доклад: Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений.
учебно-методический материал на тему

Татьяна Васильевна Тищенко

Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_tsarevich.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная игра в воспитательном процессе современных дошкольных образовательных учреждений.

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека – явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение народных игр. Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие  явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Народные игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Так, для детей наиболее важными в игре являлись задачи физического и психического развития, для молодежи – знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.

Со второй половины 19 века в России начинается осознанное и целенаправленное стремление к познанию народной игры. В последние десятилетия народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И.Березина, Т.А.Бернштам, В.М. Григорьев, Д.И. Латышина, И.С.Слепцова и др.).

В 21 веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. Так, из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды. А ведь именно игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы.

Наметить пути выхода из создавшегося кризиса может творческое осмысление особенностей существования народных игр. Для этого необходимо знать традиционные народные игры, в которых заключен опыт воспитания, отшлифованный многими поколениями.

Именно поэтому ведущими в моей педагогической деятельности с детьми являются  игровые технологии, которые развивают познавательный интерес, познавательную активность: внутренне состояние готовности к поиску новых впечатлений. Для этого использую разнообразные средства:

- анализ жизненных ситуаций, осуществляемый вместе с ребенком,

- экспериментирование с предметами и объектами природы,

- индивидуальные и коллективные игры, способствующие развитию у детей гибкости мышления, умения создать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.

Игра для моих воспитанников – учеба, игра для них – труд, игра – способ познания окружающего мира, игра для нас – серьезная форма воспитания.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных  и воспитательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Русские народные игры, применяемые мною в работе с дошкольниками, характеризуются преодолением трудностей и таким образом тренируют физическую силу, ловкость, воспитывают в себе волевые качества – все то, что имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности. Процесс обучения моих воспитанников проходит в доступной и увлекательной форме благодаря использованию  русских народных игр.

В своей педагогической практике большее предпочтение отдаю этим играм,                  

т.к они могут быть успешно использованы с целью.

Ведь именно дошкольнику свойственно познавать мир, исследуя его. В народных играх как раз и имеет место быстрая смена цели и направленности действий, что влечет изменчивость реакции ребенка.

Все русские народные игры по направленности влияния на развитие детей делю на следующие группы:

- состязательные игры

К таким играм можно отнести подвижные, направленные на укрепление и сохранения здоровья. Игры:  «Гонка мяча по улице», «Горелки», «Дрема», «Ежик и мыши», «Жмурки обыкновенные»,  «Катание обручей», «Колдун», «Колечко»,  «Лиса в норку», «Ляпка», «Молчанка», «Не ври». Эти игры развивают не только силу, ловкость и  выносливость, но и расширяют процесс взаимодействия с окружающим миром, воспитывают сплоченность,  умения совместно выполнять действия и снятие эмоционального напряжения. Они интересны детям, их увлекает результат игры.

- драматические игры

К ним отношу игры с сюжетом. «Волки и  гуси», «Ворон и куры», «Гуси-лебеди», «Корабль», «Крыночка», «Овечки», « Почта», «Пчелки и ласточки».

Такие игры  расширяют и углубляют процесс взаимодействия детей с окружающими людьми, знакомят с особенностями различных видов деятельности. Формируют представление о добре и зле, мудрости и глупости, честности и справедливости, развивают чувство  товарищества, взаимопомощи. И самое главное они дают развитие познавательного интереса к знаниям, формируют у ребенка положительное отношение к труду, воспитывают ответственность.

 

- хороводная игра

  Нами используются такие игры, как «Игровая», «Заря», «Гуси», «Березка»

Эти игры увлекательны, развивают навыки общения, включают в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным  и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями на встречу друг другу.

Очень часто сопровождаем игры неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Помимо считалок дети используют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.  Дети делятся на команды.

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?

А также в жеребьевке используем короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?»

В некоторых играх перед началом применяем забавные певалки.

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

.Для постоянного повышения познавательного интереса детей соблюдаю определенные условия:

- применяю игры, соответствующие уровню развития детей, затем – несколько усложняю. Таким образом, есть возможность наиболее эффективно стимулировать проявления самостоятельности и инициативности, активизировать воображение;

- создавая ситуацию ожидания, позволяю каждому ребенку проявить себя в игре;

- доверяю ребенку выбор игры, создавая ему ситуацию успеха.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь моих воспитанников считаю:

-глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром;

- владение методикой педагогического руководства;

- привлечение внимания ребят к ее содержанию;

- следить за точностью движения;

- за дозировкой физической нагрузки;

- поддержанию и регулировки эмоционально-положительного настроения и взаимоотношения играющих;

- приучать их ловко и стремительно действовать;

- оказывать товарищескую поддержку;

- добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Одним словом передо мной стояла задача – научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случаи дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

И так русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство

Работая с детьми, я всегда помню, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных пословиц в педагогическом процессе современных дошкольных образовательных учреждений

Пословицы выступают инструментом реализации педагогических требований....

Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении— это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошк...