Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений
статья (средняя группа)
Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений
Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований Программы воспитания в детском саду, позволяя решать сформулированные там образовательные и воспитательные задачи:
– развивать социальное мышление, социальную креативность, общительность;
– знакомить с правилами поведения в обществе;
– формировать уважение к людям труда;
– приобщать к национальной и мировой культуре с помощью малых форм фольклора;
– обогащать и углублять круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывать к нему ценностное отношение;
– овладевать богатством родного языка;
– формировать умение говорить чётко, выразительно, использовать
разную интонацию, темп;
– помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе;
– формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;
– воспитывать любовь и уважение к родителям, прародителям;
– содействовать пониманию и эмоциональному переживанию ценности дружбы, доброты, вежливости, умению владеть собой;
– развивать способности противостоять эгоизму, злобе, несправедливости;
– обогащать представления о труде людей, формировать уважение к людям труда, чувство признательности им;
– стимулировать желание заняться созидательным трудом на благо людей, своей Родины;
– формировать положительное отношение старших дошкольников к школе как к первой ступеньке гражданской зрелости;
– развивать активную речь, стимулировать общение на белорусском
языке;
– широко приобщать к богатству русского и белорусского языков,
формировать ценностное отношение к ним;
– развивать чутьё языка, способность замечать его выразительные
средства [5, c. 1].
Генеральные социализирующие цели культурного присвоения пословиц:
– удержание, формирование и трансляция культурного менталитета;
– формирование культурно-исторической, нравственной идентичности личности ребёнка;
– сбережение нравственных норм и традиций в структуре нравственного сознания;
– обеспечение традиционной коммуникативно-речевой деятельности как источника единства культурной общности.
Педагогические задачи:
– педагогизация процесса культурного присвоения пословиц;
– введение пословиц в контекст образовательного процесса
дошкольного учреждения;
– превращение пословиц в диспозиции системы мотивационной сферы личности.
Выделяют следующие функции пословиц как инструмента педагогического воздействия:
- лексические;
- культурно-трансляционные матрицы;
- социально-эвристические;
- когнитивные;
- нравственные;
- регулятивно-поведенческие;
- деятельно-диспозиционные;
- психологические;
- эстетические и др. [5, c. 2].
Представляется оправданным стремление отнести лексические функции пословиц к основополагающим в процессе педагогизации их изучения. Постижение одного языка будет более продуктивным, если пословицы станут неотъемлемым элементом речевой деятельности ребёнка. На некоторые лексические функции изучения пословиц с детьми-дошкольниками необходимо обратить внимание:
– пословицы позволяют осуществить знакомство с новыми способами организации, построения речи;
– способствуют пониманию фразеологизмов, включению их в активную речь;
– формируют понимание инструментального предназначения слова;
– учат словообразовательной процедуре, позволяют строить аналогии по определённому признаку, умея его определить, почувствовать;
– благодаря усвоению пословиц происходит обогащение словарного запаса;
– в лексикон вводятся новые слова и понятия;
– у ребёнка формируется представление, а затем и понятие значения слов;
– ребёнок возвышается до понимания многозначности семиотических групп, выраженных в слове;
– развивается метафоричность, иносказательность речи;
– формируется интерес к родному слову, понимание его жизнетворящих возможностей;
– благодаря изучению пословиц происходит активизация словаря ребёнка;
– формируются навыки инструментального (а не только декоративного) использования пословиц;
– культурное присвоение пословиц побуждает к речевому творчеству и др.
Также различают функции пословиц в развитии интеллекта ребёнка:
– эвристическая;
– когнитивная, познавательная;
– источник социального познания;
– развивают социальный интеллект;
– учат преодолевать буквальный смысл слова;
– дают первичные представления о знаке и значении;
– показывают многозначность слов;
– развивают чутьё к иносказанию;
– учат распознавать смыслы;
– дают понимание связи «знак – значение – смыслы»;
– развивают ассоциативное мышление [5, c. 3].
Функции пословиц в формировании культурного менталитета:
– употребление пословиц как инструмента этнопедагогики;
– формирование культурно-исторической, культурно-нравственной идентичности личности;
– формирование устойчивой культурной самоидентичности;
– создание культурно-нравственных диспозиционных матриц личности;
– формирование уважения к традициям культуры;
– формирование национального самосознания, патриотического чувства.
Пословицы – один из авторитетных источников информации о моральных нормах, нравственных традициях, моральных обычаях поколений, ставших должными. Педагогическая ценность пословицы как морального эталона – возможность высказать свою точку зрения, моральную оценку, ссылаясь на авторитет общественного мнения, закрепленного в пословице, не рискуя вызвать психологическую защиту по типу «отрицание».
Процесс знакомства и усвоения пословиц детьми регулируется образовательным маршрутом, траектория которого определяется конкретной педагогической ситуацией.
Образовательные мероприятия могут быть посвящены пословице как явлению культуры, достижению человеческого опыта и морали. В процессе этой работы можно познакомить ребят с самыми разными пословицами, показать, как в такой коротенькой фразе скрывается большой смысл, как многопланово она может быть использована. Она является подсказкой человеку, если он испытывает затруднения при выборе того, как необходимо поступить в данной ситуации. Ведь пословица говорит о том, как в данной ситуации поступают другие люди. С пословицей можно советоваться, ей можно задавать вопросы. Она всегда ответит словами народной мудрости .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...
доклад: Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений.
Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений....
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
Использование народных игр в педагогическом процессе современного дошкольного образовательного учреждения.
Консультация для воспитателей....
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Нас, взрослых, игры отвлекают от проблем, а хорошие игры, «умные игрушки» — ещё и великолепная разминка для ума. Зависит от нас, родителей, играть детям или нет, если играть, т...