Перспективное планирование и картотеки по социокультурным истокам
картотека (младшая группа)
Перспективное планирование и картотеки по социокультурным истокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_sotsiokulturnye_istoki.docx | 24.53 КБ |
kartoteka_kolybelnyh_pesen.docx | 22.82 КБ |
kartoteka_pestushek.doc | 89 КБ |
kartoteka_horovodnyh_igr.docx | 60.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Время проведения | Тема итогового занятия | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» | «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | Сотрудничество с семьёй | |
Сентябрь | Любимое имя | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми об имени. Рассматривание семейных фотоальбомов, разговор об именах всех членов семьи. Рассказ воспитателя о смысле имени. Называние кукол по именам. Игровая деятельность. Хороводная игра «Именины». Сюжетно – ролевая игра «Семья» (дадим имена куклам). Игра – этюд «Назови ласково». Народная игра с движениями «Кто позвал?» Речевая игра «Назови свое имя» Игры – инсценировки: «Катя, Катя, маленька…», «Наша Машенька в дому…», «Наша Маша маленька…», «А, Ванюша, попляши» и др. | Музыкальная деятельность Пение: «Ходит Ваня» - обр. М. Раухвергера; «Юрочка» - обр.М. Красева. Слушание: «Корова» сл. О. Высотской, муз. М. Раухвергера. Муз.движения: «Игра в мяч» муз. М. Красева; игра «Покатаем машинку» муз. Е. Макманцева; «Сапожки скачут по дорожке» муз. А.Филиппенко, слова Т.Волгиной.
| Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Русский фольклор. Песенки. «Катя - Катя маленькая»; «Наша Машенька в дому»; «Николенька гусачок». Сказки. «Теремок». Отечественная классическая литература. Поэзия. «Белая березка»; «Березонька кудрявая». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Любимое имя» книги 1 «Доброе слово» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Русские народные хороводные игры «Ходит Ваня», «Именины».
| Занятие с родителями на тему «Имя моего ребёнка». Семейное чтение 1 части «Любимое имя» книги 1 «Доброе слово». | |
Октябрь | Доброе слово | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о значении добрых слов и выражений. Рассматривание иллюстраций детей с разным эмоциональным состоянием, связь добрых слов и вызвавших их чувств. Игровая деятельность. Словесная игра «Доброе слово сказать». Сюжетно – ролевая игра «Семья» (употребление добрых слов и выражений); «День рождения куклы»; «Кукла заболела». Сюжетно-дидактическая «Напоим куклу чаем»; Игра-инсценировка «Ладушки-оладушки». | Музыкальная деятельность. Пение: «Кошка» муз. А. Александрова, «Птичка» муз. М. Раухвергера,; «Воробей». сл. А.Чельцова муз. В.Герчик. Слушание: «К нам гости пришли» муз. А. Александрова; «Мамочка», муз. Е. Тиличеевой, «Болезнь куклы», П.И.Чайковский; «Новая кукла» П.И.Чайковский, «Кто у нас хороший» - русская народная игра. Муз. движения: «Подружились» Т. Вилькорейской, «Ладушки» русская народная обр. Г.Фрида, «Зайка» обр. Г.Лоб; «К нам гости пришли», муз. З.Александрова, сл.М. Ивенсен. | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Русский фольклор. Потешки. «Ой, люшеньки - люшки!»; «Эх, водичка хороша»; «Петушок у нас горластый». Отечественная классическая литература. Поэзия. Э.Костина «Доброе утро»; А.Яшин «Я люблю, когда при встрече…». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Доброе слово» книги 1 «Доброе слово» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Русская народная игра«Кто у нас хороший?» Трудовые поручения. «Доброе дело и доброе словодля семьи и друзей» (помочь убрать игрушки, умыть и причесать кукол, подарить добрые слова и др.). | Занятие с родителями на тему «Доброе слово. Семейное чтение 2 части «Доброе слово» книги 1. | |
Ноябрь | Ласковая песня | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о колыбельной песне мамы. Мультимедийные презентации«Колыбельная», «Мама». Рассматривание иллюстраций: «Дитя в колыбели», «Мать и дитя». Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры с куклами на темы семьи«Укладываем | Музыкальная деятельность. Пение: «Серенькая кошечка» - муз. Витлина; «Ладушки» - обр. Г.С. Фрида. Слушание: «Колыбельная» - муз. В.А.Моцарта, «Звездочка моя» муз. Л. Старченко. Муз. движения: игра «Кошка и котята» муз. М. Раухвергера, «Кукла шагает и бегает» | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Русский фольклор. Колыбельные песенки. «Ай, люли-люленьки»; «Баю, баю, баиньки»; «Баю – бай, за рекой»; «Кукольная колыбельная». Отечественная классическая литература. Поэзия.Г.Ладонщиков «Спи, моя крошка любимая!»; А.Майков «Спи, дитя мое, усни». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Русские народные хороводные игры «Заинька», «Молчанка», «Жили у бабуси». Элементарный хозяйственно – бытовой труд. Совместное дело. (В игровом уголке застелить | Семейное чтение 3 части «Ласковая песня» книги 1. | |
Декабрь | Праздничная песня | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о праздниках Нового года и Рождества. Рассматривание иллюстраций, картин о рождественской ёлке. Праздничные игры, фокусы, забавы.«Зимний концерт для кукол» Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Праздник в семье» (с использованием праздничных рождественских песен). Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». Совместная трудовая деятельность взрослого с ребёнком по подготовке группы к празднику Нового года и Рождества. «Познавательное развитие» Оформление странички народного календаря (месяц «Просенец», декабрь). Интегрированное занятие «Берегите ёлочку – живую иголочку» (экологическое). Акция «Сохраним ель». Цикл наблюдений в природе. Ель и сосна. | Музыкальная деятельность Пение: «Елочка» - муз. Бахутовой. Слушание: «В лесу родилась елочка», «К нам приходит Новый год» муз. В.П. Герчик, «Нарядили ёлочку» А.Д. Филиппенко. Муз. движения: «Звери на елке» муз. Л. Вихаревой, «Зайчик и лисичка» муз. Г.А. Финаровского. «Лесом по проселку» муз.Л.К.Бекман, слова Р.А.Кудашевой. | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Отечественная классическая литература. Поэзия. «Рождество». Проза. К.Лукашевич, рассказ «Елка». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Праздничная песня»книги 1 «Доброе слово» | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Подвижные игры вокруг рождественской елки: «Жмурки с колокольчиком», «Заморожу», «Каравай»и др. Элементарный хозяйственно – бытовой труд. Совместное дело. Подготовим и украсим группу к празднику своими руками. | Семейное чтение 4 части «Праздничная песня» книги 1. | |
Январь | Любимый образ | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о маме, о добром отношении к ней. Мультимедийные презентации «Мама – солнышко моё», | Музыкальная деятельность Пение: «Пирожки» муз. А.Д. Филиппенко, «Мамины помощники». Слушание: «Бабушка моя» муз. Е. Гомоновой, «Мамочке любимой» муз. | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Русский фольклор. Сказки. «Золотое яичко» . | Двигательная, игровая деятельность. Подвижные игры: «Птенцы», «Курица и цыплята и др. Ручной | Занятие с родителями на тему «Любимый образ». Семейное чтение 1 части «Любимый | |
Февраль | Образ света | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о солнышке, которое светит, греет, радует. Игровая деятельность Игры – экспериментирования с зеркалом. «Солнечные зайчики». Хоровод «Солнышко – вёдрышко». Игры-инсценировки:«Солнышко –колоколнышко», «Солнышко появись» и другие. Речевое упражнение«Где солнечный зайчик?» Сюжетно-дидактические: «Оденем куклу на прогулку», «Прогулка с куклами» «Познавательное развитие» Наблюдения за солнцем. Беседа с детьми о солнце. Мультимедийная презентация «Солнышко, посвети!»Оформление странички народного календаря (месяц «Бокогрей», январь). | Музыкальная деятельность Пение: «Есть у солнышка друзья» муз. Е. Тиличеевой, «Солнышко» муз. М. Раухвергера, «Солнышко-ведрышко» муз. В. Карасевой. Слушание: «Солнышко» муз. Попатенко, «Лесная песенка» муз. В.Л. Витлина Муз. движения: игры «Солнышко и дождик» муз.М. Раухвергера, «Бабушка кисель варила»,«Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличевой, сл.Е. Каргановой. Хороводная игра «Солнышки но платьице». | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Русский фольклор. Потешки. «Солнышко, солнышко, красное ведрышко»; «Солнышко, появись!»; «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!»; «Солнышко-ведрышко!», «Солнышко, покажись!», «Свети-свети, солнышко!» Отечественная классическая литература. Проза. А. Бродский «Солнечный зайчик. Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Образ света» книги 2 «Добрый мир». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнышко утром рано встало», «Солнышко, появись», «День и ночь». Ручной художественный труд. Аппликация «Солнышко» для оформления группы. | Занятие с родителями на тему «Добрый мир». Семейное чтение 2 части «Образ света» книги 2. | |
Март | Добрый мир | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о добром мире. Выставка иллюстраций «Наш добрый мир». Игровая деятельность. Имитационная игра «Вышла курочка гулять», «Помощники», хороводная игра «Солнышкино платьице». Сюжетно – ролевая игра «Наш дом» (с отображением ролевого взаимодействия всех членов семьи). Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Золотое яичко». | Музыкальная деятельность. Пение: «Бабушка» муз. Мурычевой, песня «Цыплята» муз. А.Д. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Хороводная игра «Песня про солнышко» муз. А.Д. Филиппенко, слова Т. Волгиной. | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Отечественная классическая литература. Проза Е.Королева «Наш дом», Авторская сказка. Э. Михаленко «Самый лучший в мире дом». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Добрый мир» книги 2 «Добрый мир». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Подвижные игры: «Наседка и цыпля- та», «Мамам дружно помогаем», «Зайка серый умывается». Ручной художественный труд. Подарок своими руками для близких людей. | Семейное чтение 3 части «Добрый мир» книги 2. | |
Апрель | Добрая книга | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьмио том, «Чему учит добрая книга». Рассматривание образов-иллюстраций в добрых книгах. Выставка «Наши добрые книги». Игровая деятельность. Имитационные игры: «На лугу», «Репка» и др. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Репка». Дидактическая игра с кубиками«Сложи сказку» Дидактическая игра «Угадай сказку». | Музыкальная деятельность. Слушание: Прослушивание фрагметнов из музыкальных сказок. Муз. движения: Хороводная игра с пением «Теремок». Хороводная игра «На лугу» муз. И.Н. Кишко, сл. Мельниковой, «Репка» муз. Т.А. Попатенко, сл. Кузнецова. | Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Русский фольклор. Сказка. «Репка». Потешки. «Ай-люли, ай-люли», «Сидит белочка на тележке». Отечественная классическая литература. Поэзия. Н.Полякова «Доброе лето», А.Плещеев «Хлопотливая птичка», Я.Егоров «Мальчик и рыбки». Рассказ. Л.Нечаев «Самый вкусный пирожок». Рекомендуемая литература для дополнительного чтения. Русский фольклор. Сказка. «Три медведя», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома«Добрая книга». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Подвижная игра с пением«Репка - репонька». Элементарный ручной труд. Совместное дело. Подклейка детских книг. | Занятие с родителями на тему «Добрая книга». Семейное чтение 1 части «Добрая книга» книги 3. | |
Май | Любимая книга | Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность. Беседа с детьми о любимых детских книгах. Выставка «Наши любимые книги». Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь». Игра с договариванием «Расскажите сказку» (стр. 21-22 книга №3). Игры-драматизации: «Репка», «Теремок», «Лошадка» Сюжетно-дидактическая, сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин», «Расскажем (почитаем) кукле (дочке) любимую книгу». | Музыкальная деятельность Муз. движения: игры - инсценирование по мотивам русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» (с пением).
| Восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность. Русский фольклор. Сказка. «Маша и медведь». Отечественная классическая литература. Поэзия. И.Брусова «Доброта», Загадкипо сказкам. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Кот Васька» Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома«Любимая книга» книги 3 «Добрая книга». | Двигательная, игровая, музыкальная деятельность. Подвижная игра с элементами театрализации по мотивам русской народной сказки «Теремок». Хороводная «Ходит Васька кот». Ручной труд. Совместное дело. Подклейка любимых книг вместе с педагогом и родителями. | Семейное чтение 2 части «Любимая книга» книги 3. |
Предварительный просмотр:
Картотека колыбельных песен
***
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Тихо детку усыплять:
- Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай!
***
А-а-а, баю-баю-баю. Баю-баю-баинки,
Я скатаю валенки
Сыночку на ноженьки
Бегать по дороженьке.
Баю–баю–баю-бай,
***
Не ложися на краю –
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
А баю-баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток –
Там птички поют,
Тебе спать не дают.
А-а-а-а-а, баю-баю-баю.
***
Дрёма в избу пришла
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.
***
Котя-котя, коток,
Котя - серенький хвосток!
Прийди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Шубку кунью я куплю
И сапожки закажу.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
***
Котя, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, милый, ночевать!
Нашу Машеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да горшок молока,
Красну шапочку куплю,
Шубку новую сошью,
Лапки вызолочу,
Хвостик высеребрю.
***
Колыбельная песня
Аполлон Майков
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
“Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?”
“Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!
***
Глазки сон смежает,
Пчёлка пролетает,
Сладкий мед, сбирая,
По цветам порхая.
Смолкло птичек пенье;
Словно сновиденье,
Ночь спустилась над землёй,
Шепчет: « Глазки ты закрой.
Спи подольше, милый,
Спи, мой шаловливый.
Птички спят ещё в саду,
Я твой сон здесь берегу".
***
Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять, готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!
***
«Спи, моя радость усни»
Слова С. Свириденко,
Музыка В.А. Моцарта
Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.
Всё-то добыть поспешишь,
лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.
***
Лунные поляны,
Ночь, как день, светла...
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала:
В уголок подушки
Носиком уткнись...
Звёзды, как веснушки,
Мирно светят вниз.
Лунный сад листами
Сонно шелестит.
Скоро день настанет,
Что-то он сулит.
Догорает свечка,
Догорит дотла...
Спи, моё сердечко,
Ночь, как сон, светла.
Догорает свечка,
Догорит дотла...
Спи, моё сердечко,
Спи, как я спала.
***
«Сверчок»
Слова Э. Аспазии,
Музыка Р.Паулса
За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок,-
Вон за окном морозная,
Светлая ночка звездная.
Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь, сияют звездочки,
Месяц плывет на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.
Будут орехи, сладости,
Будут забавы, радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.
Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.
***
«Колыбельная Медведицы»
Слова Юрия Яковлева,
Музыка Евгения Крылатова
Ложкой снег мешая, ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи - белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш!
Мы плывем на льдине, как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи - звездные медведи
Светят дальним кораблям.
***
«Спят усталые игрушки»
Слова З. Петрова
Музыка А. Островский
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: "Баю-бай!"
В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо Жар-птицы.
Глазки закрывай! Баю-бай!
Обязательно по дому в этот час. Тихо-тихо ходит Дрёма возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: "Спокойной ночи!"
Глазки закрывай! Баю-бай!
Предварительный просмотр:
«Потягунюшки, ***** «Потягушечки! Ноги - бегушечки».
***** «Мешу, мешу тесто, Поехали, поехали ***** Хороша дорога, ***** Токи-токи-тошки, ***** Та-та-та, та-та-та, Большие ноги ***** «Ладушки-ладушки, - У Аннушки. - Оладушки. - Съели ... Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке: Ладушки-ладушки, - У Панечки. -Прянички! ***** | |
Г. Лагздынь Потягушечки Вот проснулись. ***** Топ-топ-топотушки, Раз шажок! Раз шажок! Два шажок! ***** Три-та-туш-ки Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки! Едет Маша на подушке! На подушечке верхом! Бух! С подушки кувырком! Положили на подушки Положили на подушки: Куклы – щёчки, Зайки – ушки, Козлик – рожки, Свинка – ножки. Балалайка Балалайка, балалайка! Ну-ка, песенку сыграй-ка! ***** Ладушки Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки! Чистые ладошки, Вот вам хлеб да ложки! | |
*****
Сорока, сорока,
Кашу варила, гостей манила,
На порог скакала, гостей созывала.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала,
А этому не досталось.
Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,
Дам тебе я кашки
На красной ложке,
На пешным (печном) окошке.
Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!
*****
- Сорока, сорока, где была?
- Далёко.
Кашу варила,
Гостей манила.
Кашу на стол,
Гости за стол.
Кашу со стола,
Гости со двора.
Вариант:
Гости на двор,
Кашу за стол,
Гости со двора,
Кашу со стола.
Ши-и-ш, полетели,
На головку сели,
Песенку спели,
Опять улетели.
*****
Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шестка,
Одна липова доска.
Как на этой на доске
Лежал серенький коток,
Лежал серенький коток,
Раскудрявенький лобок.
Вот повадился коток
К двум старушкам в полгребок,
К двум старушкам в погребок
Красть сметану и творог.
Как заметили кота
Две старушки из окна,
Побежали за котом
С дубиною, с батогом.
Как ударили кота
Поперек да живота,
Повернулся наш коток
С боку на бок раз пяток.
*****
Ах ты, котенька-коток,
Кудреватый твой лобок.
Вот повадился коток
Лазить в чужой погребок.
Лазитьв чужой погребок
По сметанку и творог.
Вот споймали кота,
Отлупили и бока
И повесили кота
На шабровы ворота.
Вот те, котенька-коток,
И сметанка, и творог,
И сметанка, и творог,
И парное молоко!
*****
Сказка – побаска
Ехала по лавке,
Задком, задком, на боярский двор.
Там и шапочки пушат, перепушивают,
Одна шапочка упала,
А татарочка украла.
Татарочка маненька,
Ударила в доску,
Поехала в Москву
А в Москве калачи.
Как огонь горячи.
А в Петербурге вино
По копейке ведро.
Хошь пей, хошь лей,
Хошь укачивайся,
С боку на бок перворачивайся.
*****
Как у бабушки Варвары
Сидят курочки в амбаре.
Они росются, в избу просются.
Надо бабушке вставать,
Пашенца курам давать.
Напоила, накормила,
Полетели на дубок.
А дубок сломился,
Другой укоротился.
Маленьки татарочки
Взяли все по палочке,
Стукнули в доску,
Поехали в Москву.
А в Москве не рано
Убили барана.
У барана попа драна,
У быка под бока.
У быка под бока
Надоили молока,
Кринку да юнку
Серому котенку.
Хошь пей, хошь лей,
Хошь окачивайся,
С боку на бок, на бочок
Перворачивайся.
*****
Летели две птички,
Собой невелички.
Шуба рвана, без кармана,
Без подметок сапоги,
Нахлобучена фуражка,
А в карманах пироги.
Как они летели,
Все люди глядели.
Шуба рвана без кармана,
Без подметок сапоги.
Нахлобучена
Как они садились,
Все люди дивились.
Шуба рвана без кармана,
Без подметок сапоги.
Нахлобучена фуражка,
А в карманах пироги.
*****
Потягу-тягунюшки.
Порасту-растунюшки!
Ножки ходунюшки!
Ручки хватунюшки!
В роток говорок,
А в голову разумок.
*****
Тяги, тяги, потягушеньки!
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
*****
Ах, ты, моя девочка,
Пушистая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
*****
Ой ладки-ладок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок;
Расти и повыше -
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтоб все видеть могли!
*****
Ване-соколочку,
дам я три цветочка.
Один цветок игривый,
Другой цветок сонливый,
А третий - счастливый.
Чтобы Ваня не болел,
На сердечко не скорбел.
А в роток говорусеньки,
А в ножки - ходусеньки,
А в ручки - ладусеньки.
Вырастай здоровенький,
Хорошенький, пригоженький,
Матушке - на забаву,
Батюшке - на славу.
*****
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.
*****
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.
*****
У волка - боли.
У зайца - боли,
У медведя - боли,
У Павлуши - заживи!
*****
Ай, не плачь, ты не плач!
Я куплю тебе калач.
Ой, не вой, ты не вой!
Я куплю тебе другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари!
*****
Ладушки,ладушки,
Где были ? - У бабушки.
А у нашей бабушки
На столе оладушки
И с малиной пирожок -
Ну-ка съешь его, дружок!
*****
Тпрушки, тпрушки,
На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Тпрушки, тпрушки
Пекла баба ватрушки.
Всем по преснушке,
А Андрюшке - ватрушку.
Тпрушки, тпрушки,
Всем - по ватрушке,
А две - Андрюшке.
*****
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не ш ипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите.
Наших деток (нашу детку) накормите.
*****
Пришел кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел
Поесть (есть ...) Ванечке велел.
*****
Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела-
В рот захотела.
*****
Пошел Степа на бережок.
Нашел каши горшок.
Толоконца комок.
Каша масленая,
Ложка красненькая.
Ложка гнется!
Степка смеется,
Душа радуется!
*****
Ой, ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.
*****
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
*****
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!
*****
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?
*****
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
*****
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А вручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в умок - разумок!
*****
Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
*****
Чку, чук, чучки,
На горе - стручки,
Под горой - лопатки,
Бегают ребятки.
*****
Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся - вода,
С лебедя - вода,
А с тебя худоба.
*****
У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит.
*****
У лисы болит,
У волка болит,
От Катюши боль
На березу в лес улети!
*****
Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
*****
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
*****
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Щи да капустку.
- Что на заедку?
- Сладенькую репку.
- Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
*****
Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложечку,
Другому - ложечку,
А третьему - целую поварежечку!
*****
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -
Не дам тебе кашки!
*****
- Пальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.
*****
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп, хлоп.
- Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю!
*****
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
*****
От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
*****
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.
*****
С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!
*****
Ах, ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
*****
Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке,
Щелкает орешки.
Иди зайчик, не проси,
Сам орешком натруси.
*****
Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!
*****
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...
*****
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
*****
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
*****
«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
*****
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»
Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
*****
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
*****
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...
*****
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
*****
Ладушки, ладушки,
Курочки-рябушки.
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки.
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками - хлоп-хлоп!
Ну а мы их - хоп-хоп!
И поймали!
*****
Прилетели, прилетели
Воробышки в огород.
Загалдели, загалдели:
- Чей горох, чей горох?
Прибежал старик хромой:
- Мой, мой, мой, мой!
А воробышки клюют -
- Чик да чок! Чик да Чок!
За стручком стручок
Рассердился старичок:
- Ишь!
Размахнулся старичок:
- Кыш!
*****
Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Пошла деточка плясать -
Хоть и маленькая!
*****
Гоп-гоп, гули, гоп,
Кто сел Машеньке на лоб,
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!
*****
Летела пчела около чела -ж-ж-ж!
Летела оса около носа - дз-дз-дз!
Летела мушка около ушка - бз-бз-бз!
Летел жук - в голову - бух!
*****
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке- песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
*****
Ехали дрожки
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки,
Лугом, лесочком
С кочки на кочку.
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням,
По ухабам, по корням.
Прямо в яму - БАМ!
*****
Ехали мы, ехали
К белке за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!
*****
Поскакали, поскакали,
С румянными калачами.
В три прыжка, вприскочку
По пенькам, по кочкам.
На молоденькой лошадке -
Трюх, трюх, рюх, трюх!
На усталой старой кляче -
В ямку - бух!
*****
Тюшки, тю-тюшки,
Веселы все душки.
Подыму Егорку
На крутую горку.
Бух, покатился,
С горки свалился!
*****
Шла веселая собака,
чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
голову задрав,
А за ними поросенок,
чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю!
*****
Ай, ай, айчик!
Приходи к нам зайчик!
И Ванюшу забирай,
Непослушненького,
Балавушненького.
*****
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Тебе для потешки.
Если будешь плакать -
Дадим рваный лапоть.
*****
Уходите, боли, в пол.
Уходите, боли, в лес.
К лисе хитрющей,
К волку в пущу,
К вороне в гнездо,
К рыбке на дно,
К медведю в берлогу,
Ко всем по-немногу.
Улетели боли,
Не вернутся боле.
*****
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.
*****
Глубоко - не мелко!
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная марковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
*****
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели,
Как они садились,
Все на них дивились.
Ам, ам, ам, ам.
Ах, ах, ах, ах.
*****
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели.
*****
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, ЗАБОДАЕТ!
*****
Идет коза рогатая,
Идет по боку дратая!
Кто молочка не пьет,
Того рогом бьет -
Пыр, пыр, пыр!
*****
Гроза идет!
Коза бредет!
Травку жует!
Молочко дает!
Кто кашку не ест,
Молочко не пьет?
Того забодает,
На рогах унесет!
*****
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Танюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
*****
Водица-царица,
Всем помошница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!
*****
Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.
*****
Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все-равно черным-черна!
*****
Заинька, приди к нам,
Серенький, приди к нам.
И так и сяк, приди к нам,
И так и сяк, приди к нам!
Заинька, умойся,
Серенький, умойся.
И так и сяк, умойся,
И так и сяк, умойся!
Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
И так и сяк, причешись,
И так и сяк, причешись!
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
И так и сяк, попляши,
Серенький, попляши!
*****
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!
Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!
Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!
*****
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
*****
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
*****
Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
*****
Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
*****
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти,расти, коса,
Всему городу краса
*****
Предварительный просмотр:
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя
Большие и маленькие ножки
Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ, топ, топ то топ,
Топ, топ, топ то топ.
СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя
Мы по лесу идем
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка
громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису
позовем».
ОКТЯБРЬ 1-2 неделя
По ровненькой дорожке
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!
На последней строчке присядьте.
ОКТЯБРЬ 3-4 неделя
Зайка шел
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
НОЯБРЬ 1-2 неделя
Раздувайся, пузырь!
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
И не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.
Повторить несколько раз.
НОЯБРЬ 3-4 неделя
Водят пчелы хоровод
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод -
Брум, брум.
В барабан ударил кот -
Трум, трум.
Стали мыши танцевать -
Тир-ля-ля,
Так, что начала дрожать вся земле.
ДЕКАБРЬ 1-2 неделя
Матрешки
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
ДЕКАБРЬ 3-4 неделя
Медведь.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
И.Токмакова
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
ЯНВАРЬ 1-2 неделя
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.
ЯНВАРЬ 3-4 неделя
Зайка
«У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так».
Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так, дети присаживаются на корточки и руками
И ушами шевелит! изображают, как зайка шевелит ушками.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, поглаживают то одну, то другую руку, слегка
Надо лапочки погреть! прихлопывают в ладошки. Затем встают.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать! подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются
Скок-скок-скок-скок, согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются
Надо зайке поскакать! на место, а зайка выбирает себе замену.
ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя
Затейники
Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так…
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое - нибудь движение, и все должны его повторить.
Игра повторяется с другим водящим.
ФЕВРАЛЬ 3-4 неделя
Мы топаем ногами.
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя
круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!».
Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра
повторяется.
МАРТ 1-2 неделя
Кошки – мышки
Становитесь в хоровод!
Оля – мышка,
Саша – кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не поймать!
Е.Серова
Дети сидят (стоят) по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другим котом и мышкой.
МАРТ 3-4 неделя
Карусели.
Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
АПРЕЛЬ 1-2 неделя
На реке камыши
Возьмитесь за руки и идите по кругу:
На реке –
Камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
остановитесь и повернитесь лицом в центр круга
Круг – помладше, сделайте шаг к центру
Круг – совсем
Малыши! сомкните круг.
АПРЕЛЬ 3-4 неделя
Тишина
Играющие идут по кругу и говорят:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!
По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении они находятся до 10 с. Те, кто пошевелится, не удержит равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 2 – 3 раза.
МАЙ 1-2 неделя
Конь – огонь
Дети передвигаются по кругу поскоком – как лошадки. По мере передвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:
Гоп – гоп – гоп!
Ты скачи, скачи в галоп!
Все в галоп, все в галоп!
Гоп – гоп – гоп!
После паузы задание повторяется.
МАЙ 3-4 неделя
Солнышко и дождик
Дети идут по кругу и проговаривают:
Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
На сигнал дождь идет, скорей домой
дети бегут к воспитателю под зонтик.
Воспитатель говорит:
Дождь прошел.
Солнышко светит.
Игра повторяется.
ИЮНЬ 1-2 неделя
Аленький цветочек.
Аленький цветочек,
словно огонечек дети идут хороводным шагом
Раз, Два, три –
повернись, Алена ты
названный ребенок поворачивается спиной в круг.
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!
все дети поворачиваются лицом в круг.
ИЮНЬ 3-4 неделя
Подарки
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в
центре. Играющие идут по кругу и говорят:
Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет
С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу
называет, какой из перечисленных подарков он хочет
получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу –
пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу
выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
ИЮЛЬ 1-2 неделя
Каравай
Сделать круг. На середину круга выходит Петя.
После этого все идут справа налево и поют песенку:
- Как Пете на рожденье
Испекли мы каравай!
- Вот такой вышины!
Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.
- Вот такой нижины!
Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.
- Вот такой ширины!
И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:
- Вот такой ужины!
Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:
- Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!
Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:
- Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.
ИЮЛЬ 3-4 неделя
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
А.Береснев
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
АВГУСТ 1-2 неделя
Флажок
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:
Дети стали в кружок,
Выйди, Оля, в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, Оля, флажок!
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними!
Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.
АВГУСТ 3-4 неделя
Колпачок и палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,
надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до
самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за
руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование для средней группы. Программа "Истоки"
Комплексно тематиеское планирование "Художественно-эстетическое розвитие"Косплексно-тематиеское планирование "Речевое развитие"Комплексно-тематическое планирование " Познание"Комплексно-тематиеское пл...
Картотека потешек и перспективное планирование по программе "Социокультурные истоки" для второй младшей группы.
Русские народные потешки на все случаи жизни...
Перспективное планирование по программе "Социокультурные истоки"
При реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовательном учреждении создаётся образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направле...
Перспективно - тематическое планирование совместной деятельности по программе "Социокультурные истоки" для детей 4-5 лет.
В своей работе я предлагаю комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы. Оно разработано в соответствии с содержанием программы реализуемо...
Перспективное планирование и картотеки по социокультурным истокам
картотека (младшая группа)...
перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки»...
Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» Для детей с 3-х до 8-хлет.
Цель: воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа....