Конспект для родительского собрания "Влияние компьютера и компьютерных игр на психику ребёнка"
консультация (средняя группа)

Плотникова Оксана Витальевна

Цель родительского собрания:

 

- профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере.

 

Задачи:

- формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

- помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

- информировать   родителей о вреде и пользе компьютера,

- развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе

на тему:

«Влияние компьютера и компьютерных игр на психику ребёнка».

Цель родительского собрания:

- профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере.

Задачи:

- формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,

- помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;

- информировать   родителей о вреде и пользе компьютера,

- развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Ход собрания:

Сложно, наверное, представить современную жизнь без персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов. Для некоторых они служат рабочим инструментом, а для большинства – средством для развлечения и отдыха. Все процессы постепенно автоматизируются и компьютеризируются. Это удобно и, в общем-то, неплохо.

Но стоит ли ребенка подпускать к технике? Какова роль компьютера в развитии подрастающего поколения? Что получает от виртуального мира чадо: пользу или вред? Эти вопросы волнуют родителей. А потому сейчас мы с ними разберемся.

Какой от компьютера прок?

Никто, разумеется, не может отрицать, что компьютер способен дать много чего полезного для развития ребенка:

  • Общее обучение с помощью компьютера происходит быстрее и интереснее. Техника дает возможность получить многообразную информацию: материалы электронных энциклопедий с картинками и иллюстрациями, мнение современных ученых и сверстников.
  • Ускоряется развитие зрительной и зрительно-моторной функций. Этому способствует отслеживание движения курсора, нажатие клавиш на клавиатуре и мышке.
  • Формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивается ребенок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел.
  • Происходит развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти.
  • Появляется техническая грамотность.

Но все это происходит только, если ребенок вовремя попадает за компьютер. При этом он должен не только играть в «стрелялки» и «бродилки», а целенаправленно заниматься. Но какой же возраст считается оптимальным для того, чтобы обучать детей работе на компьютере? Как утверждают современные психологи и педагоги, наиболее подходящий возраст для знакомства ребенка с компьютером – это 6-7 лет. Развитие дошкольников происходит в основном с помощью реальных игр. Поэтому не имеет смысла начинать приучать ребенка к компьютеру раньше.

Впрочем, если старший дошкольник 1 раз в неделю в течение 20 минут будет заниматься изучением иностранного языка за компьютером, беды большой не будет. Только очень важно, чтобы родители в этот момент находились рядом и внимательно следили за обучающим процессом.

Вред компьютера для детей.

Больше всего споров, наверное, возникает, когда встает вопрос о вредном воздействии компьютеров на здоровье ребенка. Но, как говорится, «нет дыма без огня». Самым главным минусом можно назвать то, что работа за компьютером (каким бы современным он ни был) отрицательно сказывается на зрении. Наблюдается колоссальное напряжение сетчатки глаза и глазных мышц. Для того чтобы снизить нагрузку на зрение, родителям необходимо правильно организовать рабочее место.

Расположение монитора должно быть строго параллельно глазам ребенка. Чадо должно смотреть прямо, а не сверху вниз или снизу вверх. При этом расстояние от глаз до экрана должно составлять более полуметра. Также надо следить, чтобы от окна или лампы не создавались дополнительные блики на экране, так как это негативно сказывается на зрении.

Еще, для того чтобы зрение «не падало», родители должны научить ребенка делать в перерывах специальную гимнастику для глаз и строго отслеживать время пребывания чада за монитором. Оно должно составлять не более часа в сутки для школьников и не более 20-30 минут для дошкольников. Причем, желательно, не каждый день.

Помимо ухудшения зрения у детей могут развиваться и другие серьезные заболевания. Работа за компьютером предполагает неподвижный образ жизни. Из-за этого могут возникнуть проблемы с позвоночником: сколиоз, кифоз и другие искривления. Поэтому родителям необходимо объяснить необходимость некоторых упражнений:

  • регулярных потягиваний;
  • поворотов и наклонов головы;
  • гимнастики для рук;
  • наклонов туловища.

При установке компьютера родителям следует подумать и о вредном электромагнитном излучении. Не нужно размещать технику в спальне малыша. Если же в квартире нет свободного места, где бы поместился бы компьютер, то прибор следует на ночь выключать от сети полностью. Тогда электромагнитное поле не будет образовываться и негативно влиять на здоровье малыша.

Заботливые и внимательные родители часто задаются этим вопросом. Компьютерные игры опасны. С одной стороны это может быть и развивающая игра, на память, изучение чтения или математики, но с другой ... даже такие игры может вызвать игроманию и зависимость. Игры, особенно первые, обязательно необходимо выбирать. Это должны быть развивающие, добрые и понятные ребенку игры. Играть желательно в них вместе, при этом общаться и обсуждать какие-то моменты. Можно, при условии, что ребенок разобрался как играть, и оставлять его одного, но все же не надолго и жестко ограничивать проведенное за компьютером время, при чем делать это мягко.

Вообще говоря, пожалуй, наиболее важное в отношении компьютерных игр должно быть то, что в жизни ребенка должны быть более интересные альтернативы проведения времени, о которых нужно позаботиться взрослым.

Сколько времени безопасно проводить ребенку за компьютером? Есть такая формула, выведенная современными учеными: возраст ребенка умножают на 3, причем отдыхать потом нужно такое время, которое можно высчитать, как время проведенное за компьютером, умноженное на 3.

Может ли ребёнок «заболеть игроманией»? Может.

 Что делать родителям, когда явно ребёнок НЕ хочет переставать играть? Договариваться заранее о времени, строго соблюдать договоренность, не идти на поводу у ребенка, не быть занятым в то время, когда была договоренность перестать играть.

Какие компьютерные игры существуют?

  • спортивные. Самая простая «динамика», чаще всего - это виртуальная реализация существующей соревновательной дисциплины;
  • головоломки. В них участник получает задание, которое необходимо решить. Головоломки могут динамическими, а могут и нет; 
  • логические. Это, как правило, игры не развлекающие, поскольку требуют сосредоточения и повышенной умственной напряженности, например, виртуальные шахматы; 
  • «стрелялки». Их главная задача – уничтожить противника, пока он не уничтожил вас;
  • тренажерные. Помогают человеку развить, на начальном этапе разумеется, необходимый навык. Можно, например, посидеть за рулем автомобиля;
  • обучающие. Составляются педагогами и направлены на получение определенных знаний в развлекательной форме;
  • приключенческие - заставляют думать, постоянно ставя все новые и новые задачи. Причем от того какое решение будет принято, зависит дальнейший ход событий. Каждому решению соответствует свой сценарий;
  • стратегии. Ключ к победе в этом классе  - четкое планирование. Тематика может быть очень разной, но общий смысл – это завладение чем-либо путем реализации продуманного плана. Среди стратегий можно выделить экономические, в которых необходимо, как правило, построить свое прибыльное дело, обойдя конкурентов; военные, где можно примерить на себя роль главнокомандующего, а задачей станет – победа в войне.

Теперь, давайте решим,  какие же из этих многочисленных классов пагубно могут повлиять на вашего ребенка, а какие принесут пользу.

Во-первых, однозначно вредны «стрелялки». Оторваться от них сложно, за счет того, что при переходах на различные уровни обстановка и враги меняются. Главная задача «стрелялки» - как можно больше убить и взорвать. В них ребенок постоянно видит насилие, кровь, и совершенно не думает. 

Меньшее воздействие на психику ребенка несут спортивные компьютерные игры. Но хоть негативно они на ребенка не воздействуют, пользы от них тоже мало.

А вот стратегии как раз несут в себе пользу. В них ребенок учиться мыслить. Ведь перед ним встает проблема, которую необходимо решить не за счет быстрого нажатия клавиш, а за счет обдумывания определенной стратегии и плана действий.

Безусловно, полезными также будут головоломки, логические и обучающие игры.

Какую же пользу могут получить дети от виртуального мира, предлагаемого ему компьютером.

Компьютерные игры способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, мелкой моторики рук, памяти, внимания, логического и стратегического мышления, визуального восприятия объектов, зрительно-моторной координации.

А какой же ещё может быть вред от компьютерных игр? Во-первых, как уже упоминалось, некоторые из них связаны с насилием и негативно влияют на психику ребенку.

Впрочем, вопрос о вреде и пользе компьютера для детей - это вопрос, на который не существует однозначного ответа. Очевидно, что во всем следует соблюдать меру и если ребенок целый день сидит за компьютером, даже за игрой, которая заставляет думать, то психика ребенка не пострадает, но вот физическое здоровье будет подвергаться риску. Необходимо грамотно сортировать игры: в одно время предлагать расслабляющую, в другое – развивающее реакцию, а в третье – логическую.

А напоследок, вот некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать родителям при выборе и дальнейшем использовании компьютерных игр для вашего ребенка:

  • предлагайте ребенку только те игры, которые подходят ему по возрасту, ведь у каждой из них есть определенное возрастное ограничение;
  • перед тем, как предложить ребенку приступить к купленной новинке, сами просмотрите задания, оцените их пользу для ваших детей;
  • участвуйте в игровом процессе для контроля и личностного общения;
  • помогайте ребенку справляться со сложными заданиями;
  • соблюдайте режим, играть ребенок должен не больше 30 минут в день.

Раздать родителям буклеты по теме родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста."

Семинар-практикум для родителей дошкольников, на котором родителям предлагается в ходе дискуссии определить влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка дошкольного возраста. Одна команда...

Влияние компьютерных игр на психику ребенка

Полезная информация для родителей...

Неправильные родительские фразы, калечащие психику ребёнка.

  Воспитание детей — очень сложный и деликатный процесс. Все родители  хотят, чтобы жизнь их ребенка сложилась счастливо, чтобы, когда он вырос, у него была дружная, любящая...

Конспект тематического родительского собрания в старшей группе по теме: «Компьютер в жизни семьи и ребёнка»

Тематическое родительское собрание в старшей группе по теме: «Компьютер в жизни семьи и ребёнка»...

Влияние компьютера на психику ребёнка.

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в ог...

Ребёнок и компьютер. Профилактика компьютерной зависимости.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, но к сожалению компьютер и стал той реальностью для нас и наших детей, которая отнимает у нас живое общение, совместное времяпровождение, здоровье, и оч...