это мы используем в своей работе на занятиях по обучению чувашскому языку, по ознакомлению с народным творчеством. Изготовили для показа кукольного театра фанерных героев из русских и чувашских сказок: «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Айван чãхã», «Тилé тус», «Сармантей», «Алсиш».
Литература:
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974 г.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 г.
- Волков Г.Н. «Этнопедагогика чувашского народа», Чебоксары, 1974 г.
- Детская литература (Под редакцией Е.Е. Зубаревой), М., 1989 г.
- Канюков В. Я. «Ача-пãча сãмахлãхé», Шупашкар, 1964 ç.
- Мельников М.Н. Русский фольклор.
- Павлова Л. Фольклор для маленьких. /Д./в. - 1990, №7, №4.
- «Программа воспитания ребенка-дошкольника» Чувашское книжное издательство, 1995 г.
- «Сãпка юррисем» И.В. Васильев пухса хатéрленé, Шупашкар, 1989 ç.
- Сироткин М.Я. «Чувашский фольклор», Чебоксары, 1965 г.
- Скворцов М.И. «Культура чувашского края», Чебоксары, 1994 г.
- «Сохранение и развитие национальных традиций в процессе формирования музыкальной культуры», Чебоксары, 1990 г.
- Хрестоматия для маленьких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Знакомство детей с чувашским фольклором»
Фольклор даёт прекрасные образы чувашской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать чувашским языком....
Консультация для родителей "Знакомство с чувашским фольклором"
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себя чувашское устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами....
Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
КРУЖКОВАЯ РАБОТА «Знакомство детей с народным фольклором через сказки» (средняя группа)
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, спосо...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
Консультационный материал для педагогов
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?...
Сборник методического и консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
В сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста входит цикл консультаций, сценарии мастер-классов, деловых игры для педагогов ДОО. Методичес...